Инновационная деятельность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение инновационной деятельности РФ. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Исследовать современное состояние инновационной деятельности РФ;

2. Исследовать характеристики и особенности инноваций и инновационный процесс;

3. Проанализировать состояние инновационной деятельности РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 5
1 Инновационная деятельность как фактор повышения рентабельности и улучшения конкурентоспособности РФ……………………………………..
7
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности………………………………………………………………….
7
1.2 Инновационная стратегия РФ…………………………………………..... 10
2 Анализ эффективности инновационной деятельности РФ……………… 17
2.1 Основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной деятельности……………………………………... 17
2.2 Анализ и оценка организации инновационной деятельности РФ……... 20
2.2.1 Оценка текущего инновационного потенциала России……………… 20
2.2.2 Проблемы инновационного развития России………………………… 25
3 Совершенствование инновационной деятельности………………………. 28
3.1 Обзор инновационной деятельности Российской Федерации…………. 28
3.2 Регулирование инновационной деятельности РФ……………………… 30
Заключение……………………………………………………………………. 34
Список использованных источников………………………………………... 35
Приложение А(Целевые индикаторы реализации стратегии)……………... 36

Вложенные файлы: 1 файл

1Глава.docx

— 88.94 Кб (Скачать файл)
 

Продолжение таблицы 4 

1 2
увеличение  доли внебюджетных ресурсов по мере выполнения этапов инновационных проектов. Создание институтов финансирования малых высокотехнологичных  предприятий на начальном этапе  создания ими инновационной продукции;

Содействие формированию системы региональных и отраслевых венчурных фондов.

развитие  внутреннего рынка инновационной  продукции  
привлечение организаций малого и среднего предпринимательства  к участию в целевых программах и инновационных проектах.  
формирование  у предпринимателей мотивации к  развитию инновационной деятельности. Расширения  финансируемых государством программ фундаментальных и поисковых  исследований, научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ;

Участия государства  в развитии инфраструктуры инновационной  системы.

формирование  экономических показателей в  сфере инновационной деятельности для оценки уровня и динамики коммерциализации научно-технических разработок.  
разработка  критериев выбора приоритетов государственной  политики в области развития инновационной  системы и выявления на стадии проведения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  потенциальных возможностей для  производства конкурентоспособной  инновационной продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2 Анализ и оценка  организации инновационной деятельности Российской Федерации 

       2.2.1 Инновационный потенциал России 
 

       В настоящее время эксперты дают негативную оценку текущего инновационного потенциала России, в особенности на фоне развитых стран. Так, в деловой литературе отмечают тенденцию по снижению доли высокотехнологичных продуктов в ВВП России с 1,12% в 2010г. до 1,03% в 2011г. По этому показателю Россия занимает лишь 312-е место в мире. Ведущие же позиции в данном рейтинге занимают страны, рост ВВП в которых на 50%-90% определяет развитый научно-технический комплекс страны. В качестве одной из основных причин сложившейся ситуации называют экономические реформы 90-х годов, оказавшие влияние на резкое снижение спроса на продукты инновационной деятельности.

       В свою очередь в период с 1990г. по 2009г. это способствовало уменьшению организаций, выполняющих исследования, за исключением различных НИИ. В 2010 году число предприятий, осуществлявших технологические инновации, составляло всего 8,5% от их общего количества, что в целом неудивительно, учитывая, что дефицит финансирования научно-исследовательских процессов не позволяет создать необходимую материально-техническую базу и обеспечить достойными кадрами развитие инновационных технологий. Увеличение разрыва между спросом на высокотехнологичную продукцию и возможностью её производить, приводит к тому, что предприятия почти всех отраслей предпочитают закупку готового оборудования созданию собственных НИОКР.

       Объясняется это нежеланием заниматься венчурным  финансированием, а закупать проверенную, готовую для потребления продукцию. В то же время рост импорта производственных технологий позволил частично компенсировать результаты кризиса промышленного  производства 1991-1999 г. и технологического спада, который продолжается в России до сих пор. В настоящее время общее число используемых в российской промышленности передовых производственных технологий (собственных и импортированных) увеличилось в 2,6 раза (с 55,5 до 141,0 тыс.). При этом, например, в области проектирования и инжиниринга, связи и управления число технологий выросло в 6 раз, информационных систем – в 4 раза.

       Таким образом, сложилась ситуация, когда  большая часть выпускаемой в  РФ высокотехнологичной продукции  является скорее усовершенствованной  или просто современной, но никак  не радикально новой. Увы, с более  широкой точки зрения это является губительным для внутреннего  производства высокотехнологичной  продукции. В частности, именно такую  позицию озвучил Д.А. Медведев на 26.12.2009г. заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики: «Мы заинтересованы, помимо того, чтобы  заниматься импорто замещением – чем мы, в общем-то, исторически занимались с советских времен и, кстати, в этом преуспели – нам нужны именно прорывные технологии, новые решения…».

       В то же время, нельзя отрицать и тот  факт, что Россия остается страной, владеющей огромной научно-технической  базой. В ХХI веке около двух третей мировых новаций, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано при использовании достижений и идей Российской фундаментальной науки. Нельзя забывать и про колоссальные наработки ВПК еще в советские времена: при реализации инновационно-ориентированного пути развития Российской экономики это необходимо учитывать. Действительно, в последние годы Россия развивалась в основном за счет внешних источников – продажи природных ресурсов и сырья, а также за счет «дешевых» кредитов иностранных банков. В условиях Мирового финансового кризиса необходимо искать альтернативные внутренние возможности роста. Так, в ноябре 2008г. была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в который были определены основные этапы научно-технического развития в Российской Федерации [12].

       В 2010 году основной задачей правительства является минимизация и, по возможности, предотвращение так называемых «социальных потрясений». Озвучены планы о вменении в обязанность государственным корпорациям и компаниям, которые сегодня принято относить к естественным монополиям, выделение средств на поддержку НИОКР, что было поддержано основными представителями указанных структур. Таким образом, учитывая, что в 2010 году о прямом расширенном выделении средств из бюджета на развитие инноваций речи не идет, возникает вопрос о том, как будет реализована политика инновационного развития и запланированная в ее рамках модернизация производственных мощностей российских предприятий.

       Согласно  прогнозам Правительства РФ[1], программа перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» экономического развития будет проводиться в два этапа. 

Таблица 5 - Этапы экономического развития 

Этапы Основы этапы
1 2
Консолидация  конкурентных преимуществ (2009-2012 гг.) Реализация  конкурентных преимуществ в «традиционных» секторах;

Адаптация к  кризисным процессам в мировой  экономики;

Создание условий  и технологических заделов, обеспечивающих перевод экономики в режим  инновационного развития;

Опережающие инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру.

Продолжение таблицы 5 

1 2
Инновационный прорыв

(2013-2020)

Переход на новую  технологическую базу;

Улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды;

Формирование  структуры диверсификации экономики  и завершение модернизации инфраструктурных секторов;

Формирование  общества доверия и социального  благополучия, смягчение социальной и региональной дифференциации.

 

       Приведенная выше оценка состояния текущего инновационного потенциала России позволяет сделать  вывод о наличии ряда существенных осложнений, которые вынуждена будет  решать экономика России как для  целей преодоления текущего кризисного состояния экономики, так и для реализации планов по переводу российской экономики на «инновационные рельсы». Рассмотрим ключевые проблемы инновационного развития России.

       Ключевым  вопросом в реализации любой инвестиционной деятельности является привлечение  ресурсов (финансовых, технологических, человеческих). При реализации инновационных  проектов решение этой задачи становится еще более сложным, учитывая, что  любые инновации являются трудозатратными, обладают высокими рисками и сложностью оценки экономических результатов, полученных в ходе их воплощения в  жизнь.

