История развития государственной службы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Стоит начать с того, что государственная служба является неотъемлемой частью нашего государства, с ранних времен становления государства появляется данное понятие. Это обуславливается многими факторами, социальными, экономическими, географическими. Развитие общества, общественных отношений так же сыграло важную роль в развитии данного института. Та государственная служба, которую имеем мы сейчас, формировалась на протяжении столетий и на основании данных фактов, изменений происходивших в государстве, мы можем видеть как изменялась и система государственной службы

Содержание

Введение………………………………………………………………......3
Глава 1. Государственная служба в Современной России……………4
1.1.Понятие виды и принципы государственной службы в РФ………4
1.2.Порядок поступления на государственную службу………………7
1.3.Увольнение с государственной службы……………………………9
1.4.Система государственной службы…………………………………11
Глава 2. Исторические этапы развития гражданской службы в России……………………………………………………………………………13
2.1. Первый Этап. 11-17 вв……………………………………………...13
2.2.Второй Этап. Табель о рангах. Историческое значение…………16
2.3.Третий этап. Развитие государственной службы в советский период……………………………………………………………………………20
2.4.Четвертый этап. Формирование государственной службы в
современной России……………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………..…………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по истории.docx

— 103.67 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах.

По идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей. С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства.

Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.

Определенные в царствование Петра I принципы формирования профессиональной государственной службы, определения должностного и сословного положения чиновничества, требований к профессиональной подготовленности государственных служащих получили развитие в последующее время.

Россия вступала в новое столетие, в котором реформы государственного аппарата потребовали дальнейшего развития государственной службы. Российская государственная служба вступала в 19 столетие - в свой "золотой век".

 

 

 

2.3.Третий  этап. Развитие государственной  службы в советский период.

 

В течение советского периода институт государственной службы проходит свое становление и развитие только в социальном значении. Формирование института государственной службы в правовом значении не осуществляется на данном этапе. Конституция РСФСР была принята на 5 Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г. Она закрепила систему государственного управления, основой которой объявлялись Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов как форма диктатуры пролетариата, а также основы национальной политики, принципы Советской Федерации, основы советской государственной службы.

Практически все лица, занятые в центральных и местных органах власти и управления, считались государственными служащими. За первые три года Советской власти численность управленческого персонала увеличилась почти в 5 раз. Причины такого роста ликвидация рыночных механизмов саморегулирования и попытка заменить их огромными по численности, но непрофессиональными отрядами "новых управленцев". Развивается процесс сращивания партийных и государственных структур, партийной и государственной службы.

20-30-е гг. В советском госуправлении формируются республиканский строй, российский федерализм в сочетании с унитаризмом; единство власти и управления, законодательная и исполнительная вертикали власти, судебная власть; правящая роль коммунистической партии, что обусловило партийно-государственную природу управления; централизация и бюрократизация управления и др.

В 30-е гг. деформируется советское управление, усиливается идеологический и партийный монополизм, возникают и укрепляются культ личности, авторитарность партийно-государственной элиты, оторванность ее от народа, отчуждение народа от власти и управления. Утвердилась в управлении воля высшего должностного лица, власть чиновно-бюрократического аппарата, предельная концентрация полномочий в руках всевластной партийно-государственной верхушки, подчиненность советских органов власти и управления партийным и, соответственно, советских служащих - партийным служащим. На функционировании государственной службы весьма негативно сказывались ставшие обыденными явлениями нарушение законности, принижение роли суда, прокуратуры, правовой и судебный произвол, массовые репрессии. Схема государственного управления, сложившаяся в России в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Конституцией РСФСР 1937 г., органов ее законодательной и исполнительной власти, непосредственно отражающая во многом и структуру должностей государственной службы по данным ветвям государственной власти и, отчасти, отраслям народного хозяйства.

Военные и послевоенные 1940-е годы. Совершенствуемая на основе Конституции СССР система управления стала приобретать на рубеже 30-40-х гг. в условиях мировой войны характер военного управления. Система управления обрела такие специфические неконституционные черты, как милитаризм, чрезвычайность, директивность, жесткий централизм, репрессивность и т.п. Эти черты своеобразно сочетались с конституционными принципами, система управления применила военно-мобилизационные принципы, объединяла ресурсы краев, областей, республик и других административно-территориальных образований, поднимала их население во имя победы в Великой Отечественной войне. Поиск спасительных действенных мер по избавлению страны от реально угрожавшей ей катастрофы, от угрозы порабощения привел к созданию уже 30 июня 1941 г. Государственного Комитета Обороны (ГКО) СССР как чрезвычайного органа.

