молодежная политика
является самостоятельным направлением
деятельности государства;
государство проводит молодежную политику
через систему органов управления и координации,
вмешательство государства тем сильнее,
чем слабее активность самой молодежи;
эффективность реализации молодежной
политики зависит от учета интересов,
потребностей, желаний молодежи, ее постоянно
меняющихся требований к качеству образования,
трудоустройства, досуга, сферы услуг
.
Таким образом, проанализировав все вышесказанное,
можно дать общее определение понятию "молодежь".
Молодежь - это социально-демографическая
группа общества, выделяемая на основе
совокупности характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных
теми или другими социально-психологическими
свойствами, которые определяются уровнем
социально-экономического, культурного
развития, особенностями социализации
в российском обществе.
Государственная муниципальная политика
в РФ реализуется всеми уровнями власти
и является самостоятельной, ориентированной
на конкретные проблемы молодежи системой
мер и программ.
1.2 Нормативное регулирование
молодежной политики
региональный молодежный
политика спорт
Государственная молодежная
политика – это деятельность государства,
направленная на создание правовых, экономических
и организационных условий и гарантий
для самореализации личности молодого
человека и развития молодежных объединений,
движений, инициатив. Государственная
молодежная политика выражает в отношении
к молодому поколению стратегическую
линию государства на обеспечение социально-экономического,
политического и культурного развития
России, на формирование у молодых граждан
патриотизма и уважения к истории и культуре
Отечества, к другим народам, на соблюдение
прав человека.
Сегодняшняя государственная
молодежная политика представляет собой,
прежде всего, деятельность органов власти
по созданию условий для самореализации
молодого человека, социально-позитивной
деятельности молодежных объединений
и молодежных инициатив, деятельность
по созданию определенных законодательством
гарантий для молодежи в правовой, экономической
и иных сферах жизни.
Молодежная политика в России
имеет три уровня выражения: федеральный,
региональный и муниципальный.
На федеральном уровне в рамках
молодежной политики решаются следующие
задачи:
- разработка целостного
нормативного акта о молодежи;
- определение статуса
социальных служб для молодежи
и социальных работников, работников
по делам молодежи;
- подготовка кадров по
работе с молодежью, проведение
научных исследований о молодежи;
- осуществление международного
сотрудничества в сфере молодежной
политики.
Нынешняя молодежная политика
государства с точки зрения ее реального
влияния на жизнь молодежи оценивается
малоэффективно. Декларируя ее поддержку,
определяя приоритетное положение молодежи
как особой социально-демографической
группы населения в структуре демократического
общества, государство зачастую не обеспечивает
свою политику реальными средствами. Как
следствие, процессы формирования и реализации
социального потенциала молодежи не отвечают
насущным потребностям демократического
и рыночного развития российского общества.
Существующие социально-экономические
условия постсоветского периода не создают
гарантий для осуществления молодежью
своих прав на охрану здоровья, получение
полноценного образования, трудовую занятость,
рациональный досуг, гармоничное духовное,
нравственное и физическое развитие. Молодежь
нуждается в активной поддержке со стороны
власти. Те вложения, которые государство
сделает в молодежь сейчас, многократно
окупятся в будущем.
На уровне субъекта федерации
молодежная политика реализуется в следующих
аспектах:
- принятие программ реализации
молодежной политики в данном
регионе;
- комплекс решений по
региональной государственной молодежной
политике в области налогообложения,
занятости, труда, отдыха и т.д., относящихся
к ведению региона;
- представление интересов
молодежи в структуре исполнительной
власти.
Основополагающей Программой
является «Молодежь России (2011-2015 гг.)».
Главной особенностью новой программы
является ее общественно-государственный
характер. Решение задачи вовлечения молодежи
в социально-политические и социально-экономические
процессы возможно только на основе широкого
участия всех субъектов социального воспитания,
институтов гражданского общества в решении
проблем молодежи. Кроме того, в сфере
нормативно-правового обеспечения государственной
молодежной политики действуют следующие
документы:
1. Федеральный закон от
28 июня 1995 г. №98-ФЗ (с изменениями от
21 марта 2002 г.) «О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений»,
определяющий гарантии, общие принципы,
содержание и меры государственной поддержки
молодежных и детских общественных объединений
Российской Федерации на федеральном
уровне в объеме целевого финансирования
из средств федерального бюджета и внебюджетных
фондов РФ, выделяемых на эти цели. Под
государственной поддержкой молодежных
и детских объединений здесь понимается
совокупность мер, принимаемых органами
государственной власти РФ в соответствии
с законодательством Российской Федерации
в области государственной молодежной
политики в целях создания и обеспечения
правовых, экономических и организационных
условий, гарантий и стимулов деятельности
таких объединений, направленной на социальное
становление, развитие и самореализацию
детей и молодежи в общественной жизни,
а также в целях охраны и защиты их прав.
2. Закон «Об основах
государственной молодежной политики
в Российской Федерации» был
принят Государственной Думой 23
июня 1999 года. Закон устанавливает цели,
принципы и приоритеты государственной
молодежной политики, определяет полномочия
федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти
субъектов федерации, принципы ее формирования
и реализации.
Большинство норм Закона направлены,
прежде всего, на создание системного
механизма поддержки общественно полезной
экономической и социальной активности
молодежи и молодежных организаций, на
содействие молодым семьям и трудоустройству
молодых граждан.
3. Указа Президента Российской
Федерации от 16 мая 1996 года №727 «О
мерах государственной поддержки
общественных объединений, ведущих
работу по военно-патриотическому
воспитанию молодежи» и Положение
о военно-патриотических молодежных
и объединениях, утвержденное постановлением
Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №551;
4. Постановление Правительства
Российской Федерации от 3 апреля
1996 г. №387 «О дополнительных мерах поддержки
молодежи в Российской Федерации», направленное
на социально-экономическую поддержку
молодежи.
В целом в российском законодательстве
насчитывается более 160 законодательных
актов, отражающих различные стороны государственной
молодежной политики и регулирующие осуществление
основных прав молодых россиян. В настоящее
время готовится к принятию Стратегия
государственной молодежной политики
на 2011-2015 гг.
В ряде субъектов РФ приняты
нормативные правовые акты, регулирующие
вопросы молодежной политики, учитывающие
особенности регионального развития.
В Забайкальском крае молодежная политика
является одним из приоритетных направлений
социально-экономического развития и
реализуется в соответствии со следующими
документами:
• распоряжение Правительства
Забайкальского края об организации деятельности
студенческих отрядов от 27 января 2009 года
№12-р;
• распоряжение Правительства
Забайкальского края, на основании которого
осуществляется координация деятельности
по выдвижению кандидатов от Забайкальского
края на присуждение премии для поддержки
талантливой молодежи от 27 марта 2009 года
№93-р;
• распоряжение Правительства
Забайкальского края о создании государственного
автономного учреждения «Дворца молодежи»
Забайкальского края от 29 мая 2009 года №331-р;
• распоряжение Правительства
Забайкальского края «Об образовании
Забайкальского совета молодых государственных
служащих» от 23 сентября 2009 года №379-р;
• распоряжение Правительства
Забайкальского края «О мерах поддержки
талантливой молодежи» от 06 октября 2009
года №636-р;
• краевая долгосрочная целевая
программа «Допризывная подготовка и
патриотическое воспитание молодежи Забайкальского
края на 2011-2014 годы», утвержденная постановлением
Правительства Забайкальского края от
08 апреля 2010 года №137;
• краевая долгосрочная целевая
программа «Молодежь Забайкалья (2011-2015
годы)», утвержденная постановлением Правительства
Забайкальского края от 13 апреля 2010 года
№149;
• постановление Правительства
Забайкальского края от 23.03.2010 г. №12 «Об
утверждении нормативов минимального
обеспечения молодежи учреждениями по
работе с молодежью по месту жительства»;
• закон Забайкальского края
№421 от 29 октября 2010 года «О государственной
поддержке молодежных и детских общественных
объединений в Забайкальском крае»;
• закон Забайкальского края
№345-ЗЗК от 29 марта 2010 г. «О внесении изменений
в закон Забайкальского края «Об установлении
отдельных полномочий высшего исполнительного
органа государственной власти Забайкальского
края».
Координатором деятельности
органов государственной власти в области
молодежной политики субъекта федерации
выступает отдел воспитательной работы
дополнительного образования молодежной
политики Комитета образования администрации
городского округа «Город Чита». Он выстраивает
свою деятельность в следующих направлениях:
взаимодействие с муниципальными органами
по делам молодежи, содействие вторичной
трудовой занятости, поддержка детского
и молодежного движения, создание условий
для повышения интеллектуального, творческого
потенциала молодежи, ее физического развития,
гражданско-патриотического становления
и профилактики социально-негативных
явлений. Отдел воспитательной работы
дополнительного образования молодежной
политики ведет целенаправленную работу
с различными возрастными группами молодежи.
Несмотря на то, что с каждым годом все
больше уделяется внимания молодежным
проблемам со стороны органов власти (свидетельство
тому – прошедший в 2004 году Консультативный
Совет глав муниципальных образований
при Главе Администрации (Губернаторе)
Читинской области – «О реализации государственной
молодежной политики в Читинской области»,
по результатам которого внесены предложения
и рекомендации по дальнейшему развитию
молодежной политики на региональном
и муниципальном уровнях), вместе с тем,
остается немало трудностей. Опыт деятельности
показывает, что имеющейся нормативно-правовой
базы недостаточно для регулирования
молодежных проблем. Особенно это касается
занятости молодежи, решения жилищных
проблем, молодежного предпринимательства,
социальной поддержки, обучения и т.д.
В этой связи, роль отдела воспитательной
работы дополнительного образования молодежной
политики как инициатора и координатора
реализации основных направлений явно
недостаточна.
Наряду с государственной молодежной
политикой осуществляется и общественная
молодежная политика, в которой субъектом
являются различные партии, профсоюзы,
молодежные движения, объединения и организации.
Анализ общественной молодежной политики
позволяет отметить, что она носит в большей
степени фрагментарный характер и не оказывает
существенного влияния на становление,
развитие и реализацию потенциала молодежи.
На территории Забайкальского
края зарегистрировано 884 общественных
объединения, но эффективность их деятельности
среди молодежи незначительная. Представители
политических партий и движений, вспоминают
о молодежи, как правило, лишь в преддверии
выборов.
Основа молодежной политики
– деятельность детских и молодежных
объединений и организаций. В крае действует
официально зарегистрированных в органах
юстиции около 50 молодежных общественных
объединений. Тогда как по данным на 01.01.2009
г. таких организаций было 56. Основными
направлениями в их деятельности являются:
- создание условий для
разностороннего развития молодого
человека в разных сферах общественной
жизни;
- содействие решению социальных
проблем студенчества;
- социальная защита и
поддержка детей, подростков и
молодежи из числа инвалидов;
- организация досуга и
творческого саморазвития молодежи;
- военно-патриотическое
воспитание;
- воспитание здорового
образа жизни.
Разнообразие общественных
молодежных и детских организаций обеспечивает
свободу выбора для подростка и молодого
человека и дает возможность проявить
свои способности и таланты. Необходимо
отметить, что сфера детских и молодежных
общественных объединений обладает двумя
преимуществами:
1. Ориентирована непосредственно
на детскую и молодежную среду.
2. Способна осуществлять
серьезные программы при умеренных
финансовых вливаниях.
На сегодняшний день детские
и молодежные общественные организации
пользуются государственной поддержкой
и ставят во главу угла вопросы воспитательного
характера. Согласно Закона Читинской
области «О молодежной политике в Читинской
области» (№29-ЗЧО от 21.12.1995 г.), молодежными
и детскими объединениями в Забайкалье
являются: