Инновационная деятельность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение инновационной деятельности РФ. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Исследовать современное состояние инновационной деятельности РФ;

2. Исследовать характеристики и особенности инноваций и инновационный процесс;

3. Проанализировать состояние инновационной деятельности РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 5
1 Инновационная деятельность как фактор повышения рентабельности и улучшения конкурентоспособности РФ……………………………………..
7
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности………………………………………………………………….
7
1.2 Инновационная стратегия РФ…………………………………………..... 10
2 Анализ эффективности инновационной деятельности РФ……………… 17
2.1 Основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной деятельности……………………………………... 17
2.2 Анализ и оценка организации инновационной деятельности РФ……... 20
2.2.1 Оценка текущего инновационного потенциала России……………… 20
2.2.2 Проблемы инновационного развития России………………………… 25
3 Совершенствование инновационной деятельности………………………. 28
3.1 Обзор инновационной деятельности Российской Федерации…………. 28
3.2 Регулирование инновационной деятельности РФ……………………… 30
Заключение……………………………………………………………………. 34
Список использованных источников………………………………………... 35
Приложение А(Целевые индикаторы реализации стратегии)……………... 36

Вложенные файлы: 1 файл

1Глава.docx

— 88.94 Кб (Скачать файл)

       Этот вариант ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок. Спрос на отечественные технологии создается не только  потребностями обеспечения интересов национальной безопасности и обороны, но и развитием энерго-сырьевого сектора (АЭС на основе реакторов на быстрых нейтронах, технологии добычи нефти в сложных геологических условиях, переработки вязких нефтей, танкеры СПГ). Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение.

       Догоняющий путь развития хорошо известен на примере целого ряда новых индустриальных государств, начиная с Японии в послевоенные годы, Южной Кореи, а в более недавний период – стран Юго-Восточной Азии (Малайзия, Сингапур) и, наконец, безусловно, наиболее яркий пример из современной истории - Китай.

       В его основе лежит максимальное использование доступных на мировом рынке технологий, которые закупаются, либо, что чаще, привлекаются в страну вместе с иностранным капиталом. Эти импортируемые технологии не являются самыми передовыми из тех, что используются в мире. Самые передовые технологии, как правило, используются странами – производителями этих технологий, поскольку позволяют получать инновационную ренту. Производства, основанные на новых технологиях, или производства новых продуктов выводятся в третьи страны (или продаются технологии, лицензии, ноу-хау) только после того, как продукция становится распространенной, конкуренция возрастает, и оптимизация бизнеса требует переноса производства в страны с меньшим уровнем издержек. Из этого правила могут быть исключения (например, уникальные технологии добычи полезных ископаемых, которые целесообразно применять сразу в других странах). Кроме того, самые новые технологии чаще всего требуют высококвалифицированной рабочей силы или сервиса, наличия научной и технологической базы, с чем в развивающихся странах, вставших на путь догоняющего развития, обычно есть проблемы [9].

       Таким образом, для России догоняющий путь развития означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам технологий в качестве первого этапа технологической модернизации.

       Реализация смешанной стратегии инновационного развития, нацеленной на достижение лидерства в отдельных приоритетных секторах при поддержании достаточного уровня конкурентоспособности большинства остальных означает сохранение преемственности с политикой, реализуемой в последние годы, при значительном повышении ее активности и системности. Будет продолжена реализация мер по достройке и повышению эффективности инновационной инфраструктуры.

       Также будет обеспечено продолжение и завершение ключевых инициатив в сфере инноваций, перевод наиболее удачных из реализуемых в «экспериментальном» и «пилотном» режиме мер в разряд основных мер политики. В то же время будут реализованы новые меры, направленные как на корректировку проводившейся ранее политики с учетом изменившейся в результате кризиса экономической ситуации, так и на решение проблем инновационного развития иными, чем ранее, способами.

Таблица 3 - Целевые индикаторы реализации поставленных задач

Наименование  индикатора 2010 г. 2016 г. 2020 г.
1 2 3 4
Коэффициент изобретательской активности(число  отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10000 населения)  
1,95
 
3
 
4
Число созданных передовых производственных технологий 854 1500 2500
Интенсивность затрат на технологические инновации (удельный вес затрат на технологические  инновации в общем объеме отгруженных  товаров, выполненных работ, услуг)  
1,39
 
2,0
 
2,5
 

 Продолжение таблицы  3

1

2

3

4

Доля  уникальных, высокоточных, измерительных, аналитических, технологических приборов и оборудований, уникальных стендов  и комплексов не старше 8 лет (с учётом их модернизации) в общей стоимости  машин и оборудования участников НИС в %

 
 

45%

  

65%

 
 

85%

       В целях эффективной реализации Стратегии  будет реорганизована система стратегического  управления в сфере инновационного развития.

       Будет выстроена четкая иерархия документов стратегического планирования, определяющих государственную политику в сфере  науки и инноваций. Главными документами  будут являться Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (КДР) и разработанная на ее основе Стратегия  инновационного развития Российской Федерации на период до  2020 года. Эти документы будут уточняться в том числе с учетом результатов регулярно обновляемого научно-технологического прогноза. В рамках этих документов также будут определяться ориентиры финансового обеспечения сферы науки и инноваций.

