Исследование региональной молодежной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 06:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявить особенности молодёжной политики на региональном уровне.
Поставленная цель предполагает следующие задачи исследования:
изучить понятие и сущность молодежной политики;
раскрыть функции региональной молодежной политики;
рассмотреть нормативное регулирование молодежной политики на региональном уровне;
проанализировать практику реализации региональной молодежной политики на примере Забайкальского края.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретические основы молодёжной политики
1.1 Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и принципы
1.2 Нормативное регулирование молодежной политики
Глава 2. Практика реализации региональной молодежной
политики на примере Забайкальского края
2.1 Реализация государственной молодёжной политики в Забайкальском крае.
2.2 Характеристика долгосрочных целевых молодежных программ
Забайкальского края
Заключение.
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 85.19 Кб (Скачать файл)

молодежная политика является самостоятельным направлением деятельности государства; 
государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность самой молодежи; 
эффективность реализации молодежной политики зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг .

 

     Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно дать общее определение  понятию "молодежь". 
     Молодежь - это социально-демографическая  группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации в российском обществе. 
     Государственная муниципальная политика в РФ реализуется  всеми уровнями власти и является самостоятельной, ориентированной  на конкретные проблемы молодежи системой мер и программ. 

 

 

 

 

1.2 Нормативное регулирование молодежной политики

региональный молодежный политика спорт

Государственная молодежная политика – это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений, инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

Сегодняшняя государственная молодежная политика представляет собой, прежде всего, деятельность органов власти по созданию условий для самореализации молодого человека, социально-позитивной деятельности молодежных объединений и молодежных инициатив, деятельность по созданию определенных законодательством гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни.

Молодежная политика в России имеет три уровня выражения: федеральный, региональный и муниципальный.

На федеральном уровне в рамках молодежной политики решаются следующие задачи:

- разработка целостного  нормативного акта о молодежи;

- определение статуса  социальных служб для молодежи  и социальных работников, работников  по делам молодежи;

- подготовка кадров по  работе с молодежью, проведение  научных исследований о молодежи;

- осуществление международного  сотрудничества в сфере молодежной  политики.

Нынешняя молодежная политика государства с точки зрения ее реального влияния на жизнь молодежи оценивается малоэффективно. Декларируя ее поддержку, определяя приоритетное положение молодежи как особой социально-демографической группы населения в структуре демократического общества, государство зачастую не обеспечивает свою политику реальными средствами. Как следствие, процессы формирования и реализации социального потенциала молодежи не отвечают насущным потребностям демократического и рыночного развития российского общества. Существующие социально-экономические условия постсоветского периода не создают гарантий для осуществления молодежью своих прав на охрану здоровья, получение полноценного образования, трудовую занятость, рациональный досуг, гармоничное духовное, нравственное и физическое развитие. Молодежь нуждается в активной поддержке со стороны власти. Те вложения, которые государство сделает в молодежь сейчас, многократно окупятся в будущем.

На уровне субъекта федерации молодежная политика реализуется в следующих аспектах:

- принятие программ реализации  молодежной политики в данном  регионе;

- комплекс решений по  региональной государственной молодежной  политике в области налогообложения, занятости, труда, отдыха и т.д., относящихся  к ведению региона;

- представление интересов  молодежи в структуре исполнительной  власти.

Основополагающей Программой является «Молодежь России (2011-2015 гг.)». Главной особенностью новой программы является ее общественно-государственный характер. Решение задачи вовлечения молодежи в социально-политические и социально-экономические процессы возможно только на основе широкого участия всех субъектов социального воспитания, институтов гражданского общества в решении проблем молодежи. Кроме того, в сфере нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики действуют следующие документы:

1. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ (с изменениями от 21 марта 2002 г.) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», определяющий гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ, выделяемых на эти цели. Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений здесь понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

2. Закон «Об основах  государственной молодежной политики  в Российской Федерации» был  принят Государственной Думой 23 июня 1999 года. Закон устанавливает цели, принципы и приоритеты государственной молодежной политики, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации, принципы ее формирования и реализации.

Большинство норм Закона направлены, прежде всего, на создание системного механизма поддержки общественно полезной экономической и социальной активности молодежи и молодежных организаций, на содействие молодым семьям и трудоустройству молодых граждан.

3. Указа Президента Российской  Федерации от 16 мая 1996 года №727 «О  мерах государственной поддержки  общественных объединений, ведущих  работу по военно-патриотическому  воспитанию молодежи» и Положение  о военно-патриотических молодежных и объединениях, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №551;

4. Постановление Правительства  Российской Федерации от 3 апреля  1996 г. №387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации», направленное на социально-экономическую поддержку молодежи.

В целом в российском законодательстве насчитывается более 160 законодательных актов, отражающих различные стороны государственной молодежной политики и регулирующие осуществление основных прав молодых россиян. В настоящее время готовится к принятию Стратегия государственной молодежной политики на 2011-2015 гг.

