Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:42, контрольная работа
Конституционное право зарубежных стран не представляет собой какой-либо особой отрасли права, оно базируется на знаниях о сущности и содержании конституционного права как части национальной системы права каждого зарубежного государства. Вот почему о конституционном праве зарубежных стран чаще всего говорят как о юридической науке.
Введение.......................................................................................................3 стр.
Глава 1. Основы теории конституций в зарубежных странах........................4 стр.
Глава 2. Конституционные основы организации гражданского общества в зарубежных странах..........................................................................................7 стр.
Глава 3. Политические партии и партийные системы зарубежных стран..........11 стр.
Глава 4. Формы правления в зарубежных странах............................................16 стр.
Глава 5. Формы государственного устройства зарубежных стран....................22 стр.
Список использованной литературы..................................................................26 стр.
г) монарх может являться главой судебной и религиозной власти.
Сейчас абсолютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне, Брунее, Объединенных Арабских Эмиратах. Эти страны имеют маленькую территорию, небольшое количество населения и огромные запасы природных ресурсов (в основном нефти). В силу этого там очень высокий уровень экономического развития, чрезмерный годовой доход на душу населения, развитая система социальной помощи. Жители этих стран аполитичны и в большинстве своем согласны с существующей формой правления;
дуалистической, для которой характерно следующее:
а) существует парламент (частично выборный, частично назначенный);
б) полномочия такого парламента весьма ограничены. Чаще всего - это совещательный орган при монархе;
в) правительство образуется исключительно монархом и ему целиком подконтрольно;
г) парламент создает видимость участия народа в делах государства, служит средством снятия напряжения в обществе.
В настоящее время дуалистические монархии существуют в Иордании, Непале, Кувейте, Марокко, Таиланде.
Дуалистическая монархия - промежуточный вариант между абсолютной монархией и конституционной. Обычно они - вчерашние абсолютные монархии, где монархи пошли на создание парламентов и частично поделились с ними властью либо под нажимом революции (Непал) и массовых беспорядков (Кувейт), либо добровольно, с целью избежать общественных потрясений в будущем (Иордания);
конституционной
(ограниченной), где сохранен институт
наследственного главы
Основные признаки конституционной монархии:
а) наличие парламента, обладающего широкими полномочиями, в том числе важнейшими государственными решениями;
б) право парламента формировать правительство;
в) ответственность правительства только перед парламентом;
г) монарх символизирует государство, олицетворяет единство нации, иногда выступает в роли арбитра между высшими органами государственной власти.
Конституционными монархиями в настоящее время являются Великобритания, Швеция, Голландия, Бельгия, Дания, Норвегия, Испания, Канада, Австралия, Япония. Политическая стабильность указанных стран во многом связана с наличием выборных демократических институтов и одновременно - авторитетного государственного деятеля, способного повлиять на ситуацию в стране;
выборными монархиями - особыми формами правления, где монарх избирается специфическими коллегиями: В ОАЭ - советом эмиров (руководителей семи входящих в федерацию эмиратов);
в Малайзии - султанами девяти султанатов - субъектов федерации.
3. Республика (от лат. res publicum - общее дело) - форма правления, при которой глава государства и другие государственные органы прямо или косвенно избираются народом.
Основными видами данной формы правления являются:
а) президентская;
б) парламентарная;
в) смешанная республики.
Президентская республика характеризуется тем, что ведущую роль в ней играет глава государства - президент. Это выражается в том, что:
президент обычно избирается всем народом и вследствие этого получает очень большие полномочия;
он не зависит от других государственных органов (например, от парламента);
президент и парламент действуют на основе принципа разделения властей;
президент
непосредственно возглавляет
парламент, как правило, не может вынести вотум недоверия правительству.
Классическим примером президентской республики являются США. Президентская республика получила широкое распространение прежде всего на американском континенте и в ряде стран Африки и Азии. Примерами президентских республик могут считаться: Мексика, Бразилия, Египет, Аргентина, Сирия, Перу, Колумбия, ЮАР и т.д.
Крайней формой президентской республики является суперпрезидентская республика, где вся жизнь страны во многом зависит от личности президента.
