Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:25, курсовая работа
Цель работы: изучение и характеристика государственных механизмов в системе управления.
Задачи:
- провести теоретический анализ понятия и особенностей государственного механизма;
- исследовать возможности использования ГЧП как механизма государственного регулирования экономической деятельности в регионах.
Введение
1. Государственные механизмы в системе управления
1.1 Понятие и структура государственного механизма
1.2 Органы государственной власти, как механизм государства
1.3 Негосударственные элементы государственного механизма
2. Использование государственно-частного партнерства как механизма государственного управления
2.1 Государственно-частное партнерство в России
2.2 Реализация механизмов ГЧП на примере Красноярского края
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Государственные механизмы в системе управления
1.1 Понятие и структура государственного механизма
1.2 Органы государственной власти, как механизм государства
1.3 Негосударственные элементы государственного механизма
2. Использование государственно-частного партнерства как механизма государственного управления
2.1 Государственно-частное партнерство в России
2.2 Реализация механизмов ГЧП на примере Красноярского края
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Государственное управление – это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.); целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной власти, осуществляющей функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.
Содержание, формы и методы государственного управления определяются историческими условиями экономического, социально-политического и культурно-национального развития общества, особенностями политической и правовой культуры народа, профессионализмом и интересами правящей элиты, формой государственного устройства, сложившимся режимом властвования. Однако вызовы внешней среды вынуждают государство реформировать административную систему, приспосабливая ее к происходящим глобальным изменениям. Эти изменения могут приводить к необходимости сокращения государственных расходов, оптимизации структуры органов государственной власти и выполнения государственных функций в условиях рыночной экономики, повышения качества предоставления государственных услуг, а также становления полноправного гражданского общества и укрепления доверия к органам государственной власти со стороны населения и бизнес-сообщества.
В настоящее время меры по формированию эффективного механизма государственного управления принимаются в России на всех уровнях. Сложившаяся в России сырьевая ориентация экономики не может обеспечить высокое качество экономического роста и устойчивую социальную ориентацию экономики. Перед обществом стоит задача перехода на инновационное развитие и осуществление реальной модернизации экономики. В этих условиях осуществляется активный поиск механизмов стимулирования инвестиционной активности частного капитала и при этом обеспечения наиболее эффективного сочетания интересов государства и предпринимательских структур. В качестве такого инструмента на первый план выдвигается государственно-частное партнерство (ГЧП).
Цель работы: изучение и характеристика государственных механизмов в системе управления.
Задачи:
- провести теоретический анализ понятия и особенностей государственного механизма;
- исследовать возможности использования ГЧП как механизма государственного регулирования экономической деятельности в регионах.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемых источников и приложений.
1. Государственные механизмы в системе управления
Любое государство свои функции выполняет при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей.
Механизм (аппарат) государства - это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции.
Основными признаками механизма государства являются следующие:
- механизм государства
- это целостная система государс
- механизм государства
состоит из особой группы
- органы государства при выполнении возложенных на них функций и задач тесно взаимодействуют между собой;
- каждый элемент механизма
(органы государства)
- для осуществления задач и функций государства органы государства обладают необходимыми материальными, информационными, организационными средствами, включая и применение мер государственного принуждения.
Основными принципами механизма государства являются принципы: разделения властей; гласности и открытости в деятельности государственного аппарата; представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата; высокий профессионализм и компетентность государственных органов, способных на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны; демократизма в формировании и деятельности государственных органов; законности, научности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства
До недавнего времени понятие «механизм государства» употреблялось как адекватное феномену «государственный аппарат». Представителями этой точки зрения являются, в частности, М.Хмелин, А.Денисов, В.Корельский, М.Байтин, А.Черданцев и др. При этом сам государственный аппарат рассматривался как в широком, так и в узком смысле.
В узком смысле механизм государства отождествляют с аппаратом государства, который представляет собой систему органов государства, создаваемых в установленном законом порядке, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями. В широком смысле механизм государства рассматривается с точки зрения характеристики деятельности трех его составных частей: государственного аппарата, государственных учреждений, государственных (и не только) предприятий, т.е. в понятие механизм государства включаются также и другие структуры, опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.
Под структурой государственного механизма понимают его внутренне строение, порядок расположения его элементов, их соотношение и взаимосвязь. Структурными элементами механизма государства являются:
1) Государственный аппарат
– совокупность
2) Государственные органы – элементы механизм государства, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией.
3) Государственные организации
– элементы механизма
4) Государственные учреждения
– элементы механизма
5) Государственные предприятия
– элементы механизма
6) Государственные служащие – лица, специально занимающиеся управлением в государстве;
7) Организации и финансовые средства, необходимые для обеспечения нормальной деятельности государственного аппарата и механизма государства в целом. Изменения, произошедшие в последние годы в политико-правовой системе России, обусловили усиление влияния негосударственных институтов, которым государство передает часть своих функциональных полномочий, и которые в различных сферах общественной жизнедеятельности достаточно активно влияют на процессы реализации функций государства.
1.2 Органы государственной власти, как механизм государства
Как уже было отмечено ранее, государственный орган - это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности. Основными признаками, отличающими государственные органы от государственных учреждений и негосударственных органов, являются:
- наличие у каждого органа государства государственно-властных полномочий;
- органы государства образуются в законодательном порядке (т.е. их деятельность осуществляется строго на правовой основе);
- каждый орган государства наделен определенными полномочиями, является частью механизма государства и тесно взаимосвязан с иными органами;
- орган государства обладает своей структурой, внутренним устройством и состоит из должностных лиц и государственных служащих, которые связаны друг с другом должностными полномочиями, правами и обязанностями;
- орган государства имеет собственную материальную базу (т.е. финансируется из федерального бюджета);
- в деятельности органов государства находят выражение задачи и функции государства.
Выделяют виды органов государства в зависимости от:
В приведенной выше классификации
видов органов государства
Представительные (законодательные) органы. В РФ - это Федеральное собрание, которое состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, которые обсуждают и принимают законы; осуществляют контроль и надзор за деятельностью Правительства и подчиненных ему органов; принимают бюджет страны, а также дают политическую оценку действиям должностных лиц вплоть до привлечения их к политической ответственности.
Исполнительно-распорядительные органы. В РФ образованы федеральные органы исполнительной власти: Правительство РФ, Федеральные министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства. Последние организуют деятельность и исполнение законов и подзаконных нормативно-правовых актов нижестоящими органами исполнительной власти.
Судебные органы. В РФ в судебную систему входят: Конституционный
суд РФ, Верховный суд РФ, подчиненные
ему суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный
суд РФ и подчиненные ему суды административно-
Государственными органами также являются и правоохранительные органы, наделенные государственно-властными полномочиями. К ним относятся: органы прокуратуры, ОВД, ФСБ, внешней разведки, ФНС, таможенные органы и др.
1.3 Негосударственные элементы государственного механизма
Наряду с государственными
органами и должностными лицами –
представителями
Общественные организации функционируют на основании принципов самоорганизации, самоуправления и самофинансирования. В отличие от государственных органов, создаваемых по «инициативе сверху» и представляющих результат властной деятельности государства, общественные организации создаются в ходе добровольного объединения людей, движимых частными интересами, которые по своему содержанию не противоречат интересам публичного (общегосударственного) характера, но и не поглощаются ими. При этом реализация частных интересов осуществляется за счет собственных ресурсов соответствующей организации.