В ряде субъектов РФ приняты нормативные правовые акты, регулирующие вопросы молодежной политики, учитывающие особенности регионального развития. В Забайкальском крае молодежная политика является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития и реализуется в соответствии со следующими документами:

• распоряжение Правительства Забайкальского края об организации деятельности студенческих отрядов от 27 января 2009 года №12-р;

• распоряжение Правительства Забайкальского края, на основании которого осуществляется координация деятельности по выдвижению кандидатов от Забайкальского края на присуждение премии для поддержки талантливой молодежи от 27 марта 2009 года №93-р;

• распоряжение Правительства Забайкальского края о создании государственного автономного учреждения «Дворца молодежи» Забайкальского края от 29 мая 2009 года №331-р;

• распоряжение Правительства Забайкальского края «Об образовании Забайкальского совета молодых государственных служащих» от 23 сентября 2009 года №379-р;

• распоряжение Правительства Забайкальского края «О мерах поддержки талантливой молодежи» от 06 октября 2009 года №636-р;

• краевая долгосрочная целевая программа «Допризывная подготовка и патриотическое воспитание молодежи Забайкальского края на 2011-2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 08 апреля 2010 года №137;

• краевая долгосрочная целевая программа «Молодежь Забайкалья (2011-2015 годы)», утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 13 апреля 2010 года №149;

• постановление Правительства Забайкальского края от 23.03.2010 г. №12 «Об утверждении нормативов минимального обеспечения молодежи учреждениями по работе с молодежью по месту жительства»;

• закон Забайкальского края №421 от 29 октября 2010 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Забайкальском крае»;

• закон Забайкальского края №345-ЗЗК от 29 марта 2010 г. «О внесении изменений в закон Забайкальского края «Об установлении отдельных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края».

Координатором деятельности органов государственной власти в области молодежной политики субъекта федерации выступает отдел воспитательной работы дополнительного образования молодежной политики Комитета образования администрации городского округа «Город Чита». Он выстраивает свою деятельность в следующих направлениях: взаимодействие с муниципальными органами по делам молодежи, содействие вторичной трудовой занятости, поддержка детского и молодежного движения, создание условий для повышения интеллектуального, творческого потенциала молодежи, ее физического развития, гражданско-патриотического становления и профилактики социально-негативных явлений. Отдел воспитательной работы дополнительного образования молодежной политики ведет целенаправленную работу с различными возрастными группами молодежи. Несмотря на то, что с каждым годом все больше уделяется внимания молодежным проблемам со стороны органов власти (свидетельство тому – прошедший в 2004 году Консультативный Совет глав муниципальных образований при Главе Администрации (Губернаторе) Читинской области – «О реализации государственной молодежной политики в Читинской области», по результатам которого внесены предложения и рекомендации по дальнейшему развитию молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях), вместе с тем, остается немало трудностей. Опыт деятельности показывает, что имеющейся нормативно-правовой базы недостаточно для регулирования молодежных проблем. Особенно это касается занятости молодежи, решения жилищных проблем, молодежного предпринимательства, социальной поддержки, обучения и т.д. В этой связи, роль отдела воспитательной работы дополнительного образования молодежной политики как инициатора и координатора реализации основных направлений явно недостаточна.

Наряду с государственной молодежной политикой осуществляется и общественная молодежная политика, в которой субъектом являются различные партии, профсоюзы, молодежные движения, объединения и организации. Анализ общественной молодежной политики позволяет отметить, что она носит в большей степени фрагментарный характер и не оказывает существенного влияния на становление, развитие и реализацию потенциала молодежи.

На территории Забайкальского края зарегистрировано 884 общественных объединения, но эффективность их деятельности среди молодежи незначительная. Представители политических партий и движений, вспоминают о молодежи, как правило, лишь в преддверии выборов.

Основа молодежной политики – деятельность детских и молодежных объединений и организаций. В крае действует официально зарегистрированных в органах юстиции около 50 молодежных общественных объединений. Тогда как по данным на 01.01.2009 г. таких организаций было 56. Основными направлениями в их деятельности являются:

- создание условий для  разностороннего развития молодого  человека в разных сферах общественной  жизни;

- содействие решению социальных  проблем студенчества;

- социальная защита и  поддержка детей, подростков и  молодежи из числа инвалидов;

- организация досуга и  творческого саморазвития молодежи;

- военно-патриотическое  воспитание;

- воспитание здорового  образа жизни.

Разнообразие общественных молодежных и детских организаций обеспечивает свободу выбора для подростка и молодого человека и дает возможность проявить свои способности и таланты. Необходимо отметить, что сфера детских и молодежных общественных объединений обладает двумя преимуществами:

1. Ориентирована непосредственно  на детскую и молодежную среду.

2. Способна осуществлять  серьезные программы при умеренных  финансовых вливаниях.

На сегодняшний день детские и молодежные общественные организации пользуются государственной поддержкой и ставят во главу угла вопросы воспитательного характера. Согласно Закона Читинской области «О молодежной политике в Читинской области» (№29-ЗЧО от 21.12.1995 г.), молодежными и детскими объединениями в Забайкалье являются:

Информация о работе Исследование региональной молодежной политики