Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации: понятие и принципы правового статуса личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Цели и задачи. Целью данной курсовой работы является наиболее полное и детальное изучение правового статуса личности в России.
В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и элементы правового статуса личности;
- изучить правовой статус личности в Российской Федерации;
- рассмотреть конституционные гарантии прав и свобод личности в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Правовой статус личности: понятие, виды………………………….
Глава 2. Правовой статус личности в Российской Федерации………………..
Глава 3. Конституционные гарантии прав и свобод личности в России…..
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по конституционному праву.docx

— 44.93 Кб (Скачать файл)

Наиболее общей гарантией  прав и свобод, имеющей наивысшую  юридическую силу, является сам конституционный  строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах  и нормах международного права. Эта  наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства  по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Конституция гарантирует  государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это  общее правило закрепляет обязанность  государства различными правовыми  средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов  по этим вопросам входят как в ведение  Российской Федерации (регулирование  и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает  Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства  РФ. Эта функция составляет главное  назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует  весь механизм государства, все органы государственной власти.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и  свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных  лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных  организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц". Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах - Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. и др. По действующему законодательству, например, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.

Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные  органы государства лишены права  принимать законы, отменяющие или  умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или  умаляющие права и свободы  человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной  власти о том, что отмена, пересмотр  или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует  созыва Конституционного Собрания.

В то же время Конституцией допускается возможность ограничения  прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения  не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.

 

Заключение

В заключение работы можно  сделать вывод, что в целом  конституционное регулирование  правового статуса личности в  Конституции Российской Федерации  соответствует современным мировым  стандартам. Однако при этом следует  помнить, что провозглашение тех  или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в  наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма  к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, правомочных  норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются  еще годы, что бы привести ныне действующее  законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта  работа не будет сделана, ряд важнейших  положений новой Конституции  вообще не может вступить в силу. Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы судебная практика "достроила" тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.

Конституция Российской Федерации  действительно является Конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы  человека и гражданина, включая новейшие, которые отсутствуют даже в таких  классических документах как Декларация 1789 года и Конституция США.

По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция РФ превосходит  аналоги более детальным рассмотрением  многих принципов, что, конечно же, защищает права и свободы личности более  четко, ибо против Конституции открыто  не будет действовать даже Президент. Защита личных прав и свобод соответствует  всем международным соглашениям (то есть минимальному стандарту) и даже превосходит их.

Что особенно важно, Конституция  РФ более четко регламентирует сферу  вмешательства законодателей с  целью ограничения публичных  свобод. Свобода информации рассмотрена в ней очень глубоко и подробно, кроме того, свобода информации гарантирована любому, а не только гражданину, как в Конституции Франции.

Защита права на частную  собственность по Конституции РФ гораздо более четко охраняет интересы собственника, практически  не оставляет возможностей для злоупотребления, в ней заложен скорее либеральный, чем социальный принцип, хотя элементы последнего также присутствуют.

Практически по всем вопросам, рассмотренным в рамках защиты права  личности на неприкосновенность, Конституция  РФ отличается от классических документов конституционного значения более четкими  и подробными формулировками.

Небольшим недостатком Конституции  Российской Федерации является то, что в области права на демократию нет прямого закрепления контроля народом действий государственной  власти. Некоторые недостатки Конституции  РФ выглядят незначительной мелочью  на фоне пробелов в Конституциях других стран например Франции.

Одним из достоинств Конституции  является экологическое право и  право на сохранение исторических ценностей.

Таким образом, Конституция  Российской Федерации является потенциально мощной защитой прав и свобод личности, документом своего времени, документом, достойным (в области прав и свобод) международного признания.

При четкой практической реализации всех этих конституционных принципов, Российская Федерация сможет претендовать на самое свободное и социально  защищенное положение личности в  мире.

Конституционные принципы правового  статуса личности - закрепленные в  Конституции основополагающие требования, в соответствии с которыми должна формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина. К числу таких принципов относятся: неотчуждаемый и естественный характер основных прав и свобод; принцип  соответствия прав и свобод личности международно-правовым стандартам; принцип непосредственного действия прав и свобод; принцип равноправия; принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина; принцип единства (взаимосвязи) прав и обязанностей.

Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции  РФ представляются нам самой важной ее функцией, степень реализации которой  затрагивает каждого жителя Российской Федерации. Не получив четкого представления  о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать  себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.

 

Список литературы

 

1.   Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Юрайт – Издат., 2006. – 48 с.

2.   Алексеев, С.С. Теория права / С.С. Алексеев, М.: БЕК, 2001. – 495 с.

3.   Бабаев, В.К. Теория государства и права / В.К. Бабаев, М.: Юрист, 2001. – 564с.

4.   Баглай, М.В. Конституционное право России / М.В. Баглай, М.: Норма, 2005. – 580с.

5.   Байтин, М.И. Правовое государство: понятие, принципы, формирование / М.И. Байтин // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов. – 1995. – С.8 – 14.

6.   Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров, – М.: Юрид. лит., 2002. – 556с.

7.   Габричидзе, Б.Н. Конституционное право Российской Федерации / Б.Н. Габричидзе, М.: Проспект, 2004. – 455 с.

8.   Гордон, Л.А. Права человека: Содержание, особенности, значение для России / Л.А. Гордон // Государство и право. – 1997. – № 33. – С.22 – 23.

9.   Корельский, В.М., Перевалов, В.Д. Теория государства и права / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. М.: НОРМА, 2000. – 616с.

10.      Косарев, А.И. Теория государства и права / А.И. Косарев. М.: Юрист, 2002. – 456с.

11.      Лазарев, В.В. Общая теория права и государства / В.В. Лазарев. М.: Юрист, 2003. – 520 с.

12.      Лившиц, Р.З. Теория права / Р.З. Лившиц. М.: Юрист, 2001. –358 с.

13.      Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах / А.В. Малько. М.: Юрист, 2003. –272 с.

14.    Манов, Г. Н. Теория права и государства / Г.Н. Манов. М.: Издательство Бек, 2001. – 543с.

15.      Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов. М.: Юрист, 2001. – 765 с.

16.      Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. М.: Юрист, 2003. – 512 с.

17.             Назаренко, Г.В. Теория государства и права / Г.В. Назаренко. М.: Юрист, 2004. –506 с.

18.    Орехова, Р.Г. Конституционное право России. М.: Норма, 2006. – 612 с.

19.    Политология: Учебник / Под ред. М. А. Василька. М.: Гардарики, 2001. – 588с.

20.      Рассолов, М.М., Лучин, В.О., Эбзеев, Б.С. Теория государства и права / М.М. Рассолов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев. М.: Юрист, 2002. – 512 с.

21.             Синюков, В.Г. Россия в ХХI веке: пути развития. / В.Г. Синюков // Журнал Российского права. – 2000. – № 11. – С.18 – 20.

22.             Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. М.: Юрид. лит., 2000. – 245с.

23.             Спиридонов, Л.И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонова. М.: Юрист, 2005. – 345с.

24.             Тихомиров, Ю.А. Действие закона. М.: Юрист, 2001. – 322 с.

25.             Топорнин, Б.Н. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно – правовое исследование) / Б.Н. Топорнин. М.: Юрист, 2001. – 376 с.

26.      Топорнин, Б.Н., Батурнин, Ю.М., Орехова, Р.Г. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Б.Н. Топорнин, Ю.М. Батурнин, Р.Г. Орехова. М.: Юрид. Лит., 2003. – 624с.

27.             Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. М.: Юрист, 2000. – 375 с.

28.             Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных государств / В.Е. Чиркин. М.: Проспект, 2002. – 480с.

29.             Чиркин, В.Е. Конституционное право: российский и зарубежный опыт (ин-т государства и права АН РФ) / В.Е. Чиркин. М.: Зеркало, 2001. – 448с.

 

[1] Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР.  М., 1985. С. 7-23; Матузов Н.И. Право и личность. Н-Новгород. 1993. С223-225.

[2] Туманов В.А. Учение о праве. Н-Новгород. 1993. С. 11-21; Мальцев Г.В. Права и свободы человека. М., 1995. С. 217-219

[3] Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть I. Теория государства. М., 1995. С. 98.

[4] Конституции Российской Федерации. Комментарий (под общей ред. Топорнина Б.Н., Батурина Ю.М., Орехова Р.П.) М., 1994. С. 163-166.

[5] Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. С.54.

 

 

 

 


Информация о работе Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации: понятие и принципы правового статуса личности