Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Развитие теории государства и права в нашей стране требует крити-
ческого переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на
новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой
науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углуб-
ленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема
курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уро-
вень исследования.
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего
понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет
подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.
Во-первых, известная его недооценка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды источников права…………………………………………...6
§ 1 Происхождение термина «источник права»…………………………………………..6
§ 2 Виды источников права………………………………………………………………...8
Глава 2. Особенности нормативно-правового акта как источника права………..16
§1 Виды нормативно-правовых актов……………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсаовая конеч.docx

— 62.07 Кб (Скачать файл)

Закон - это нормативный  правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается  представительными (законодательными) органами государственной власти в  особом порядке. (Пример закона - Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Устав железных дорог).

Эта форма используется для  регулирования наиболее важных для  жизни общества отношений. Закон  обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону присущи  следующие черты:

1) это акт представительных (законодательных) органов государственной  власти или акт, принятый всенародным  голосованием (референдумом);

2) он регулирует наиболее  важные общественные отношения,  например, права и обязанности  личности, отношения собственности,  устройство государства и т.д.;

3) закон принимается по  особой процедуре, носящей название  законодательного процесса;

4) обладает верховенством  в правовой системе государства.

Верховенство закона, его  высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все  другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с  законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых  представительными органами власти.

Среди законов высшую юридическую  силу имеет конституция, основной закон  обладает наивысшей юридической  силой и является основой для  всех других законов. Действующая Конституция  Российской Федерации принята народом  путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 года. Никакой акт государства  не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет  перед нормами других актов.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы - это такие законы, принятие которых  предусмотрено в самом тексте конституции. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить  закон о судебной системе, так  как ч. 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается , что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным  конституционным законом. В Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами. В конституциях других государств, например, Испании, Франции, они называются органическими. Этим законам присущи следующие  особенности:

1) они обладают более  высокой юридической силой по  сравнению с обыкновенными законами;

2) принимаются в особом  порядке - квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным  кворумом при голосовании. В  России, например, за федеральный  конституционный закон должны  проголосовать не менее 2/3 депутатов  Государственной Думы и 3/4 членов  Совета Федерации от их списочного  состава. В то время как для  принятия обыкновенного закона  достаточно простое большинство  голосов в обеих палатах (50% плюс один голос);

3) Глава государства не  обладает правом вето в отношении  конституционных законов, а должен  по истечении определенного срока  (в России - в течение 14 дней) подписать  закон и обнародовать его.

Текущими (обыкновенными) называют федеральные законы, которые принимаются  на основе и во исполнение Конституции  и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В числе упомянутых в Конституции  России федеральных конституционных  законов, уже приняты и действуют  подобные законы - о Правительстве  РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека в  Российской Федерации, о Судебной системе  РФ и др. Предстоит принять законы о чрезвычайном положении, о военном  положении, о гимне, флаге, гербе  России и ряд других.

В особый вид выделяют также  кодифицированные законы - это крупные  акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить  Основы законодательства о нотариате  в РФ и Уголовный кодекс РФ.

Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию  и опубликованию.

Действует конституционное  правило, что неопубликованные законы не могут применяться.

К подзаконным нормативным  правовым актам на уровне федерации  относятся:

1. постановления, принимаемые  палатами Федерального Собрания  Государственной Думой и Советом  Федерации;

2. нормативные указы Президента  Российской Федерации. К ним  относятся лишь те указы, в  которых содержатся правила поведения  общего характера (т.е. нормы  права), так как Президент РФ  согласно Конституции РФ может  также принимать указы, не являющиеся  нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный  характер. Например, Указ о помиловании  конкретного лица, приговоренного  судом к высшей мере наказания,  не является нормативным правовым  актом, так как не содержит  норм права. А указ о повышении  размера пенсий или пособий  - это нормативный правовой акт,  так рассчитан на многократное  применение ко всем, кто получает  пенсии или пособия;

3. постановления Правительства  Российской Федерации, которыми  регулируются отношения в различных  отраслях общественной и государственной  жизни;

4. нормативные приказы  и инструкции министерств, государственных  комитетов и иных федеральных  ведомств.

Они не могут противоречить  Конституции и законам. Подзаконные  нормативные правовые акты принимаются  и другими органами государства - правительством, местными органами государственной  власти и иными органами. Они также  не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и  издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется  в судебном порядке, и они поднадзорны  прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

К подзаконным актам относятся  и акты центральных органов исполнительной власти - министерств, государственных  комитетов, федеральных служб, а  также акты глав местной администрации  и исполнительных органов субъектов  Федерации.

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего  сведения, иначе они не могут применяться.

Все другие формы (источники) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются  не специальными законотворческими  органами государства.