       Документами «второго уровня», разрабатываемыми в  соответствии с КДР и Стратегией с учетом результатов научно-технологического прогноза станут государственные программы. Для реализации Стратегии будут  сформированы государственные программы  по развитию образования, сферы исследований и разработок, поддержки инновационной  активности в экономике, развития информационного  общества, а также государственные  программы или подпрограммы госпрограмм, направленные на развитие высокотехнологичных  секторов экономики. В рамках государственных  программ будут детализованы механизмы  реализации Стратегии, конкретные меры, источники и объемы финансирования. При этом через инструмент государственных  программ общая инновационная политика будет связана с решением задач  инновационного развития в секторах экономики и социальной сферы  – здравоохранении, культуре, энергетике и т.д.

       Документами «третьего уровня», разрабатываемыми в соответствии с документами  вышестоящих порядков будут региональные стратегии инновационного развития. Это будет подразумевать привнесение  в относительно централизованный процесс  принятия решений, использующийся в  России, четкого понимания нужд и  потребностей на местном уровне, полученного  в результате применения подхода  «снизу-вверх». Усиление обратной связи  в системе государственного управления в сфере инновационного развития поможет органам власти федерального уровня лучше ориентировать меры по поддержке инноваций на региональные потребности. Параллельно  с документами стратегического планирования будет выстроена система формирования и уточнения, а также реализации технологических приоритетов, в рамках которой будут определяться конкретные приоритетные направления развития науки и техники, критические технологии, финансируемые государством в первоочередном порядке [10].

       При реализации мероприятий Стратегии  разрабатываемые государственные  программы, планы мер в соответствующих  сферах будут ориентироваться на ключевые результаты и сроки их достижения, приведенные в приложении А «Основные шаги по реализации стратегии».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2  Анализ эффективности инновационной деятельности 

       2.1 Основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы 
 

       Основные  меры по реализации государственной  политики в области развития инновационной  системы:

       1) организация мониторинга состояния  внутреннего и мирового рынков  инновационной продукции, анализ  параметров и динамики их развития, разработка прогнозов инновационно-технологического  развития страны;

       2) формирование и развитие системы  учета и контроля результатов  научно-технической деятельности;

       3) развитие государственной поддержки  отечественных участников инновационной  деятельности, в том числе путем  закупки их инновационной продукции  для государственных нужд и  размещения государственных заказов  на ее разработку на конкурсной  основе для предприятий любой  формы собственности;

       4) развитие условий для стимулирования  импортозамещения отечественной  конкурентоспособной инновационной  продукцией;

       5) развитие государственной поддержки  экспорта конкурентоспособной инновационной  продукции с защищенными правами  на объекты интеллектуальной  собственности;

       6) развитие условий для создания  государственно-частных партнерств  в инновационной деятельности;

       7) содействие развитию торговли  ценными бумагами предприятий  наукоемких высокотехнологичных  отраслей с целью повышения  их ликвидности, включая торги  опционами на право приобретения  прав на результаты научно-технической  деятельности;

       8) совершенствование системы финансовой  аренды (лизинга) уникального научного, технологического и производственного  оборудования;

       9) создание условий для осуществления  долгосрочного кредитования и  стимулирования инвестиционных  проектов компаний, осуществляющих  инновационную деятельность;

       10) создание условий для привлечения  и закрепления талантливой молодежи  в сфере инновационной деятельности;

       11) развитие системы непрерывной  подготовки специалистов по организации  и управлению в сфере инновационной  деятельности;

       12) пропаганда успехов и опыта  работы в сфере инновационной  деятельности в средствах массовой  информации, включая поддержку проведения  инновационных выставок и венчурных  ярмарок в регионах Российской  Федерации;

       13) создание системы статистического  наблюдения в сфере инновационной  деятельности по основным индикаторам  развития инновационной системы.

       Реализация  Основных направлений должна способствовать осуществлению к 2012 году структурных преобразований в экономике, ведущих к росту доли в валовом внутреннем продукте наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики, сферы сложных организационных, технических и бытовых услуг.

       Сформированная  инновационная система позволит вывести экономику страны из зоны преимущественного экспортно-сырьевого  развития и поддержать высокую динамику роста перерабатывающих отраслей, в  полной мере обеспечить конкурентоспособность  России в мировом сообществе и  ее равноправную интеграцию в мировое  экономическое пространство.

       К 2012 г. уровень и динамика коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, снижения рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности экономики страны должны стать решающим фактором улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации [11]. 

Таблица 4 - Механизмы реализации государственной политики 

Механизмы реализации Что механизмы  включают
1 2
Формирование  целостной системы организационно-правовых, экономических и иных норм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной  деятельности. Установление  порядка закрепления и передачи  прав на результаты интеллектуальной деятельности гражданского и двойного назначения, созданные за счет средств  федерального бюджета, с целью их введения в хозяйственный оборот;

Совершенствование законодательной базы для развития венчурного предпринимательства.

       переход к программно-целевому принципу государственной поддержки  инновационной деятельности путем  координации федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных  целевых программ, включая поддержку  инновационной деятельности в академиях  наук, имеющих государственный статус, государственных научных центрах  Российской Федерации и высших учебных  заведениях.  

Информация о работе Инновационная деятельность Российской Федерации