ГКО СССР, наделенный неограниченными полномочиями, объединил государственные, партийные, общественные начала управления, стал авторитетным и действенным органом власти и управления, возглавил вертикали советского, партийного, всего гражданского управления сражавшегося государства. При этом особенностью деятельности ГКО было отсутствие собственного разветвленного аппарата. Руководство осуществлялось через аппарат органов государственного управления, партийных комитетов. Лишь в важнейших отраслях народного хозяйства, в союзных и автономных республиках действовал институт уполномоченных ГКО. На местах и в наиболее стратегически важных регионах формировались и действовали областные и городские комитеты обороны.

Уроки исторического опыта государственного управления 1941--1945 гг., мобилизации всех сил государственных служащих, усилий всех широких слоев населения на самоотверженном труде во имя решения жизненно важных для страны задач не теряют своей актуальности и в наши дни. Они учат, в частности, необходимости всестороннего учета всей совокупности объективных и субъективных факторов, конкретно-исторической ситуации при обеспечении эффективности управления в интересах всего народа.

Несмотря на огромные людские потери, связанные не только с военными действиями, но и неоправданными репрессиями со стороны органов власти, победный май 1945 г. стал триумфом героизма и самоотверженности советских народов, а в известной мере - и советского госуправления, его жизнестойкости и способности перестраиваться без серьезных сбоев адекватно экстремальным условиям войны.

В послевоенный период государственное управление перестроилось на конституционной основе и обеспечило перевод страны на мирные рельсы, восстановление разрушенного войной народного хозяйства, повышение уровня жизни советских людей и подъем экономики. Вместе с тем сложившиеся в годы войны директивный стиль, власть разбухшей номенклатурной бюрократии, чрезмерно увеличившегося аппарата государственных и партийных органов, командно-административные и авторитарные методы управления медленно изживались во властных структурах и деятельности государственных служащих. Отрицательно сказывались и недостаточная профессиональная подготовка государственных служащих всех звеньев вертикали власти, внедряемые идеология культа личности, политическая нетерпимость.

На рубеже 40--50-х гг. явно обозначились кризисные явления в управлении и функционировании аппарата партийно-государственной службы. Развитие и реформирование государственного управления во второй половине 50-х -- середине 60-х гг. характеризовалось такими основными чертами:

Ликвидация тоталитарно-репрессивного политического режима сталинизма и начало демократизации советского общества, органов власти и управления, государственной службы.

Попытка реформирования системы управления, принятие III Программы правящей КПСС (1962г.) и подготовка проекта новой Конституции.

Отстранение от политического руководства Н.С. Хрущева и критика субъективизма и волюнтаризма в управлении обществом, в деятельности советских и партийных органов власти и управления и занятых в них работников.

Реформирование системы партийно-политического и государственного управления в СССР.

Конец 60-х - начало 80-х гг. -- период стагнации системы государственного управления в СССР. В 1973 г. стала формироваться трехзвенная система управления министерство - производственное объединение -- предприятие, однако предприятия оставались бесправными. Согласование государственных планов развития народного хозяйства по-прежнему шло через партийные органы.

Несмотря на принятие в 1977 г. новой Конституции СССР, задуманная, казалось бы стройная система государственной власти в Советском Союзе и РСФСР как его составной части на практике дополнялась параллельно функционировавшей партийно-номенклатурной, которая зачастую подменяла Советы -- органы государственной власти.

Наступившая стагнация экономики обусловила необходимость перестройки управления как одну из главных задач, стоящих перед обществом. Перестройка (1985--1991 гг.): модернизация управленческого аппарата. Основные вехи этого периода:

Смена руководства КПСС и курс на ускорение социально-экономического развития страны. Ставший Генеральным секретарем ЦК КПСС 11 марта 1985 г. М.С. Горбачев начал радикальные перемены в обществе, провозгласил курс на гласность и демократию. Принимается ряд постановлений, способствующих поэтапному переходу к рыночной экономике. Началась мощная управленческая реформа, означающая демонтаж традиционной для СССР административно-командной системы управления. В годы перестройки была осуществлена массовая смена кадров, которая наряду с устранением престарелых партократов привела в ряде случаев к резкому снижению компетенции политического руководства (к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов КПСС, 40% всего личного состава ЦК КПСС), партийных и государственных служащих в центре и на местах. Разворачиваются гласность, борьба с бюрократизмом, перестройка работы органов государственной и партийной власти, госслужащих.