Для того чтобы правильно  решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных  правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Определить, как  нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать  и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным  федеральным законом. Существует несколько  вариантов вступления нормативных  правовых актов в действие. В отношении  наиболее важных и крупных законов  действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении  или в самом законе. Например, новый УК РФ был принят Федеральным  Собранием летом 1996 года, а вступил  в действие с 1 января 1997 года. Несколько  месяцев между принятием и  вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового Кодекса.

Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в "Российской газете", "Парламентской газете" или "Собрании законодательства РФ". Нормативные  указы Президента РФ начинают действовать по истечении 7 дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом. Постановление Правительства РФ вступает в силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан,- по истечении 7 дней после опубликования.

Нормативные акты министерств  и ведомств затрагивающие права  и законные интересы граждан, подлежащие регистрации в Министерстве юстиций, вступают в действие с момента  регистрации.

Действие нормативного правового  акта прекращается по истечении срока, на который он был принят, либо в  вязи с прямой его отменой уполномоченным органом, либо с принятием нового акта, фактически отменяющий старый.

В ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закреплено также правило о том, что закон, устанавливающий или  отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что  его действие не распространяется на те отношения, которые имели место  до его вступления в законную силу. Закон же, смягчающий или устраняющий  уголовную ответственность, имеет  обратную силу.

Существует также такое  понятие, как "переживание старого  закона". Это такая ситуация, когда  формально отмененный нормативный  правовой акт признается действующим  применительно к отношениям, возникшим  или существовавшим во время его  действия. Одновременно применительно  к такого же рода отношениям действует  новый нормативный правовой акт, по-другому регулирующий такие отношения. Т.е. происходит как бы параллельное действие двух актов по одному предмету - отмененного и нового. Фактически признается действующим не старый акт, а признаются правоотношения, возникшие  на основании отмененного акта. Такой  подход иногда необходим, чтобы сохранить  стабильность в регулируемых отношениях. ( Так, те, кто вступил, в ЖСК до 1984 года продолжают возвращать кредит в течение 15 лет, а вступившие после 1984 года - будут расплачиваться в  течение 25 лет).

Нормативные правовые акты прекращают действие во времени в следующих  случаях:

1) истечение заранее установленного  срока действия, если был принят  на определенный срок;

2) отмена специальным актом  правотворческого органа;

3) если по предмету данного  акта принят новый, в котором  содержатся специальные статьи  об отмене предыдущего акта.

Иногда происходит фактическая  отмена полностью или частично путем  издания нового акта по данному вопросу  без указания в его тексте об отмене старого.

Действие нормативного правового  акта в пространстве. В этом отношении  руководствуются принципом территориального действия нормативного правового акта, т.е. его действие распространяется на той территории, органами государственной  власти которой издан данный акт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.    Особенности нормативно-правового  акта как

источника права.

§1.Виды нормативно-правовых актов.

Как уже  упоминалось выше,  нормативно-правовой акт - одна из ос-

новных, наиболее совершенных  внешних форм  права.  Нормативно-правовые акты - это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.

     Нормативно-правовые акты  -  основной  источник права не только в

     Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически

во всех правовых системах мира,  даже там, где исторически  господство-

вал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

По сравнению  с  правовым  обычаем  и судебным (административным)

прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает  боль-

шими преимуществами:  исходит от строго определенных - правотворческих

органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимает-

ся в четко обозначенном порядке;  имеет установленную  форму и реквизи-

ты, порядок вступления в  силу и сферу действия;  может  быть быстро из-

менен в зависимости от социальных потребностей.

Нормативно-правовым актам  присущ ряд особенностей.  Они,  во-пер-

вых, имеют государственный  характер.  Государство наделяет органы, ор-

ганизации, должностных лиц  правом готовить и принимать нормативно-пра-

вовые акты,  т.е.  правотворческой  компетенцией. Оно же обеспечивает и

реализацию принятых нормативно-правовых актов,  включая и принудитель-

ное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным

характером нормативно-правовые акты отличаются  от  нормативных  актов

общественных организаций (уставы партий, общественно-политических дви-

жений).

Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а стро-

го определенными субъектами,  специально уполномоченными на  то  госу-

дарством. При  этом каждый субъект правотворческой деятельности связан

рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный

приказ, но не уполномочен  на принятие указа или постановления.

В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением  определенной

процедуры (особенно  это  относится к законодательным  актам),  а также

требований к содержанию и форме и представляют собой  акт-документ.

В-четвертых, они  имеют  временные,  пространственные и субъектные

пределы действия.

В-пятых, всегда содержат юридические  нормы.  Наличие в этих актах

юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.

В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от индиви-

Информация о работе Источники права