Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:05, курсовая работа
Безусловно, центральным элементов обозначенных уровней представительных органов в Российской Федерации является депутат. В настоящей курсовой работе ставится целью исследовать на основе анализа как нормативно-правовых источников, так и специальной литературы конституционно-правовой статус депутатов в представительной системе России на всех трех уровнях.
Структурно работа будет состоять из трех глав, отражающих многоуровневое строение системы представительных органов в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………………3
1.Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы…………..5
2.Конституционно-правовой статус депутата на региональном уровне………...12
3.Конституционно-правовой статус депутата на местном уровне ………………19
Заключение…………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………………………………….24
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра конституционного и муниципального права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Конституционное право
Тема: Конституционно-правовой статус депутата в представительной системе Российского государства.
Выполнил
Злобин Андрей Сергеевич
Юриспруденция
Группа 14435
Проверил
Голик Ю.В.
Новосибирск 2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы…………..5
2.Конституционно-правовой статус депутата на региональном уровне………...12
3.Конституционно-правовой статус депутата на местном уровне ………………19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………….
Представительные учреждения существуют во многих странах в течение нескольких веков. Формирующиеся путем выборов, они обеспечивают представительство народа, всех его слоев и социальных групп, в высшем законодательном органе государства1. Развитие народного представительства - одно из важных средств обеспечения народовластия.
Отношения народного представительства в современной России многогранны, подчеркивается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г.2 о представительной природе Федерального Собрания. Государственная Дума олицетворяет прямое представительство населения, Совет Федерации - особую форму представительства - территориальную. Если Государственную Думу безоговорочно признают символом прямого представительства, то за Советом Федерации справедливо сохранить роль выразителя интересов населения, выявляемых, опосредуемых органами государственной власти регионов. Совет Федерации - участник системы отношений опосредованного народного представительства.
Что касается представительных органов субъектов Федерации, то федеральный законодатель в рамках Федерального закона от 6 октября 1999 г. (с изм. от 29 декабря 2004 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"3, исходя из установленного Конституцией РФ принципа разделения властей (ст. 10) и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 10 и 11, ст. 72 и 76), устанавливает основные принципы их построения, деятельности и полномочия.
Последние в пределах полномочий и компетенции, вытекающей из Конституции РФ, должен осуществлять соответственно законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации.
Законом также закрепляется, что наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом его исторических, национальных и иных традиций.
Третий уровень народного представительства представляет собой муниципальные советы, данный представительный орган получил свое развитие совсем недавно.
Безусловно, центральным элементов обозначенных уровней представительных органов в Российской Федерации является депутат. В настоящей курсовой работе ставится целью исследовать на основе анализа как нормативно-правовых источников, так и специальной литературы конституционно-правовой статус депутатов в представительной системе России на всех трех уровнях.
Структурно работа будет состоять из трех глав, отражающих многоуровневое строение системы представительных органов в Российской Федерации.
Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
Полномочия депутатов Государственной Думы определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"4, другими федеральными законами
Согласно Федеральному закону, парламентарии руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, Регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, предвыборной программой и своими убеждениями.
Срок полномочий депутатов Государственной Думы начинается со дня их избрания в палату и прекращается с момента начала работы палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата.
Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях: письменного заявления о сложении своих полномочий; утраты гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы; признания гражданина, являющегося депутатом (членом) палаты Федерального Собрания, недееспособным или умершим решением суда, вступившим в законную силу; смерти парламентария.
Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно также в случаях избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (если в течение месяца со дня избрания от него не поступило письменного заявления о сложении полномочий депутата такого органа); поступления депутата на государственную службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; роспуска Государственной Думы.
Полномочия депутата Государственной Думы в случае ее роспуска прекращаются со дня роспуска Государственной Думы. При досрочном выбытии депутата Государственной Думы его мандат постановлением Государственной Думы передается следующему за избранным кандидату из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы избирательного объединения, которым был выдвинут досрочно выбывший кандидат5.
Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутат Государственной Думы не может одновременно являться членом Правительства РФ.
Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий.
Депутаты Государственной Думы являются членами коллегиальных органов Государственной Думы. Поэтому важнейшая форма их деятельности - участие в заседаниях соответствующей палаты, а также в совместных собраниях палат, проводимых в случаях, предусмотренных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 100). Вместе с тем они участвуют в работе соответствующих комитетов и комиссий палат; согласительных комиссий, создаваемых Государственной Думой; в выполнении поручений соответствующих палат и их органов; в парламентских слушаниях; обращаются с запросами, работают с избирателями.
Кроме того, депутаты Государственной Думы участвуют в работе фракций и депутатских групп; обращаются с вопросами к членам Правительства РФ на заседаниях палаты.
Деятельность депутатов Государственной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.
Являясь представителями своих избирателей, парламентарии поддерживают с ними постоянную связь. Депутаты Государственной Думы, избранные по одномандатным избирательным округам, поддерживают связь с избирателями своих округов, а депутаты Государственной Думы, избранные по общефедеральному округу, поддерживают связь с избирателями в регионе, определенном соответствующим депутатским объединением.
Работая с избирателями, парламентарии обязаны принимать меры, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов своих избирателей; рассматривать поступившие от них предложения, заявления и жалобы; способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; вести прием граждан; изучать общественное мнение и при необходимости вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
Парламентарии информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Принимая меры, обеспечивающие права, свободы и законные интересы избирателей, парламентарии взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, с депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, с политическими партиями и иными общественными объединениями.
Возлагая на парламентариев самые ответственные обязанности, законодательство предоставляет им все необходимые для работы условия. Эти условия, позволяющие успешно решать стоящие перед ними задачи, - важнейшие гарантии их плодотворной деятельности.
Такие гарантии устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", другими федеральными законами, а также Временным положением об обеспечении деятельности членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Согласно Конституции РФ (ст. 104) и названному ранее Федеральному закону о статусе депутатов (ст. 11), депутаты Государственной Думы обладают правом законодательной инициативы. Группа численностью не менее одной пятой депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению в Государственной Думе.
Депутат и группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.
Важное значение имеют установленные законом гарантии получения депутатами Государственной Думы необходимой им информации.
При обращении депутата Государственной Думы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации должностные лица обеспечивают их по вопросам, связанным с парламентской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют необходимую им информацию и документацию независимо от степени секретности в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.
Парламентарии пользуются преимущественным правом выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации.
Наряду с этим федеральное законодательство устанавливает для парламентариев дополнительные юридические гарантии охраны их прав в области трудовых, административно-правовых, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений.
По Конституции РФ (ст. 98) и Федеральному закону о статусе депутатов депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, на принадлежащие им документы.
Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой. Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Генеральный прокурор вносит в соответствующую палату представление.