Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:10, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является выявление и разрешение проблем связанных с иерархическим построением нормативных правовых актов в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие и значение иерархии нормативных правовых актов;
Выявить и проанализировать факторы, обусловливающие иерархию нормативных правовых актов;
Построить иерархию федерального и регионального законодательства;
Введение...………………………………………………………………............…3
§ 1. Понятие и значение иерархии нормативных правовых актов…….............5
§ 2. Иерархия федеральных законов и подзаконных
нормативных правовых актов………………………………......….……….10
§ 3. Иерархия законов и подзаконных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации……………....……….20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников и литературы…..….................................32
Таким образом, иерархия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации может быть представлена в следующем виде:
1-й уровень - разделы (главы) конституций (уставов) субъектов РФ; 2-й уровень — конституционные законы; 3-й уровень — кодифицированные законы; 4-й уровень - некодифицированные законы; 5-й уровень - нормативные постановления (законодательных) представительных органов; 6-й уровень - нормативные указы высших должностных лиц; 7-й уровень - нормативные постановления правительств (администраций); 8-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти субъектов, принятые совместно или по согласованию; 9-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти, принятые в рамках надведомственных полномочий.
Заключение
Проведённое исследование позволило сформулировать ряд теоретических положений об иерархическом построении нормативных правовых актов Российской Федерации и предложений по совершенствованию его правового регулирования.
Целостная иерархия нормативных правовых актов способствует выявлению пробелов в законодательстве и определении того, какие нормативные акты необходимо принять. Строгое соблюдение требований иерархии, с одной стороны, способствует предотвращению возникновения иерархических коллизий, с другой - является надежным средством их разрешения. Без учета требований иерархии немыслима и систематизация законодательства, выступающая как постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы.
Среди факторов, определяющим образом влияющих на состояние законности и правопорядка, особое место занимает обеспечение строгой иерархии законодательства. Иерархия является одним из необходимых условий повышения эффективности правового регулирования.
Под иерархией нормативных правовых актов следует понимать обусловленное совокупностью факторов, выраженное в правовой форме и проявляющееся во взаимных связях, расположение нормативных правовых актов на соответствующих уровнях вертикальной структуры законодательства.
Автор выделяет две группы факторов, определяющих иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации: основные и дополнительные. Под основными понимаются факторы, оказывающие первостепенное влияние на построение иерархической структуры законодательства. К их числу относятся: объём властных полномочий субъекта правотворчества (иерархия государственных органов), значимость регулируемых общественных отношений. Дополнительными факторами называются обстоятельства, обусловливающие, иерархию нормативных правовых актов одного вида (например, Федеральных законов), либо принятых одним государственным органом. К таковым следует отнести кодифицированность акта, степень общности норм права, содержащихся в нормативном правовом акте, время принятия акта.
Указанные факторы есть лишь основанное на научном анализе предложение законодателю нормативно закрепить соответствующую иерархию нормативных правовых актов путем принятия федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», в котором в максимально детальной форме отразить все аспекты иерархического соотношения различных источников права.
Иерархия федеральных
законов и подзаконных
В представленной
иерархической структуре федера
Синтезированная
иерархия законодательства субъектов
РФ может быть
представлена в следующем виде:
1-й уровень - разделы
(главы) конституций (уставов) субъектов
РФ; 2-й уровень — конституционные законы;
3-й уровень — кодифицированные законы;
4-й уровень - некодифицированные законы;
5-й уровень - нормативные постановления
(законодательных) представительных
органов; 6-й уровень - нормативные
указы высших должностных лиц; 7-й уровень
- нормативные постановления правительств
(администраций); 8-й уровень - нормативные
акты органов исполнительной власти субъектов,
принятые совместно или по согласованию;
9-й уровень - нормативные
акты органов исполнительной власти, принятые
в рамках надведомственных полномочий.
А) Нормативные акты федеральных органов государственной власти (в том числе акты федеральных органов исполнительной власти), принятые по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должны иметь иерархический приоритет перед законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, принятыми по соответствующим вопросам.
Б) Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по вопросам, отнесённым Конституцией Российской Федерации к исключительной компетенции субъекта РФ, должны иметь приоритет перед нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.
Список использованных источников и литературы
официального толкования права
Информация о работе И. М. Иванов иерархия нормативных правовых актов РФ