Интерпол в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что преступность становиться все более организованной, опасной и глобальной, поэтому эффективно бороться с ней без такой универсальной организации, как Интерпол, невозможно. А тот факт, что Интерпол является одной из крупнейших международных организаций, ежегодно пополняющей свои ряды, как нельзя более наглядно свидетельствует в пользу его эффективности и значимости для международного сообщества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРПОЛА……………………………….........................5
1.1. История возникновения и развития Интерпола…………………..5
1.2. Основные цели и структура Интерпола…………………………...7
1.3. Основные направления деятельности Интерпола………………..13
ГЛАВА 2. ИНТЕПОЛ, КАК ОСНОВА В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ………………………………………………..23
1.1. Практическое осуществление международного сотрудничества в рамках Интерпола………………………………………………….23
1.2. Российская Федерация и Интерпол: приоритеты деятельности и сотрудничества……………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Президент  Исполнительного  комитета  Интерпола фактически   является главой  всей  организации и руководит ее  деятельностью в период  между сессиями Генеральной Ассамблеи. Все руководство осуществляется  как через Исполнительный комитет, так и непосредственно путем принятия единоличных решений по текущим делам.

Заседания Исполнительного  комитета проводится не менее одного  раза  в год.  Все  решения  принимаются  большинством  голосов. Однако Президент пользуется своим  правом голоса только в том случае,  если голоса  остальных  членов  распределились  поровну.  При  выполнении   своих функций все  члены  Исполнительного  комитета  действуют  как  представители Интерпола, а не как представители своих стран (ст. 21 Устава).

Генеральный секретариат  является постоянно  действующей  службой  всей организации,  включает  в  себя  Генерального  секретаря,   специалистов   и административный  персонал.  Он  проводит  в   жизнь   решения   Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, действует как международный  центр  по борьбе  с  общей   преступностью,   а   также   как   специализированный   и информационный    центры,    обеспечивает    эффективное    административное руководство  Интерполом,  поддерживает  связи   с   НЦБ   и   международными организациями,   готовит   необходи-мые   публикации,    выполняет    обязанности  рабочего   секретариата   на   сессиях   Генеральной Ассамблеи  и  заседаниях  Исполнительного  комитета,  поддерживает  связь  с Президентом и т.п.

Возглавляет секретариат Генеральный  секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет из числа лиц, не старше 65  лет.  Это главная фигура Интерпола в  деле  организации  борьбы  с  преступностью.  По своему  усмотрению  он  подбирает  персонал  Генерального   секретариата   и руководит всеми его службами.  По  состоянию  на  январь  1997  г.  в  штате Секретариата насчитывалось около 280 сотрудников, из которых 16 работают  по контракту. Остальные направлены сюда на работу полицейскими службами  стран-членов организации. Всем этим сотрудникам  запрещено  при  исполнении  своих функций запрашивать или придерживаться инструкции какого-либо  правительства  или  других   органов   вне   Интерпола.   Они   должны воздерживаться от любых действий, которые  могут  препятствовать  выполнению их международной миссии (ст. 30 Устава).

С 1987 г. в составе  Генерального  секретариата  действует  Европейский секретариат для  разрешения чисто региональных проблем  борьбы  с  незаконной торговлей   наркотиками   на   континенте   и   другими   преступлениями и совершенствования полицейского сотрудничества госу-дарств в Европе.  В числе других   органов   Генерального   секретариата   следует назвать службу Генерального  секретариата,  специальное отделение для проведения   работ общего характера и укрепления безопасности организации. В настоящее время  в составе секретариата  действуют  4  отдела:  административный,  полицейский, научно-исследовательский  и  технического  обеспечения.  Наибольший  интерес представляет  деятельность   полицейского   отдела,  который   координирует сотрудничество полицейских органов – членов в борьбе с преступностью. В его структуре имеются подотделы по  борьбе  с незаконной  торговлей оружием, международным терроризмом.  В другом подотделе обрабатыва-ется информация об  изготовлении  и сбыте поддельных  бумажных  и   металлических   денег,   дорожных   чеков, облигаций, акций и других фактах фальшивомонетничества2. Здесь работает  своя экспертная лабора-тория для исследования поддельных ценных бумаг, готовится и издается специальный  бюллетень  «Фальшивомонетничество и подделки»,  подписчи-ками  которого  являются  более  15 тыс. банков и эмиссионных учреждений всего мира.

Специальный подотдел полицейского отдела занимается сбором и  анализом информации  о  незаконном распространении наркотических средств.  В него входят  служба  руководителя  подотдела со  специальным подразделением  по связям  и сотрудничеству,  находящаяся в Бангкоке  (Таиланд),  группа  по проведению операций и группа разведки. Большую помощь  в  работе  оказывают региональные органы по борьбе  с  этими  преступлениями.  Руководит  работой подотдела высший чиновник из Управления по делам о  наркотических  средствах министерства юстиции США.3

Национальные  центральные бюро (НЦБ) создаются  в структуре  полицейской службы  каждого государства-члена Интерпола. Они являются   центрами международного  сотрудничества  государств  по борьбе   с   преступностью, опорными пунктами Интерпола на местах. Как уже было отмечено,  в  конкретном государстве  НЦБ   является   постоянно   действующим органом Интерпола. Одновременно оно является полицейским органом этого государства,  наделенным большими полномочиями по борьбе с преступностью. Подобных органов нет ни  в одной международной организации.  Будучи  опорными  пунктами  международного полицейского сотрудничества НЦБ в своих странах поддерживает  деловые  связи с судом, прокуратурой,  пограничной  и таможенной службами, а на международном уровне  -  с  НЦБ других стран и Генеральным секретариатом.

1.3. Основные направления деятельности Интерпола.

Основными направлениями  деятельности Интерпола являются:

Во-первых, это уголовная регистрация. Будучи общепризнанным и наиболее эффективным средством раскрытия международных   уголовных   преступлений, розыска и  задержания международных  преступников,  она организуется Генеральным  секретариатом  по  специальной  методике  в  целях идентификации, как преступников, так  и  некоторых  преступлений.  Основными идентификационными  признаками  являются  демографические  данные,   внешние признаки объекта, способ совершения преступления («модус операнди»),  особые приметы человека, его привычки, походка, манера поведения  и  др.  Уголовная регистрация подразделяется  на  два  основных  вида:  общую  и  специальную. Объектом общей регистрации становятся сведения о международных  преступниках и  преступлениях  уголовного  характера,  имеющих   международный   элемент. Специальная   регистрация   фиксирует   отпечатки   пальцев   и   фотоснимки преступников. По каждому виду уголовной  регистрации  ведутся  картотеки.  К ним относятся:

1) алфавитная  картотека всех известных   международных  преступников  и  лиц,    подозреваемых  в преступной деятельности, в  которой  на специальной карточке  изложены  все  демографические  и  другие  сведения,   включая  преступную  «профессию»  (на  конец  1996г.,  например,  в   ней значилось более 4 млн.  преступников,  из  них  более  З00  тыс.  активно действующих, на которых  дополнительно  ведется  персональное  «досье»  с    данными об их судимостях, переездах и связях);

2) картотека  словесного  портрета  преступников,  где  изложены  сведения  о   внешности  преступников  по  177  показателям   (НЦБ)   государств-членов   организации заполняют  специальную   карточку  на  каждого  международного   преступника и отправляют ее в Генеральный секретариат, получив запрос  со    словесным   портретом   разыскиваемого,    опытные    служащие    находят    соответствующую карточку, снимают с нее ксерокопию и направляют адресату;

3) картотека документов и названий, состоящая из  двух  разделов.  В первом    учитываются   по   номерам,   сериям   и   другим   реквизитам  паспорта,   удостоверения    личности,    удостоверения   на   право владения   самолетом,    автомобилем,  огнестрельным оружием,  кинокамерой  и  другие  документы,    которыми пользовались международные преступники. Второй  раздел  содержит   карточки с названиями морских судов, летательных аппаратов, автомашин, на    которых перевозились наркотики, драгоценности и т.п.,  а  также  названия фирм или организаций, замешан-ных в международных преступлениях);

4) картотека  преступлений и  способов  их  совершения,  которая  состоит   из    нескольких картотек  с описанием названия и способов  совершения однородных   групп   или  отдельных  видов  преступлений:  незаконного  распространения наркотиков, фальшивомонетничества, контрабанды оружием, захвата и  угона самолетов и т.п.;

5) дактилоскопическая  картотека   десятипальцевой  регистрации,  карточки  в которой располагаются  в соответствии  с  формулой,  известной  в криминалистике как «формула Гальтона и Генри».  Здесь  собрано более 300 тыс. карточек. Ежегодно картотека пополняется  примерно  на 10 тыс. штук;

6) картотека учета лиц  по чертам внешности с использованием  фотоизображений    или рисованных деталей лица (фотографии и рисунки здесь располагаются  по    видам преступных  «профессий»:  торговец  наркотиками,  гостиничный  вор,    фальшивомонетчик и т.п. В фототеке находится  более  10  тыс.  фотографий    наиболее опасных преступников).

В Интерполе  ведутся  и  другие  картотеки,  содержащие  сведения   о похищенных в различных странах автомобилях, произведениях  искусства  и  др. ценностях; о лицах, пропавших без  вести; о  неопознанных  трупах;  картотека нарезного ручного огнестрельного оружия всех стран мира и др.

Пополнение  картотек – обязанность каждого  государства-члена Интерпола. Однако, большинство государств проявляют  пассивность в этом важном  деле.  В свою  очередь  Генеральный  секретариат  снабжает НЦБ  государств свежей информацией из своих картотек, не дожидаясь специальных запросов.  Например, при появлении сведений о преступной активности лица Генеральный секретариат рассылает в страны-члены организации международный «зеленый   циркуляр» (специальный бланк с зеленой эмблемой Интерпола в  правом верхнем углу) с просьбой держать это лицо под наблюдением и сообщать  о  его перемещениях и всех обстоятельствах,  имеющих  отношение  к  его  преступной деятельности.

Во-вторых, это международный розыск  преступников,  подозреваемых  в совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести,  похищенных ценностей  и   других   объектов   преступного   посягательства.   На   долю международного  розыска  преступников   приходится   основной   объем   всей розыскной  работы  Интерпола.  Он  включает  в   себя   оперативно-розыскные действия,  проводимые  за  пределами  территории   государства,   где   было совершено преступление. В  розыске  участвует  полиция  нескольких  стран  с соблюдением  национального  законодательства  и  ведомственных   инструкций. Интерпол не только координирует действия  полиции  нескольких  стран,  но  и оказывает помощь в снабжении информацией из своих картотек.

В случае успеха задерживают  и водворяют преступника под  стражу, после чего по дипломатическим и другим  каналам производятся  переговоры  о его выдаче  (экстрадиции)  государству,   на   территории   которого   совершено преступление или гражданином которого он является.

В практике Интерпола различают  три вида розыска:  обычный,  срочный  и смешанный. Обычный розыск включает в  себя  целый  ряд  стадий  -  собранные документы орган расследования или  суд  направляет  в  НЦБ  своей  страны  с просьбой  о  розыске  бежавшего  за  границу  преступника.   Здесь   просьба проверяется, запрашиваются дополнительные  сведения,  составляется  «красный циркуляр» (специальный бланк с красной эмблемой Интерпола в  правом  верхнем углу). Генеральный секретариат после соответствующей проверки рассылает  его в НЦБ всех или некоторых стран-членов. Получив  этот  документ,  каждое  НЦБ дает полицейским  органам  команду  о  начале  розыска.  «Красный  циркуляр» обязывает  полицию  действовать  без  промедления  и   служит   своеобразным международным приказом об аресте разыскиваемого лица.  В случае  задержания  и   ареста   НЦБ   немедленно   уведомляет   Генеральный секретариат и НЦБ страны-инициатора  розыска.  Последнее в свою  очередь сообщает о задержании преступника в заинтересованные органы своей страны.  О прекращении розыска извещаются заинтересованные органы.