       Отсутствие  финансирования в полном объеме увеличивает  время реализации конкурентоспособных  проектов, снижая качество инноваций. Решение данной проблемы для госпредприятий полностью зависит от запланированного бюджета РФ. Финансирование инновационных  проектов частных предприятий в  основном зависит от возможности  получить заемные средства, что в  условиях кризиса и с учетом особенностей отечественного рынка кредитных  продуктов заставляет предпринимателей обращаться к иностранным кредитным  организациям.

       Мировая практика показывает, что инновационный  процесс и внутреннее производство инновационных технологий оказываются  более эффективными при максимальном вовлечении бизнеса. А для этого  одной из приоритетных задач государства  становится обеспечение равных возможностей для вхождения на рынок инновационных  технологий как крупным предприятиям, так и небольшим частным компаниям. Так, Правительством города Москва в  последние годы реализуется ряд  мер по поддержке и развитию малых  и средних инновационных предприятий.

       Например, введена система государственных  гарантий для привлечения кредитов, объем которых в настоящее  время составляет от 50% до 70%.Данные действия позволяют организации привлекать банковские инвестиции практически без залога и получать кредит не под 25% годовых, а под 10%.

       Кроме того, в России был введен ряд  налоговых нововведений, которые  в теории должны были способствовать развитию инновационных исследований и разработок в частном секторе. Но в связи с отсутствием комплексности  и согласованности российской налоговой  системы, предпринятые меры в настоящий  момент малоэффективны. Ситуация осложняется  тем, что были отменены налоговые  льготы по уплате имущественного и  земельного налогов для государственных  научных организаций, а это, напротив - способствует ослаблению материально-технической  базы данных организаций.

       Но  отсутствие согласованности, увы, относится  и к законодательной базе РФ: так, был принят Закон № 217-ФЗ, который  разрешает создание хозяйственных  обществ на базе бюджетных учреждений науки и образования, с целью  получения дохода от создаваемых  идей, что способствует активному  развитию инновационных технологий.

       В соответствии с Законом № 217-ФЗ бюджетные  научные и образовательные учреждения получают возможность самостоятельно распоряжаться дивидендами и  доходами от участия в хозяйственных  обществах и направлять их на указанные  в законе цели. Но это противоречит действующему законодательству, например, ГК РФ содержит прямой запрет бюджетному учреждению на распоряжение имуществом, закрепленным за этим учреждением собственником  или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества [13].

       Кроме того, эффективной реализации закона препятствует отсутствие экономических  преференций и налоговых льгот  у создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ. Обозначенный пробел в законодательстве не позволил принятому Закону № 217-ФЗ обеспечить ожидаемые результаты: фактически создано 4 предприятия на базе ВУЗов и НИИ (планировалось около 200), которые на данный момент не функционируют. Для предотвращения подобных ситуаций, необходимо активное участие самих «инноваторов» в формировании национальной инновационной политики, для чего в рамках министерства идет работа по созданию механизмов общественного контроля за эффективностью реализации инновационных программ [13].

       Ряд инновационных проектов, связанных  с экологией и экономией природных  ресурсов, также приостановлены из-за недостаточности финансирования. Это  подтверждают следующие слова: «Надо признать, что из-за кризиса замораживаются практически все инновационные программы, связанные с экологией, модернизацией и реконструкцией машиностроительных и металлургических производств. Отходят на второй план проекты очистных сооружений и переработки шламов с применением инновационных технологий. Приостанавливаются проекты по автоматизации и реструктуризации работы прокатных станов, модернизации сталеплавильных печей».

       Как уже было сказано выше, наиболее привлекательными для частных инвесторов оказываются инвестиции в «малозатратные»  технологии (например, информационные технологии). Из них наиболее перспективными считаются прикладные программные  средства, интеллектуальные системы  поддержки работы сложных комплексов и комплексной автоматизации  предприятий, системы для единой телекоммуникационной сети, включающей Интернет, телевидение, радио, мультимедийные системы. Широкое применение и развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает большие возможности  для развития национальной экономики, увеличения занятости населения, как  в самом секторе ИКТ, так и  в областях, в которых они применяются.

Информация о работе Инновационная деятельность Российской Федерации