Однако в 1990 г. в стране начался новый этап глобального социально-политического кризиса, непосредственно приведший к крушению советской государственности. Состоявшийся в июле 1989 г. последний XXVIII съезд КПСС выявил полный раскол партийных рядов. Согласно ст. 6 Конституции (Основного Закона) СССР 1977г. и ст. 6 Конституции РСФСР, КПСС отводилась роль руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций. Республиканские, краевые, областные партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС. Срок полномочий Верховного Совета РСФСР и Верховных Советов автономных республик - 5 лет Сессии ВС РСФСР созывались два раза в год.

Постоянно действующий орган в РСФСР, подотчетный Верховному Совету РСФСР во всей своей деятельности и осуществлявший в пределах, предусмотренных Конституцией 1978 г, функции высшего органа государственной власти РСФСР в период между его сессиями Комитет народного контроля РСФССР, возглавлявший систему органов контроля. Образовывался ВС РСФСР Правительство РСФССР - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти РСФСР Образовывался ВС РСФСР в составе Председателя СМ РСФСР, его первых заместителей и заместителей Председателя, министров РСФСР председателей государственных комитетов РСФСР СМ РСФСР был ответствен перед ВС РСФСР и ему подотчетен, а в период между сессиями ВС РСФСР - перед ПВС РСФСР.

Высшие органы государственной власти автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов Правительства автономных республик, краев, областей, округов - исполнительные и распорядительные органы государственной власти. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений, отменять решения и распоряжения нижестоящих исполнительных комитетов Советов народных депутатов. Назначался ВС РСФСР, был ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями ВС - перед ПВС РСФСР. Назначал прокуроров автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, которые были ему подотчетны.

Высший судебный орган РСФСР, осуществлявший надзор за судебной деятельностью судов РСФСР в пределах, установленных законом Избирался ВС РСФСР в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей Все суды РСФСР образуются на началах выборности судей и народных заседателей. В конце 80-90-х гг. сложилось уникальное сочетание кризисных объективных социально-экономических условий и неблагоприятных субъективных личностных и партийных факторов, которые в совокупности обусловили неожиданно трагический финал для СССР - прекращение его функционирования в декабре 1991 г.

Подводя итоги по данному этапу можно выделить 2 ключевых момента:

    1. государственная служба во многом носила подчиненный характер по отношению к партийной службе, а нередко и срасталась с последней;
    2. лишь в первые постсоветские годы государственная и муниципальная служба в России начинает формироваться как самостоятельный институт, учитывающий отечественный и зарубежный опыт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.Четвертый этап. Формирование государственной службы в современной России.

 

В современный период государственная служба сформировалась как социальный и правовой институт. Правовой институт стал институтом административного права и приобрел межотраслевой характер. В формировании этого института большую роль приобрели административно-правовые нормы, которые базируются на конституционных нормах и взаимосвязаны с нормами других отраслей права.

Прочной базой создания государственной службы должно являться "крепкое" государство. Однако прекращение в декабре 1991 г. существования СССР как единого союзного государства, крушение административно-командной системы, всеобщий кризис власти и общества

поставили на повестку дня проблему создания новой российской государственности. Такова была в 1991 г. основная предпосылка в целом, в том числе и для становления современной государственной службы.

Правовая основа российской государственности, которая формирует институт, в конце 1991 -- начале 1992 г. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.

В одном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу два несовместимых начала. Новое - президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. И старое - строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью за принимаемые решения.

Законодательное оформление новой российской государственности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, деклараций, указов Президента РСФСР. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан. Постепенно стала уходить в прошлое государственная идеология, согласно которой утверждалось, что не государство должно служить человеку, а человек - государству.

Информация о работе История развития государственной службы в России