Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:27, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение инновационной деятельности РФ. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Исследовать современное состояние инновационной деятельности РФ;
2. Исследовать характеристики и особенности инноваций и инновационный процесс;
3. Проанализировать состояние инновационной деятельности РФ.
Введение………………………………………………………………………. 5
1 Инновационная деятельность как фактор повышения рентабельности и улучшения конкурентоспособности РФ……………………………………..
7
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности………………………………………………………………….
7
1.2 Инновационная стратегия РФ…………………………………………..... 10
2 Анализ эффективности инновационной деятельности РФ……………… 17
2.1 Основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной деятельности……………………………………... 17
2.2 Анализ и оценка организации инновационной деятельности РФ……... 20
2.2.1 Оценка текущего инновационного потенциала России……………… 20
2.2.2 Проблемы инновационного развития России………………………… 25
3 Совершенствование инновационной деятельности………………………. 28
3.1 Обзор инновационной деятельности Российской Федерации…………. 28
3.2 Регулирование инновационной деятельности РФ……………………… 30
Заключение……………………………………………………………………. 34
Список использованных источников………………………………………... 35
Приложение А(Целевые индикаторы реализации стратегии)……………... 36
Этот вариант ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок. Спрос на отечественные технологии создается не только потребностями обеспечения интересов национальной безопасности и обороны, но и развитием энерго-сырьевого сектора (АЭС на основе реакторов на быстрых нейтронах, технологии добычи нефти в сложных геологических условиях, переработки вязких нефтей, танкеры СПГ). Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение.
Догоняющий путь развития хорошо известен на примере целого ряда новых индустриальных государств, начиная с Японии в послевоенные годы, Южной Кореи, а в более недавний период – стран Юго-Восточной Азии (Малайзия, Сингапур) и, наконец, безусловно, наиболее яркий пример из современной истории - Китай.
В его основе лежит максимальное использование доступных на мировом рынке технологий, которые закупаются, либо, что чаще, привлекаются в страну вместе с иностранным капиталом. Эти импортируемые технологии не являются самыми передовыми из тех, что используются в мире. Самые передовые технологии, как правило, используются странами – производителями этих технологий, поскольку позволяют получать инновационную ренту. Производства, основанные на новых технологиях, или производства новых продуктов выводятся в третьи страны (или продаются технологии, лицензии, ноу-хау) только после того, как продукция становится распространенной, конкуренция возрастает, и оптимизация бизнеса требует переноса производства в страны с меньшим уровнем издержек. Из этого правила могут быть исключения (например, уникальные технологии добычи полезных ископаемых, которые целесообразно применять сразу в других странах). Кроме того, самые новые технологии чаще всего требуют высококвалифицированной рабочей силы или сервиса, наличия научной и технологической базы, с чем в развивающихся странах, вставших на путь догоняющего развития, обычно есть проблемы [9].
Таким образом, для России догоняющий путь развития означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам технологий в качестве первого этапа технологической модернизации.
Реализация смешанной стратегии инновационного развития, нацеленной на достижение лидерства в отдельных приоритетных секторах при поддержании достаточного уровня конкурентоспособности большинства остальных означает сохранение преемственности с политикой, реализуемой в последние годы, при значительном повышении ее активности и системности. Будет продолжена реализация мер по достройке и повышению эффективности инновационной инфраструктуры.
Также будет обеспечено продолжение и завершение ключевых инициатив в сфере инноваций, перевод наиболее удачных из реализуемых в «экспериментальном» и «пилотном» режиме мер в разряд основных мер политики. В то же время будут реализованы новые меры, направленные как на корректировку проводившейся ранее политики с учетом изменившейся в результате кризиса экономической ситуации, так и на решение проблем инновационного развития иными, чем ранее, способами.
Таблица 3 - Целевые индикаторы реализации поставленных задач
Наименование индикатора | 2010 г. | 2016 г. | 2020 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Коэффициент изобретательской активности(число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10000 населения) | 1,95 |
3 |
4 |
Число
созданных передовых |
854 | 1500 | 2500 |
Интенсивность затрат на технологические инновации (удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг) | 1,39 |
2,0 |
2,5 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
Доля уникальных, высокоточных, измерительных, аналитических, технологических приборов и оборудований, уникальных стендов и комплексов не старше 8 лет (с учётом их модернизации) в общей стоимости машин и оборудования участников НИС в % |
45% |
85% |
Будет выстроена четкая иерархия документов стратегического планирования, определяющих государственную политику в сфере науки и инноваций. Главными документами будут являться Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (КДР) и разработанная на ее основе Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Эти документы будут уточняться в том числе с учетом результатов регулярно обновляемого научно-технологического прогноза. В рамках этих документов также будут определяться ориентиры финансового обеспечения сферы науки и инноваций.
Документами
«второго уровня», разрабатываемыми в
соответствии с КДР и Стратегией
с учетом результатов научно-
Документами
«третьего уровня», разрабатываемыми
в соответствии с документами
вышестоящих порядков будут региональные
стратегии инновационного развития.
Это будет подразумевать
При
реализации мероприятий Стратегии
разрабатываемые
2
Анализ эффективности
инновационной деятельности
2.1
Основные меры реализации
государственной политики
в области развития
инновационной системы
Основные меры по реализации государственной политики в области развития инновационной системы:
1)
организация мониторинга
2)
формирование и развитие
3)
развитие государственной
4)
развитие условий для
5)
развитие государственной
6)
развитие условий для создания
государственно-частных
7)
содействие развитию торговли
ценными бумагами предприятий
наукоемких
8)
совершенствование системы
9)
создание условий для
10)
создание условий для
11)
развитие системы непрерывной
подготовки специалистов по
12)
пропаганда успехов и опыта
работы в сфере инновационной
деятельности в средствах
13)
создание системы
Реализация Основных направлений должна способствовать осуществлению к 2012 году структурных преобразований в экономике, ведущих к росту доли в валовом внутреннем продукте наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики, сферы сложных организационных, технических и бытовых услуг.
Сформированная
инновационная система позволит
вывести экономику страны из зоны
преимущественного экспортно-
К
2012 г. уровень и динамика коммерциализации
результатов интеллектуальной деятельности,
снижения рисков для инвестиций в высокотехнологичные
отрасли и повышение конкурентоспособности
экономики страны должны стать решающим
фактором улучшения качества жизни населения,
обеспечения социально-экономической
стабильности и национальной безопасности
Российской Федерации [11].
Таблица
4 - Механизмы реализации государственной
политики
Механизмы реализации | Что механизмы включают |
1 | 2 |
Формирование
целостной системы |
Установление
порядка закрепления и Совершенствование законодательной базы для развития венчурного предпринимательства. |
переход к программно-целевому
принципу государственной поддержки
инновационной деятельности путем
координации федеральных, региональных,
межведомственных и ведомственных
целевых программ, включая поддержку
инновационной деятельности в академиях
наук, имеющих государственный |
Информация о работе Инновационная деятельность Российской Федерации