Источники конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - раскрыть индивидуальности источников конституционного права и как раз рассмотреть главные из их.
Для заслуги цели работы были, стало быть, поставлены последующие задачи:
- раскрыть понятие конституционного права;
- выявить индивидуальности источников конституционного права;

Содержание

Введение
Основная часть
1. Понятие конституционного права и обзор основных источников конституционного права
2. Характеристика источников конституционного права
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

К источникам конституционного права, работающих лишь на местности субъектов  Российской Федерации. Надо сказать  то, что эти акты содержат нормы, в  обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституции республик и уставы остальных субъектов Федерации  должны, мягко говоря, соответствовать  Конституции  Российской Федерации  и федеральным законам. Возможно и то, что по отношению к иным  нормативным правовым актам принимаемым органами субъекта Федерации, конституции и уставы владеют наиболее высокой  юридической силой, и остальные нормативные  правовые акты не могут, мягко говоря, противоречить им.

 Источниками  конституционного  права так сказать являются  также  международно-правовые  нормы, которые содержатся в  международных договорах, имеющих  обязательную силу для  Российской  Федерации.

Как понятно, согласно части 4 статьи 15 Конституции, признанные принципы и нормы международного права и  международные договоры  Российской Федерации наконец-то являются составной частью ее  правовой системы.

Таковым образом, источниками конституционного права являются не все  федеральные  законы, а лишь те, которые содержат конституционно-правовые нормы.

1.3. Законы, договоры,  соглашения  и декларации - как источники конституционного  права

К источникам  конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные  законы, содержащие конституционно - правовые нормы. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что закон должен быть более распространенной формой установления конституционно - правовых норм, принимаемых на базе и в развитие  конституционных положений и принципов.

Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76), что  федеральные законы не, стало быть, могут противоречить  федеральным конституционным законам, из чего же можно сделать вывод, что в иерархии источников права федеральные  конституционные законы наконец-то занимают наиболее высокое место, следуя сразу за Конституцией. Возможно и то, что конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции, должны, мягко говоря, приниматься по важным вопросам, затрагивающим права и свободы людей, правомочия страны. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что такие законы также могут приниматься лишь по вопросам, предусмотренным Конституцией; этих вопросов 15, но приняты пока не все  федеральные конституционные законы. Надо сказать то, что федеральные конституционные законы не наконец-то могут изменять Конституцию не являются частью Конституции.

Источниками конституционного права  являются также законы, издаваемые  законодательными органами субъектов  РФ в согласовании с ч. 2 ст. 5 Конституции  РФ и соответственных конституций  и уставов субъектов Федерации.

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и  такой  их специфичный вид, обусловленный  федеративным устройством страны, как  договоры и соглашения.

Следует различать  международные  договоры и соглашения, заключаемые РФ с иными суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые меж Федерацией и ее субъектами либо меж субъектами Федерации. И даже не надо и говорить о том, что конституция РФ (ч.4 ст.15) устанавливает, что  признанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются  составной частью ее правовой системы.

Заключение РФ договоров с иными  государствами, наконец, регулируется Федеральным законом о  международных  договорах РФ от 15 июля 1995 г. Обратите внимание на то, что закон также устанавливает, что положения официально размещенных  международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для внедрения, действуют в РФ конкретно. Необходимо подчеркнуть то, что для воплощения других положений  международных договоров РФ принимаются надлежащие правовые акты. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что законом инсталлируются порядок ратификации  международных договоров, порядок присоединения РФ к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление деяния  международных договоров.

Отношения о согласовании Конституции РФ международных  договоров, не вступивших в силу (либо отдельных их положений), разрешаются  Конституционным Судом РФ. Ни для  кого не секрет то, что если Суд признает их не надлежащими Конституции, то такие договоры не подлежат введению в действие и применению.

К числу источников  конституционного права, стало быть, относятся правовые акты, принимаемые Содружеством  Независимых Государств, одним из членов которого, наконец, является Наша родина, также Союзом РФ и Белоруссии и остальных объединений части стран СНГ и РФ. Несомненно, стоит упомянуть то, что такие акты, еще не вошедшие в практику, в дальнейшем, может быть, будут приниматься  Межпарламентской Ассамблеей, Парламентским Собранием Союза РФ и Белоруссии и  наднациональными исполнительными и судебными органами. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что процедура их принятия и юридическая, стало быть, сила пока не определены.

В практику РФ все шире входят внутренние договоры и соглашения. Мало кто знает то, что принципиальным источником конституционного права остается Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., которым были закреплены базы отношений РФ и ее субъектов. И действительно, иной пример: Договор меж РФ и Республикой Татарстан 1994 г., которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимное делегирование возможностей меж органами государственной власти Федерации и Республики Татарстан. Необходимо отметить то, что ряд субъектов Федерации заключили меж собой соглашения по  определенным вопросам, в каких содержатся  отдельные конституционно - правовые нормы.

Особенное место посреди источников конституционного права занимают Декларации: к примеру, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов РФ от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Мало кто знает то, что такового рода Декларации имеют конституционно - правовое значение. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в их формулируются принципы, обязательные для всего конституционно - правового развития страны. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в их, обычно, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются  необходимыми для всей политики в данной сфере и которым обязано быть подчинено соответственное законодательство.

Действующая Конституция РФ не так  сказать содержит какого - или упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их  юридической силе и о порядке принятия. Надо сказать то, что но так как это не, в конце концов, исключено, можно сделать вывод, что парламент вправе принимать  подобного рода акты без притязания на их высшую  юридическую силу и без соблюдения обычной  законодательной процедуры.