Примерами суперпрезидентских республик были Замбия при президенте К. Каунде (1964-1991), Конго (Заир) при С. Мобуту (1965-1997), Сомали при С. Барре (1969-1991), Парагвай при А. Стресснере (1954-1989), Филиппины при Ф. Маркосе (1965-1986), Индонезия при Сухарто (1967-1998) и др. В настоящее время к суперпрезидентским республикам можно отнести Сирию, Ирак, Египет и др.
Парламентская
республика строится на принципах, противоположных
принципам президентской
президент, как правило, избирается парламентом;
президент не играет самостоятельной роли; он выполняет волю парламента и правительства, несет ответственность перед парламентом;
парламент решает все важнейшие вопросы государственной жизни;
правительство
формируется парламентом и
Примерами
парламентских республик
Смешанная республика занимает промежуточное положение между президентской и парламентской республиками. Характерными чертами смешанной республики являются следующие:
власть примерно поровну поделена между президентом и парламентом;
президент избирается, как правило, всем народом и выполняет свои функции, а парламент - свои;
президент
и парламент совместно
правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом (президент может самостоятельно уволить правительство, а парламент может выразить правительству вотум недоверия).
Примерами смешанных республик являются: Франция, Польша, Украина, Португалия, Финляндия, Хорватия.
Под
государственным устройством
К числу таких характеристик, отраженных в нормах конституций зарубежных стран, относятся:
состав территории государства;
правовой статус государства в целом и его составных частей;
право сецессии, т.е. выхода из состава государства;
статус территориальных органов (какие у них являются высшими, а какие - региональными органами государственной власти);
статус корпоративных актов, издаваемых указанными органами власти;
юридическое определение взаимоотношений личности с государством и его территориями;
система распределения полномочий между государством и его составными частями;
система привлечения финансовых средств в бюджет государства.
В зависимости от содержания указанных характеристик различают следующие формы государственного устройства зарубежных стран:
унитарные государства;
унитарные
государства с автономными
федеративные государства;
Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму государственного устройства. Она характерна для небольших, как правило, по территории стран с однородным по национальности населением (Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Армения, Эстония и др.).
Основные признаки унитарного государства:
государственным суверенитетом обладает только само государство в целом;
территории, входящие в состав государства, не обладают политической самостоятельностью;
за этими территориями не признается право сецессии (выхода, отделения);
существует единая система высших органов государственной власти;
единая система законодательства;
единое гражданство;
единая судебная система.
Таким образом, унитаризм предполагает централизацию государственного аппарата, прямой контроль над территориальными органами власти. Однако наряду с централизованными унитарными государствами существуют и децентрализованные, имеющие в своем составе автономные образования. Их отличает то, что ряд территориальных единиц является автономиями, т.е. имеет внутреннее самоуправление и правовой статус, отличный от других территорий.
Права автономий обычно фиксируются в конституциях. При этом автономии принимают участие в решении общегосударственных вопросов, имея своих представителей в парламенте страны. Однако, не являясь государством, автономия не имеет своего гражданства, не издает законов, действующие в них органы власти относятся к разряду органов местного управления.
Автономии в зарубежных странах могут быть:
административными,
для осуществления
политическими, предназначенными не только для решения сугубо местных вопросов, но и участия в устранении межэтнических разногласий и конфликтов (Палестинская автономия в Израиле).
Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Примерами федераций являются: США, ФРГ, Швейцария, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия, Канада, Австралия.
Федеративным государствам присущи следующие типичные признаки:
это, как правило, крупные по территории, обычно многонациональные государства;
территория федерации состоит из территорий ее субъектов (штатов, кантонов, земель);
государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в полном смысле слова и не обладают суверенитетом; вместе с тем субъекты федерации обладают правом иметь собственное законодательство, органы государственной власти, гражданство;
союзные парламенты обычно двухпалатные. При этом нижние палаты (Палата представителей в США, Бундестаг в ФРГ, Палата депутатов в Бразилии, Мексике) представляют интересы населения всей страны, а верхние (Сенат в США, Мексике, Бразилии, Бундесрат в ФРГ) - интересы субъектов федерации;
полномочия
между федерацией и ее субъектами
четко распределены. Во многих федерациях
весь объем государственных