Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа
Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Франции, дать правовую характеристику его положению в государственном устройстве Франции. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя в стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.
Введение……………………………………………………………..…….2
1. Основной закон Франции……………………………………….……..5
1.1. Конституция Третьей республики 1875 года……………………….6
1.2. Конституция Четвертой республики………………………………..7
1.3. Конституция пятой республики……………………………………..9
2. Органы государственной власти…………………………………..…12
2.1. Центральные органы государственной власти …………...………13
2.2. Региональное и местное самоуправление ………………………...21
2.3. Органы судебной власти Франции……………………………...…23
3. Особенности формы правления во Франции……………………..…25
3.1. Президентские выборы ……………………………………….……26
3.2. Порядок избрания президента ……………………………………..27
3.3. Полномочия президента…..……………………………………......30
3.4. Референдум........................................................................................32
3.5. Прекращение полномочий президента……………………………34
Заключение………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………
Президент - ключевая фигура в государственном механизме во Франции, но его роль во многом зависит от того, кто контролирует Национальное Собрание.
Аппарат
президента достигает нескольких сотен
человек и включает: кабинет, генеральный
секретариат, военный штаб, чиновников
для особых поручений. Сотрудники аппарата
назначаются лично Президентом.
Референдум
- возможность, предоставленная избирателям
принять участие в решении
важнейших государственных
Референдум возможен только при соблюдении предварительной процедуры принятия палатами Парламента идентичной редакции соответствующего конституционного закона.
Абзац 2, ст. 50 Ордонанса № 58-1067 предусматривает положение о том, что “констатировав нарушения порядка проведения референдума, Конституционный Совет может в зависимости от степени нарушений либо утвердить результаты голосования, либо полностью или частично аннулировать их”.
Президент Республики не только поправил процедуру пересмотра Конституции, но и нарушил ряд других её положений.
Во-первых,
ст. 3. Конституции предусматривает
осуществление национального
Во-вторых,
нарушен принцип равенства
По
замыслу творцов Конституции V Республики
фундаментальные изменения в
государственном устройстве, затрагивающие
положения Конституции, возможны только
при участии и выражении своего
мнения политическим меньшинством. Использование
референдума без выражения
В-третьих, Президент превысил свои арбитражные полномочия и перестал быть гарантом Конституции (К. 1958, ст. 5). На основании перечисленных фактов мы считаем, что в указанном деле Конституционный Совет Франции занял ошибочную позицию.
Право
вынесения законопроектов на референдум
— важнейшее средство сдерживания
представительного органа и правительства,
выражающего взгляды
Наиболее важная прерогатива, принадлежащая Президенту Франции, предусмотрена ст. 16 Конституции. Данная норма наделяет главу государства правом введения прямого президентского правления в случае возникновения непосредственной и серьёзной угрозы для Республики, целостности её территории, независимости Нации или выполнения Францией международных обязательств при условии прекращения нормального функционирования конституционных государственных властей. При наступлении указанных обстоятельств Конституция возлагает на Президента право и обязанность принять все необходимые меры.
По мнению ряда авторов, полномочия Парламента и Правительства временно приостанавливаются в областях, которые регулирует непосредственно глава государства своими актами. Полномочия судебной ветви власти в целом традиционны.18
3.5. Прекращение полномочий президента
Конституция
Французской республики предусматривает
досрочное прекращение
Заключение
Французское
государство характеризуется
В
1958 г. во Франции обострились социально-
Для выдвижения кандидатов в президенты необходимо собрать 500 подписей поручителей из числа представителей административной элиты рангом выше муниципального советника. В списке должны присутствовать представители не менее 30 департаментов (каждый дает не более 10 % подписей). Система достаточно экономна, так как собрать голоса полутысячи представителей политической элиты проще и дешевле, чем подписи огромного количества избирателей. Выборы проходят в воскресенье за 20 - 35 дней до истечения срока полномочий действующего президента.
Кандидат в президенты вносит денежный залог, который возвращается в том случае, если он наберет не менее 5 % голосов. Требования к кандидату не являются жесткими. Они зафиксированы в Избирательном кодексе: необходимо быть французом или француженкой, пользующимися пассивным избирательным правом в парламент (с 23 лет), не требуется рождение во Франции. С 1988 г. от кандидатов требуется декларация об их имущественном положении, которая публикуется в случае победы на выборах. Еще представляется информация о финансировании их избирательной кампании.
Выборы проводятся по двухтуровой системе абсолютного большинства, т.е. для избрания президента необходимо более 50 % голосов, участвующих в голосовании. Если никто из кандидатов не наберет данного количества, то через две недели проводится второй тур, где участвуют два лучших кандидата по результатам первого тура.
Последние три с половиной десятилетия президентская чета живет за счет налогоплательщиков в парижской мэрии, в резиденции премьер-министра, президента. Бюджет Елисейского дворца в 1999 г. составил 57 млн. франков. Президенту так же, как и его соотечественникам, приходится платить так называемый "налог за проживание" в Елисейском дворце в размере 22 тыс. франков ежегодно.
Главным
и, пожалуй, единственным, видом непосредственной
демократии является референдум, когда
избирателям предоставляется
Главным
законодательным органом
Есть
органы, существующие во Франции, чей
опыт может быть полезен и для
России. Это Конституционный совет,
в состав которого пожизненно входят
бывшие президенты Республики, и Государственный
совет, выступающий как высший орган
административной юстиции и как
консультативный орган
Для судебной системы характерны принципы коллегиальности, профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом гарантий.
Цель
политического режима современной
Франции - соединить силу и эффективность
государственной власти с демократическими
институтами. Пятая республика - страна
с централизованно-
Список используемой литературы
Информация о работе Конституционно правовой статус президента Франции