Конституционный Суд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России. В задачи работы входит:
- изучение истории формирования конституционного судопроизводства в России;
- описание процесса образования Конституционного Суда: процедуры избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
- описание организации деятельности Конституционного суда;

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
1. История формирования конституционного судопроизводства в РоссиИ………………………………………..4
2. Основы деятельности конституционного суда ..............8
2.1 Состав и порядок образования Конституционного Суда....................8
2.2 Структура и организация деятельности Конституционного Суда...10
2.3 Принципы деятельности Конституционного Суда.............………...14
2.4 Полномочия Конституционного Суда.....................………………...16
2.5 Решения Конституционного Суда................................……………...21
Заключение………………………………………………………………29
Список использованных источников………………….……..31

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционный суд РФ (Курс. раб.сдать!!).doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

                                         СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………....3

1. История формирования конституционного судопроизводства в РоссиИ………………………………………..4

2. Основы деятельности конституционного суда ..............8

2.1 Состав и порядок образования Конституционного Суда....................8

2.2 Структура и организация деятельности Конституционного Суда...10

2.3 Принципы деятельности Конституционного Суда.............………...14

2.4 Полномочия Конституционного Суда.....................………………...16

2.5 Решения Конституционного Суда................................……………...21

Заключение………………………………………………………………29

Список использованных источников………………….……..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе

1992 г., в свое время задумывался  как институт, способный саморазвиваться.  Поскольку Конституционный суд  начал свою деятельность еще  в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.

Настоящая работа представляет собой  описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего  статус, функции, сущность, роль, место  и принципы организации Конституционного суда России. В задачи работы входит:

-   изучение истории формирования конституционного судопроизводства в России;

-    описание процесса образования Конституционного Суда: процедуры избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;

-    описание организации деятельности Конституционного суда;

- определение полномочий Конституционного  суда Российской Федерации как  специализированного органа конституционного  контроля и рассмотрение понятия  «толкования Конституции», а также  некоторых проблем текущей практики  конституционного судопроизводства;

- определение демократических  принципов современного конституционного  судопроизводства в России;

- определение основных видов  решений, принимаемых Конституционным  Судом, понятия правовой позиции  Суда, а также такого понятия  как «правовая позиция Суда».

 

1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

 

Проблема конституционного контроля в нашей стране впервые возникла после образования СССР, когда  потребовалось преодолевать различия и противоречия в законодательстве союзных республик. Разумеется, юридической базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее предписания создавала условия для придания единообразия формировавшемуся в то время законодательству. Органом, на который была возложена функция контролирования соблюдения, Конституции СССР, стал образованный в 1924 году Верховный Суд СССР. С начала 30-х годов активность Верховного Суда СССР в области конституционного контроля значительно упала, а затем и вовсе «исчезла». В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами.1

Советские конституции не играли существенной роли в жизни общества, т.е. в течение  почти всех 75 лет Советской власти, они легко могли быть обойдены. Помпезные мероприятия по случаю их принятия (в 1936 и 1977 гг.) были оркестрованными ритуалами, контролировавшимися политической верхушкой, стремившейся, помимо прочего, продемонстрировать силу своего контроля. И если отдельные положения этих конституций могли быть интерпретированы как угрожающие институтам существующего режима, то по неписаным правилам советской политики подобные «угрозы» не только не имели возможности быть реализованными, но даже не могли, открыто обсуждаться.2

Интерес к проблемам конституционного контроля возник вновь только во второй половине 80-х гг., когда начались поиски путей создания того, что принято именовать правовым государством. М.Горбачевым и его сподвижниками была сделана попытка, придать ряду конституционных положений должное политическое значение. Он надеялся, что широкие слои народа поддержат его усилия сделать советскую систему более эффективной и в сфере экономики и в области политики. Когда же дело дошло до практики, то планируемый уровень контроля со стороны центра был снижен, что привело к определенным угрозам позиции Горбачева и коммунистической партии. Так, когда в 1988 г. ХIХ партийная конференция приняла решение о целесообразности создания съезда народных депутатов, предполагалось, что местные партийные организации будут контролировать выдвижение кандидатов в процессе самих выборов. На практике, однако, во многих случаях этого не получилось.3 Другой пример. Схема новых государственных структур на республиканском уровне предполагала, что каждая союзная республика будет иметь так же, как и на уровне Союза ССР, двухступенчатую легислатуру (Съезд и Верховный Совет) и определенное число депутатов будет избрано общественными организациями. Однако эти намерения были встречены такими возражениями, что Союзный центр был вынужден позволить каждой республике решать эти вопросы самостоятельно. В итоге все республики, за исключением России, предпочли одноступенчатую систему представительных органов. Практика избрания депутатов общественными организациями в республиках также практически не применялась.

Еще в 70-х гг. советские юристы осторожно выдвинули идею независимого органа конституционного контроля. Но только в период перестройки возникли условия, при которых предложения подобного рода могли встретить положительный отклик.4 23 декабря 1989 г. состоялось принятие закона «О конституционном надзоре в СССР». В соответствии с ним был образован Комитет конституционного надзора - квазисудебный орган, частично прикрепленный к парламенту.5  Комитет функционировал менее двух лет. С самого начала его юрисдикция была ограничена, а сфера его действия была еще больше сужена в результате протестов со стороны республик. Несмотря, на эти ограничение новый институт привлек к себе значительное внимание, как в Союзе, так и за рубежом. Данный институт заслуживает высокой оценки за свои решения относительно защиты индивидуальных и политических прав.

Критика Комитета конституционного надзора  фокусировалась на недостатках в  тщательном обосновании мнений и  том факте, что некоторые решения  Комитета, в сущности, остались невыполненными и, конечно же, попытка Комитета продемонстрировать свою нейтральность потерпела крах, когда его члены стали высказываться по важным политическим вопросам за пределами Комитета. Уяснив эту атмосферу, уже не удивишься тому, что работа Комитета не стала предметом всеобщего прославления. Несколько проектов договоров о создании обновленного Союза учреждение Конституционного Суда как преемника Комитета конституционного надзора. Этот вопрос приобрел дискуссионный характер, но еще до развала Союза ССР и РСФСР было принято решение о создании в РСФСР своего Конституционного Суда. Правовой базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ послужило небольшое конституционное положение (принятое в виде поправки к Конституции от 15 декабря 1990 г.) и достаточно подробный (89 статей) Закон о Конституционном Суде от 12 июля 1991г. Этот закон содержал ряд действительно важных положений, регламентирующих внутренний распорядок и организацию деятельности суда (в частности, как обеспечивается безопасность помещений суда, охрана судей и членов их семей - ст.86).6 Начало деятельности Конституционного суда не было стремительным. В августе 1991 г. были избраны 13 из 15 судей. Съезд не мог прийти к единому мнению относительно двух оставшихся кандидатов; они должны были быть избраны на следующем Съезде. По прошествии двух лет две вакансии так и остались свободными. Однако закон позволяет суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце августа 1991 г., т.е. год спустя после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей принесли присягу и избрали В.Д. Зорькина своим председателем.

24 декабря 1993 г. Указом Президента  РФ N 2288 Закон от 12 июля 1991 г. отменен  и работа над проектом нового  Закона о Конституционном Суде  РФ значительно активизировалась. 21 июля 1994 г. этот проект после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ стал федеральным конституционным законом, в котором решены все основные вопросы организации и деятельности данного суда в целом он состоит из 115 статей, переходных положений и положений, касающихся вступления закона в силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

 

2.1 Состав и порядок образования Конституционного Суда

 

Личность судьи в органах  конституционного контроля играет весьма заметную роль, так как ее оценивают зачастую не только по правовым критериям, но и по нравственным.

Судьи Конституционного суда РФ назначаются  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Предложения  о кандидатах на должности судей  Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.8 Следовательно, главная роль в формировании персонального состава Конституционного суда принадлежит Президенту и Совету Федерации. Членами Конституционного суда могут быть только граждане России, достигшие ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы юристом не менее 15 лет,  обладающий признанной высокой квалификацией в области права. В соответствии с прежним законодательством нижний возрастной предел членов Суда равнялся 35 годам, а необходимость работы по юридической специальности - 10. Новый подход, как можно заметить, направлен на то, чтобы в Конституционном суде работали люди, обладающие большим жизненным опытом и высокой юридической квалификацией.9

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается  на должность в индивидуальном порядке  тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.10

Численный состав Конституционного суда теперь равен 19, в отличие от предусмотренных  по закону 1991 г. 15 (напомним, что реально  тогда  было избрано 13 человек). Изменен порядок формирования Суда, что связано с новой системой органов государственной власти, установленной Конституцией 1993 г. Конституционный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия самого Конституционного суда не ограничены сроком, тогда как полномочия судей ограничиваются сроком в 12 лет. Верхняя возрастная граница членов Конституционного суда не должна превышать 70 лет. Повторное назначение судьи на должность не допускается. Ранее же действовавший Закон 1991 г. фактически придерживался принципа несменяемости членов Суда. Судья Конституционного суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а истекают его полномочия в последний день месяца, в котором заканчивается его избирательный срок или в котором ему исполняется 70 лет.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Он не может  быть привлечен к уголовной или  административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.11

 

2.2 Структура и организация деятельности Конституционного Суда

 

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно  9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд РФ рассматривает  и разрешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат. В  пленарных заседаниях участвуют  все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.12 В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

-дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;

-толкование Конституции Российской Федерации;

- вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ  в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

Информация о работе Конституционный Суд РФ