Срочный розыск организуется, как  правило,  по  «горячим  следам».  Он отличается от обычного тем, что просьбы о  начале розыска минуют  Генеральный  секретариат и направляются НЦБ  через специальную радиосеть  Интерпола  в  НЦБ соседних или других государств, куда  бежал  или  может  бежать  преступник. Просьба  о  розыске,  задержании  и  аресте  бежавшего   в   другую   страну преступника может  быть  направлена  по  телеграфу  или  другим  оперативным способом. Если срочный розыск не принес успеха в  течение  трех  месяцев  со дня его объявления, то он заменяется на обычный, составляется и  рассылается «красный циркуляр». Ежегодно в рамках Интерпола задерживается  около  тысячи международных преступников,  при  этом  большинство  -  с  помощью  срочного розыска.

В случаях, когда у полиции  нет достаточных оснований  для  ареста  или нет  с   данным   государством  договора  о  выдаче  преступников,  целью  международного   розыска   является установление за ним и негласного полицейского наблюдения и  контроль  за  их перемещениями.  Такое  же  наблюдение  устанавливается  за  так  называемыми «привычными международными  преступниками»,  которых  в  превентивных  целях нельзя упускать из вида.  В  подобных  случаях  в  Генеральном  секретариате заполняется  «зеленый  циркуляр»,  в  котором   кроме   обычных   реквизитов содержится  обращение  к  полиции:  «В  случае  его  появления   взять под наблюдение».

Смешанный розыск связан с  тем, что далеко не все государства  заключают двусторонние  договоры  о правовой  помощи  по уголовным делам и  выдаче  преступников.  Поэтому  при  смешанном розыске секретариат Интерпола рассылает два  скрепленных  вместе  циркуляра: «красный»  с  пометкой  такого,  например,  содержания:   «При   обнаружении преступника в европейских странах и США подвергнуть предварительному  аресту в целях выдачи» («красный  циркуляр» рассылается   в   страны,   имеющие соответствующий договор о выдаче преступников);  «зеленый» с пометкой:  «В других странах  следить  за  его  перемещениями  и  деятельностью.  Во  всех случаях извещать инициатора розыска  и  Генеральный  секретариат»  («зеленый циркуляр» рассылается в страны, не имеющие с таким государством  договора  о выдаче).

В-третьих, международный розыск лиц, пропавших без вести, проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск  не  принес  успеха  и когда собраны доказательства  того,  что разыскиваемый покинул пределы государства-инициатора  розыска. На разыскиваемого в Генеральном секретариате заполняется «синий циркуляр» (специальный  бланк  с синей эмблемой Интерпола в правом  верхнем  углу).  Кроме  обычных  сведений здесь   приводится   фотография   разыскиваемого,   описание   внешности   и указывается  номер  досье,  в  котором  Генеральный   секретариат   собирает документы о его розыске. Розыск пропавших без вести чаще всего  производится в «интересах семьи» и  начинается  проверкой  по  имеющейся  в  секретариате картотеке  неопознанных   трупов.   В  картотеку   заносятся   сведения   о неопознанных трупах иностранцев. При этом Генеральный секретариат извещает членов организации об  обнаружении неопознанного трупа путем направления «черного циркуляра» (специальный бланк с черной эмблемой Интерпола в  правом верхнем углу), в котором  изложены  обстоятельства  обнаружения  трупа,  его фотография или другое изображение, отпечатки пальцев и др.

Информация о работе Интерпол в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью