МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И
УПРАВЛЕНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ «Юриспруденция»
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО
И ФИНАНСОВОГО ПРАВА.
КУРСОВАЯ РАБОТА
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ»
Выполнил
студент 3 курса
дневного отделения Смычков М.Р.
Научный руководитель Капелистая О.А.
канд. юр. наук, доцент
Тюмень 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение………………………………………………………………......3
Глава 1. Государственная
служба в Современной России……………4
1.1.Понятие виды и
принципы государственной службы в РФ………4
1.2.Порядок поступления
на государственную службу………………7
1.3.Увольнение
с государственной службы……………………………9
1.4.Система государственной
службы…………………………………11
Глава 2. Исторические
этапы развития гражданской службы в России……………………………………………………………………………13
2.1. Первый Этап.
11-17 вв……………………………………………...13
2.2.Второй Этап.
Табель о рангах. Историческое
значение…………16
2.3.Третий этап.
Развитие государственной службы
в советский период……………………………………………………………………………20
2.4.Четвертый этап.
Формирование государственной службы
в
современной России……………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной
литературы………………..…………………33
ВВЕДЕНИЕ.
Стоит начать с того,
что государственная служба является
неотъемлемой частью нашего государства,
с ранних времен становления государства
появляется данное понятие. Это обуславливается
многими факторами, социальными, экономическими,
географическими. Развитие общества, общественных
отношений так же сыграло важную роль
в развитии данного института. Та государственная
служба, которую имеем мы сейчас, формировалась
на протяжении столетий и на основании
данных фактов, изменений происходивших
в государстве, мы можем видеть как изменялась
и система государственной службы. Полученные
знания в этой области помогают прогнозировать
дальнейшие изменения данного института,
помогут своевременно выявить проблемы
и разрешить коллизии. В этом и заключается
актуальность моей работы, помимо этого,
это еще довольно интересная тема. Целями
и задачами является выявление и анализ
этапов развития государственной службы
в России.
ГЛАВА 1.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
1.1.Понятие,
виды и принципы государственной
службы в РФ.
Прежде чем изучать
историю государственной службы, на мой
взгляд стоит сначала изучить что она
из себя представляет на данный момент.
Понятие государственной службы согласно
ФЗ "О системе государственной службы
Российской Федерации" это профессиональная
деятельность граждан РФ по обеспечению
полномочий :
- Российской Федерации;
- федеральных органов
государственной власти, иных федеральных
государственных органов;
- субъектов Российской
Федерации;
- органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
иных государственных органов субъектов
Российской Федерации;
- лиц, замещающих
должности, устанавливаемые Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами
для непосредственного исполнения полномочий
федеральных государственных органов;
- лиц, замещающих
должности, устанавливаемые конституциями,
уставами, законами субъектов Российской
Федерации для непосредственного исполнения
полномочий государственных органов субъектов
Российской Федерации.
На данный момент
государственная служба представляют
собой систему в которую входят следующие
виды:
- Военная служба. вид государственной
службы, представляющей собой профессиональную
служебную деятельность граждан государства на воинских должностях ввооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих
функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
- Государственная
гражданская служба РФ. профессиональная
деятельность граждан России в гражданских органах исполнительной
власти, на федеральном и региональном уровнях. подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
- Правоохранительная
служба. Представляет собой
профессиональную служебную деятельность
граждан на должностях правоохранительной
службы в государственных органах, службах
и учреждениях, осуществляющих функции
по обеспечению безопасности, законности
и правопорядка, по борьбе с преступностью,
по защите прав и свобод человека и гражданина.
Государственная
служба имеет в своих основаниях принципы,
то есть основополагающие начала, исходя
из которых и строится вся служба, её методы,
предметы регулирования, деятельность.
Прежде всего здесь имеют место быть общеправовые
принципы такие как верховенство конституции,
что подразумевает, что все нормативно
правовые документы должны подчиняться
ей и не противоречить. Здесь можно отметить
много моментов, т.к. в нашем государстве
гарантирован свободный труд, это и относится
и к государственной службе, или право
на получение достоверной информации.
Помимо указанных принципов, существует
множество отраслевых принципов, применимых
непосредственно к государственной службе:
принцип подконтрольности и подотчетности
государственных органов и деятельности
государственных служащих.
Принцип единства
основных требований, предъявляемых к
государственной службе. Основные требования
являются едиными и для федеральной государственной
службы, и для государственной службы
субъектов РФ, а также и для специальных
видов государственной службы.
Принцип единства
основных требований осуществляется посредством
системного регулирования государственной
службы и согласования статусов государственных
должностей, последовательности взаимосвязей
процедур функционирования всех элементов
института государственной службы.
Принцип профессионализма
и компетенции государственных служащих.
Принцип ответственности
государственных служащих за подготавливаемые
и принимаемые решения, неисполнение либо
ненадлежащее исполнение своих должностных
обязанностей. Данный принцип призван
стимулировать добросовестное и правильное
выполнение служащими своих служебных
обязанностей, невыполнение или ненадлежащее
выполнение которых обязательно должно
сопровождаться применением мер ответственности.
Принцип стабильности
кадров государственных служащих в государственных
органах. Он выражается в устойчивости
профессионального положения государственного
служащего и преемственности в проведении
государственной кадровой политики.
1.2.Порядок
поступления на государственную службу
в РФ.
На гражданскую службу вправе поступать
граждане Российской Федерации, достигшие
возраста 18 лет, владеющие государственным
языком Российской Федерации и соответствующие
квалификационным требованиям, установленным
настоящим Федеральным законом. Предельный возраст
пребывания на гражданской службе - 65 лет.
Поступление гражданина
на гражданскую службу для замещения должности
гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности
гражданской службы осуществляется по
результатам конкурса, если иное не установлено.
Конкурс заключается в оценке профессионального
уровня претендентов на замещение должности
гражданской службы, их соответствия установленным
квалификационным требованиям к должности
гражданской службы.
Вместе с тем, существует
ряд случаев, в которых конкурс не проводится,
а именно:
1) при назначении
на замещаемые на определенный
срок полномочий должности гражданской
службы категорий руководители
помощники советники;
2) при назначении
на должности гражданской службы
категории руководители, назначение
на которые и освобождение
от которых осуществляются Президентом
Российской Федерации или Правительством
Российской Федерации;
3) при заключении
срочного служебного контракта;
4) при назначении
гражданского служащего на иную
должность гражданской службы
5) при назначении
на должность гражданской службы
гражданского служащего (гражданина),
состоящего в кадровом резерве,
сформированном на конкурсной
основе.
Также при поступлении
на государственную гражданскую службу
существуют квалификационные требования
к стажу государственной гражданской
службы (государственной службы иных видов)
или стажу работы по специальности для
замещения отдельных должностей.
При поступлении
на государственную гражданскую службу
необходимо заключить служебный контракт.
Служебный контракт
- соглашение между представителем
нанимателя и гражданином, поступающим
на гражданскую службу, или гражданским
служащим о прохождении гражданской службы
и замещении должности гражданской службы.
Служебным контрактом устанавливаются
права и обязанности сторон.
Представитель нанимателя
обязуется предоставить гражданину, поступающему
на гражданскую службу, возможность прохождения
гражданской службы, а также возможность
замещения определенной должности гражданской
службы, а также выплачивать денежное
содержание и предоставить ему государственные
социальные гарантии.
Гражданин, поступающий
на гражданскую службу, при заключении
служебного контракта о прохождении гражданской
службы обязуется исполнять должностные
обязанности в соответствии с должностным
регламентом и соблюдать служебный распорядок
государственного органа.
После назначения
на должность гражданской службы гражданскому
служащему вручается служебное удостоверение
установленной формы.
В акте государственного
органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может
быть предусмотрено испытание гражданского
служащего в целях проверки его соответствия
замещаемой должности гражданской службы.
Срок испытания устанавливается продолжительностью
от трех месяцев до одного года.
Отсутствие в акте
государственного органа о назначении
на должность гражданской службы и служебном
контракте условия об испытании означает,
что гражданский служащий принят без испытания.
1.3.Увольнение
с государственной службы в
РФ.
Служебный контракт
прекращает свое действие при освобождении
гражданского служащего от занимаемой
должности, за исключением случаев освобождения
от должности, при которых служебный контракт
приостанавливается по обстоятельствам,
не зависящим от воли сторон. Служебный
контракт прекращается:
а) при освобождении
гражданского служащего от занимаемой
должности в связи с назначением (переводом)
на другую должность гражданской службы
в том же государственным органе;
б) при освобождении
гражданского служащего от занимаемой
должности в связи с назначением (переводом)
на другую должность гражданской службы
в другом государственном органе;
в) при освобождении
гражданского служащего от занимаемой
должности в связи с увольнением с гражданской
службы.
Служебный контракт
прекращает свое действие со дня освобождения
гражданского служащего от должности
гражданской службы, в связи с назначением
на которую этот контракт был заключен.
При этом прекращение
служебного контракта не всегда влечет
за собой увольнение гражданского служащего.
Это является одной из существенных особенностей
правового статуса гражданского служащего
по сравнению со статусом работника, работающего
по трудовому договору. Например, перевод
гражданского служащего на иную должность
гражданской службы в том же государственном
органе означает освобождение от занимаемой
должности, однако не означает увольнения
с гражданской службы.
При прекращении
служебного контракта и освобождении
от занимаемой должности основаниям производится
увольнение гражданского служащего с
гражданской службы. Вместе с тем следует
отметить, что прекращение служебного
контракта и освобождение от занимаемой
должности по одному из этих оснований
не влечет увольнения с гражданской службы.
Так, если перевод гражданского служащего
по его просьбе или с его согласия в другой
государственный орган не связан с переходом
на государственную службу иного вида
(военную или правоохранительную службу),
то в этом случае гражданский служащий
остается на гражданской службе. Следовательно,
расторжение служебного контракта и освобождение
гражданского служащего от занимаемой
должности влекут увольнение его из государственного
органа, но не сопровождаются увольнением
с гражданской службы.
1.4. Система
управления государственной службой.
Система, существующая
сейчас, имела длительный исторический
процесс формирования, который будет описан
чуть позже. В основу данной системы легло
немало факторов, например как форма правления.
Она показывает как создаются высшие органы
власти в государстве, их структуру, какие
принципы лежат в основе взаимодействия
между государственными органами, как
строятся взаимоотношения между верховной
властью и рядовыми гражданами страны,
в какой мере организация органов государства
позволяет обеспечивать права и свободы
граждан. Исходя из всего выше указанного
мы можем составить схему данной системы,
она выглядит примерно вот так: