Конституционно правовой статус президента Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Франции, дать правовую характеристику его положению в государственном устройстве Франции. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя в стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….2
1. Основной закон Франции……………………………………….……..5
1.1. Конституция Третьей республики 1875 года……………………….6
1.2. Конституция Четвертой республики………………………………..7
1.3. Конституция пятой республики……………………………………..9
2. Органы государственной власти…………………………………..…12
2.1. Центральные органы государственной власти …………...………13
2.2. Региональное и местное самоуправление ………………………...21
2.3. Органы судебной власти Франции……………………………...…23
3. Особенности формы правления во Франции……………………..…25
3.1. Президентские выборы ……………………………………….……26
3.2. Порядок избрания президента ……………………………………..27
3.3. Полномочия президента…..……………………………………......30
3.4. Референдум........................................................................................32
3.5. Прекращение полномочий президента……………………………34
Заключение………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 84.05 Кб (Скачать файл)

       Президент - ключевая фигура в государственном  механизме во Франции, но его роль во многом зависит от того, кто контролирует Национальное Собрание.

       Аппарат президента достигает нескольких сотен  человек и включает: кабинет, генеральный  секретариат, военный штаб, чиновников для особых поручений. Сотрудники аппарата назначаются лично Президентом.17

3.4. Референдум

 

       Референдум - возможность, предоставленная избирателям  принять участие в решении  важнейших государственных вопросов. Во Франции на национальном и на местном уровне в настоящее время  референдум является единственным видом  непосредственной демократии.

       Референдум  возможен только при соблюдении предварительной  процедуры принятия палатами Парламента идентичной редакции соответствующего конституционного закона.

       Абзац 2, ст. 50 Ордонанса № 58-1067 предусматривает  положение о том, что “констатировав нарушения порядка проведения референдума, Конституционный Совет может  в зависимости от степени нарушений  либо утвердить результаты голосования, либо полностью или частично аннулировать их”.

       Президент Республики не только поправил процедуру пересмотра Конституции, но и нарушил ряд других её положений.

       Во-первых, ст. 3. Конституции предусматривает  осуществление национального суверенитета в двух формах: через представителей или посредством референдума. Вряд ли правомерно противопоставление этих форм друг другу. Пересмотр Конституции  в любом случае происходит при  обязательном участии Парламента.

       Во-вторых, нарушен принцип равенства граждан  перед законом независимо от их политических взглядов (К. 1958, ст. 2, абзац 1).

       По  замыслу творцов Конституции V Республики фундаментальные изменения в  государственном устройстве, затрагивающие  положения Конституции, возможны только при участии и выражении своего мнения политическим меньшинством. Использование  референдума без выражения позиции  Парламента практически уничтожает такую возможность.

       В-третьих, Президент превысил свои арбитражные  полномочия и перестал быть гарантом Конституции (К. 1958, ст. 5). На основании  перечисленных фактов мы считаем, что  в указанном деле Конституционный  Совет Франции занял ошибочную  позицию.

       Право вынесения законопроектов на референдум — важнейшее средство сдерживания  представительного органа и правительства, выражающего взгляды парламентского большинства. Вместе с тем следует  признать обоюдоострый характер этого  оружия в руках главы государства (как, впрочем, и досрочные парламентские  выборы). Плебисцитарный характер делает референдум голосованием по доверию  Президенту.

       Наиболее  важная прерогатива, принадлежащая  Президенту Франции, предусмотрена  ст. 16 Конституции. Данная норма наделяет главу государства правом введения прямого президентского правления  в случае возникновения непосредственной и серьёзной угрозы для Республики, целостности её территории, независимости  Нации или выполнения Францией международных  обязательств при условии прекращения нормального функционирования конституционных государственных властей. При наступлении указанных обстоятельств Конституция возлагает на Президента право и обязанность принять все необходимые меры.

       По  мнению ряда авторов, полномочия Парламента и Правительства временно приостанавливаются в областях, которые регулирует непосредственно  глава государства своими актами. Полномочия судебной ветви власти в целом традиционны.18

       3.5. Прекращение полномочий президента

       Конституция Французской республики предусматривает  досрочное прекращение полномочий президента в результате смерти, добровольной отставки, возникновения препятствий  к исполнению обязанностей или обвинения  в государственной измене. Последнее  предъявляется обеими палатами парламента, выносящими идентичные решения двумя  третями голосов. Затем дело передается в специальный суд - Высокую палату правосудия; наличие препятствий (которое не разъясняется, а только констатируется) к осуществлению президентом обязанностей определяется абсолютным большинством членов Конституционного совета по запросу правительства. В этом случае конституция устанавливает порядок временного замещения президента в силу невозможности исполнения им своих обязанностей с назначением президентских выборов, если президент выбыл досрочно. Выборы проводятся не ранее, чем через 20 дней, и не позднее, чем через 35 ней после образования вакансии. Во Франции обязанности президента исполняет председатель верхней палаты парламента (председатель Сената), а если для его имеются препятствия, то правительство. В это время они не могут назначать референдумы, распускать Национальное собрание, решать вопросы доверия правительству, вносить изменения в конституцию. В истории Пятой республики была дана добровольная отставка де Голля в 1969 г. и один случай смерти президента Помпиду в 1974 г.19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Французское государство характеризуется смешанной  республиканской формой правления  с явным преобладанием исполнительной власти, которая сосредоточена в  руках президента.

       Основным  законом страны является Конституция, принятая в 1958 г. Главной особенностью является ее структура и порядок  закрепления провозглашаемых прав и свобод. Конституция состоит  из преамбулы, 17 разделов и 93 статей. Разделы  различны по объему. Значительное место  в ней отводится Президенту Республики и его полномочиям, которые очень  широки.

       Опыт  государственного строительства Франции  представляет интерес по ряду причин. Политическое развитие ее характеризовалось  общественной нестабильностью. В течение 90 лет 3 раза свергалась монархия и устанавливалась  республика, затем 4 раза республика сменялась  монархией, затем все же установилась республиканская форма правления. Одних республик в истории  Франции насчитывается пять.

       В 1958 г. во Франции обострились социально-экономические  и политические противоречия, правящую элиту беспокоил рост популярности левых сил, которые на парламентских  выборах 1956 г. собрали почти 40 % (коммунисты и социалисты). Начали возникать  правительственные кризисы, разваливалась ее колониальная империя. В мае этого же года возник мятеж алжирских колонистов, который поставил Францию на грань войны и военно-фашистской диктатуры. Поэтому руководители Четвертой республики в целях предотвращения кризиса предоставили генералу Шарлю де Голлю пост премьер-министра. В качестве условия возращения он назвал осуществление конституционной реформы. И такой проект новой конституции был подготовлен при соблюдении следующих принципов: сохранение всеобщего избирательного права, разделения законодательной и исполнительной властей, независимости судебной власти, ответственности правительства перед парламентом, формирование новых отношений с колониями. Отличие от прежней конституции 1946 г. состояло в том, что президент наделялся огромными полномочиями и явно возвышался над всеми другими государственными органами. Этот проект обсуждался в правительстве, затем в консультативном комитете (состоял из представителей правительства и двух палат парламента), а впоследствии был вынесен для окончательного утверждения на референдум, где его поддержали 80 % участников. 4 октября 1958 г. новая конституция была введена в действие. В декабре состоялись президентские выборы, в результате которых первым президентом Пятой республики Франции стал Шарль де Голль.

       Для выдвижения кандидатов в президенты необходимо собрать 500 подписей поручителей  из числа представителей административной элиты рангом выше муниципального советника. В списке должны присутствовать представители не менее 30 департаментов (каждый дает не более 10 % подписей). Система достаточно экономна, так как собрать голоса полутысячи представителей политической элиты проще и дешевле, чем подписи огромного количества избирателей. Выборы проходят в воскресенье за 20 - 35 дней до истечения срока полномочий действующего президента.

       Кандидат  в президенты вносит денежный залог, который возвращается в том случае, если он наберет не менее 5 % голосов. Требования к кандидату не являются жесткими. Они зафиксированы в Избирательном кодексе: необходимо быть французом или француженкой, пользующимися пассивным избирательным правом в парламент (с 23 лет), не требуется рождение во Франции. С 1988 г. от кандидатов требуется декларация об их имущественном положении, которая публикуется в случае победы на выборах. Еще представляется информация о финансировании их избирательной кампании.

       Выборы  проводятся по двухтуровой системе  абсолютного большинства, т.е. для  избрания президента необходимо более 50 % голосов, участвующих в голосовании. Если никто из кандидатов не наберет данного количества, то через две недели проводится второй тур, где участвуют два лучших кандидата по результатам первого тура.

       Последние три с половиной десятилетия  президентская чета живет за счет налогоплательщиков в парижской  мэрии, в резиденции премьер-министра, президента. Бюджет Елисейского дворца в 1999 г. составил 57 млн. франков. Президенту так же, как и его соотечественникам, приходится платить так называемый "налог за проживание" в Елисейском дворце в размере 22 тыс. франков ежегодно.

       Главным и, пожалуй, единственным, видом непосредственной демократии является референдум, когда  избирателям предоставляется возможность  принять участие в решении  важнейших государственных вопросов. Референдум может проводиться на национальном или местном уровне.

       Главным законодательным органом считается  парламент, состоящий из двух палат: Национального собрания и Сената. Центральная исполнительная власть представлена Президентом и Правительством. Местные органы власти строятся в  соответствии с административно-территориальным  делением.

       Есть  органы, существующие во Франции, чей  опыт может быть полезен и для  России. Это Конституционный совет, в состав которого пожизненно входят бывшие президенты Республики, и Государственный  совет, выступающий как высший орган  административной юстиции и как  консультативный орган Правительства.

       Для судебной системы характерны принципы коллегиальности, профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом гарантий.

       Цель  политического режима современной  Франции - соединить силу и эффективность  государственной власти с демократическими институтами. Пятая республика - страна с централизованно-бюрократической  системой управления. Местное самоуправление не имеет такого значения в этой стране, как в Англии и США.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  используемой литературы

  1. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000 г.
  2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.- корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2004 г.
  3. Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции XX века: учебное пособие/ М.Ц. Арзаканян. М.: Высшая школа, 2003 г.
  4. Шапорев Д.А. Конституционное право зарубежных стран: практикум/сост. – Барнаул: Бурнаульский Юридический Институт, 2010 г.
  5. Виноградов В.А. Конституционно – правовая ответственность членов правительства // Конституционное и муниципальное право. – 2004 г.
  6. Ивашкевич Е.Ф. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. Витебск, 2002 г.
  7. Лузин В.В. Президентская модель разделения властей // Государство и право. – 1999 г.
  8. Французская Республика. Конституция и законодательные акты / Под ред. В. А. Туманова. М., 1989 г.
  9. Захарова М.В. Правовой статус главы государства во французской правовой системе // Конституционное и муниципальное право. – 2006 г.
  10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2000 г.
  11. Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. Правовое положение. М., 1980 г.
  12. Лебедева Т.Ю. Путь к власти. Франция - выборы президента. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995 г.
  13. Конституционный контроль в зарубежных странах: Учебное пособие/ отв.ред. В.В. Маклаков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма: Инфра – М, 2010 г.
  14. Медушевский А.Н. Теория конституциональных циклов. 2005 г.
 

        

Информация о работе Конституционно правовой статус президента Франции