 Следовательно, к числу источников  конституционного права относятся:  законы, договоры,  соглашения и  декларации.

 

2 Характеристика источников конституционного права

 

2.1 Конституция Российской Федерации  - основной источник конституционного  права

Конституция  Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и  вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые  внесены в статью 65 двумя Указами Президента  Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г. представляет  собой основной источник конституционного права и вообще всего права РФ.

К числу особенностей Конституции  Российской Федерации можно отнести  последующие:

Нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Обратите внимание на то, что  они не соединены какими-либо законами, которые могли быть для них юридически  необязательными, могут устанавливать, а именно, новые институты, изменять систему государственных органов;

В Конституции также инсталлируются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими  для всего  государственно-правового регулирования. Очень хочется подчеркнуть то, что в них, в конце концов, определяются все  главные связи, средством которых данная общность людей наконец-то объединяется в гражданское общество, описывает механизмы управления государственными и общественными отношениями;

 Конституция как источник  права характеризуется и широтой  содержания выраженных в ней  норм. Мало кто знает то, что  они обхватывают устройство страны, его суть и формы, определяют  субъекты власти, механизм ее  реализации, принципы роли в управлении всех субъектов политической деятельности. Всем известно о том, что в Конституции также закреплены и принципы экономической структуры общества, формы принадлежности, методы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Всем известно о том, что через конституционные нормы определяются базы правового статуса личности, права и свободы людей, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Все знают то, что таковым образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что таковой широтой содержания собственных норм Конституция различается от всех других источников  конституционного права;

Конституция имеет  высшую юридическую силу, прямое действие и, мягко говоря, применяется на всей местности РФ. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что законы и другие нормативные акты, принимаемые в  Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

В Конституции определяются почти все остальные виды источников  федерального уровня. Как бы это было не странно, но в ней инсталлируются наименования правовых актов, их  юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

Значение Конституции как  основного  источника, наконец, определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения  государственной воли народа. Несомненно, стоит упомянуть то, что в Конституции, наконец, определяются те цели, которые общество впереди себя ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

Конституция по сопоставлению с  иными источниками является актом  наивысшего не только лишь правового  уровня, да и общественного значения. Возможно и то, что ее нормы наконец-то касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таковым образом, Конституция  Российской Федерации как основной источник конституционного права служит  формой установления норм, составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового  регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.

2.2 Федеральные конституционные  законы как источники конституционного  права

Последующим источником  конституционного права РФ являются  федеральные  конституционные законы.

 Мысль таковых законов преследовала  цель уменьшить размер самой Конституции Российской Федерации. Как бы это было не странно, но по собственной  юридической силе  федеральные конституционные законы занимают промежуточное место меж Конституцией  Российской Федерации и обыкновенными  федеральными законами, принимаются по наиболее  сложной процедуре, чем последние, требуя наиболее высокой степени общественного согласия. Возможно и то, что такое представление о соотношении  юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и  обычных федеральных законов преобладает. Необходимо подчеркнуть то, что основанием для него, в конце концов, могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и другие правовые акты, принимаемые в  Российской Федерации, не должны так сказать противоречить Конституции  Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не, мягко говоря, могут противоречить  федеральным конституционным законам"). Необходимо подчеркнуть то, что нельзя, но, не признать  определенных оснований и для другой позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, к примеру, имеет место в Италии либо Франции.

Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что вопросы, подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральными  конституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях.

Это:

- чрезвычайное положение (ст. 56, 88);

- военное положение (ч. 3 ст. 87);

- образование новых субъектов  Российской Федерации (ч. 1 ст. 137);

- порядок принятия в Российскую  Федерацию новых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137);

- порядок изменения статуса  субъектов Российской Федерации  (ч. 5 ст. 66);

 описание и порядок официального  использования государственных  символов - государственного флага,  герба, гимна (ч. 1 ст. 70);

- порядок назначения референдума  (п. "в" ст. 84);

- статус Уполномоченного по  правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103);

- порядок деятельности Государства Российской Федерации (ч. 2 ст. 114);

- судебная система (ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128);

- порядок созыва Конституционного  Собрания (ч. 2 ст. 135).

Несложно наконец-то увидеть, что  перечисленные вопросы как раз  обхватывают не всю материю конституционного характера, оставшуюся за пределами действующей Конституции. Ни для кого не секрет то, что это относится, к примеру, к самой процедуре принятия  федеральных конституционных законов, следовательно, и поправок к главам 3-8 Конституции, к процедуре заключения договоров и соглашений меж органами  государственной власти  Российской Федерации и ее субъектов, ну и еще к почти всем вопросам.

Значимая часть правоведов склонна  толковать часть 1 статьи 108 Конституции  таковым образом, что исключается возможность принятия  федеральных конституционных законов по вопросам, не входящим в приведенный выше список. И даже не надо и говорить о том, что отсюда наконец-то следует, что не включенная в этот список конституционная материя обязана так сказать регулироваться обыкновенными  федеральными законами.

Потому, стало быть, представляется наиболее  правильной позиция, согласно которой по  конституционным вопросам, вошедшим в приведенный список. Все  знают то, что федеральное Собрание должно принимать  федеральные конституционные законы, а по  остальным вопросам, в конце концов, может это, наконец, сделать, если наконец-то считает, что они имеют конституционный характер.

Пока что действуют всего  три федеральных  конституционных  закона: один, как, наконец, упоминалось, регулирует федеральный референдум.

2.3 Указы и распоряжения Президента  РФ, Регламенты палат Федерального  Собрания, Постановления Государства  - как источники конституционного  права

Информация о работе Источники конституционного права