Контрольная работа по «Конституционному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

Задание №1. История становления парламентаризма на территории России включает в себя три довольно специфических этапа формирования указанного политико-правового института в рамках трех чрезвычайно различных политических и правовых систем. Так, первый этап становления парламентаризма представляет собой эпоху становления российского конституционализма на пути преобразования абсолютной монархии в некое подобие монархии конституционной. Второй этап следует отнести, скорее, к периоду стагнации демократических процессов на территории России, его характерной особенностью следует признать замену парламентских механизмов квазипарламентскими, а иначе - Советами. И, наконец, третий этап становления парламентаризма, который продолжается и в настоящее время, характеризуется тем, что на территории российского государства, на основе вновь принятой конституции создается политическая и правовая системы, основанные на принципах разделения властей, федерализма и республиканской формы правления.

Вложенные файлы: 1 файл

konstituts.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Конституционное право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №1.

История становления парламентаризма на территории России включает в себя три довольно специфических этапа формирования указанного политико-правового института в рамках трех чрезвычайно различных политических и правовых систем. Так, первый этап становления парламентаризма представляет собой эпоху становления российского конституционализма на пути преобразования абсолютной монархии в некое подобие монархии конституционной. Второй этап следует отнести, скорее, к периоду стагнации демократических процессов на территории России, его характерной особенностью следует признать замену парламентских механизмов квазипарламентскими, а иначе - Советами. И, наконец, третий этап становления парламентаризма, который продолжается и в настоящее время, характеризуется тем, что на территории российского государства, на основе вновь принятой конституции создается политическая и правовая системы, основанные на принципах разделения властей, федерализма и республиканской формы правления.

Попытаемся представить развернуто данные этапы: 1. Этап зарождения российского конституционализма и парламентаризма (со второй половины XVIII в. до 1917 года):

1.1. Период формирования научных  идей и взглядов в области конституционализма и парламентаризма (со второй половины XVIII в. до начала XX в.);

1.2. Период практического строительства  конституционных и парламентских  институтов (с 5 августа 1905 г. по 6 октября 1917 года): стадия формирования первого российского парламентского законодательства (с 5 августа 1905 г. по 27 января 1906 года); стадия деятельности первой Государственной Думы (с 27 января 1906 г. по 8 июля 1906 года); стадия деятельности второй Государственной Думы (с 20 февраля 1907 г. по 3 июня 1907 года); стадия деятельности третей Государственной Думы (с 1907 г. по 1912 год); стадия деятельности четвертой Государственной Думы (с 1912 г. по 1917 год).

2. Этап существования квазипарламентских  институтов - Советов (с 1917 г. по 1991 год): 2.1 Период становления Советов как представительных органов государственной власти - период действия Конституций РСФСР 1918 и 1925 годов - (с 1917 г. по 1936 год): стадия становления Советов как массовых политических организаций (с 1905 г. по 4 июня 1917 года); стадия трансформации Советов в органы государственной власти (с 4 июня 1917 г. по 1937 год); 2.2. Период действия Конституции РСФСР 1936 г. (с 1937 г. по 1978 год); 2.3. Период действия Конституции РСФСР 1978 г. (с 1978 г. по 1992 год); 2.4. Период упадка системы Советов (период "перестройки") (с 1985 г. по 1993 год). 3. Этап формирования современной парламентской системы (с 1993 г. по настоящее время).

Отметим, что попытки найти закономерности, связывающие столь непохожие друг на друга этапы становления российского парламентаризма в единый поступательный (а может, и колебательный) процесс, предпринимались и ранее. При этом большинство исследователей рассматривали этапы развития российского парламентаризма в отрыве друг от друга1. Причина тому очевидна - история российского парламентаризма имеет две точки отсчета: 05 августа 1905 г., когда были подписаны Николаем II Ма-нифест об учреждении Государственной думы и Положение о выборах в Государственную думу3, а также 12 декабря 1993 г., когда была принята Конституция РФ. В обоих случаях становление парламентаризма в России происходило не только с самого начала, но и осуществлялось, как уже было сказано, в рамках совершенно несхожих друг с другом политических и правовых систем. Иными словами, ни о каком правопреемстве традиций российского парламентаризма на сегодняшний день не может идти и речи. 1. Этап зарождения российского конституционализма и парламентаризма (со второй половины XVIII в. до 1917 года).

Как пишет А. В. Гоголевский во вступительной статье к сборнику документов: "Русский конституционализм: от самодержавия к конституционно-парламентской монархии", "Стремясь преобразовать самодержавие в конституционно-правовое государство, русский конституционализм с момента своего зарождения в конце XVIII в. целеустремленно двигался в направлении парламентской монархии, справедливо усматривая в ней важнейшую веху реформирования авторитарного режима". Однако вплоть до 1905 г. его развитие заключалось, главным образом, в составлении правительственных и общественных проектов реформ, не имевших шансов на практическое воплощение. Ситуация кардинально изменилась с началом Первой русской революции, когда, столкнувшись с широким общенациональным протестом, власть вынуждена была пойти на принципиальную уступку и согласиться не только на объединенное правительство, но и на народное представительство. К этому рубежу русский конституционализм подошел в виде разрозненных движений, не представляя собой цельного течения политико-правовой мысли, объединенного общей концепцией.

1.1. Период формирования научных  идей и взглядов в области  конституционализма и парламентаризма (со второй половины XVIII в. до начала XX в.).

Однако здесь следует согласиться с мнением Ю. А. Дмитриева и А. М. Николаева, которые считали, что сама идея парламентаризма на территории России зародилась задолго до того, как исторические предпосылки побудили власть к внедрению ее на практике.

В ст. 1 Конституции РФ Россия провозглашена демократическим правовым государством. Тем самым Конституция РФ определяет цель развития российской государственности. Одним из неотъемлемых признаков (атрибутов) правового государства является разделение властей. В соответствии с Конституцией РФ разделение властей является одной из основ конституционного строя России (ст. 10)

Исторически идея разделения властей зародилась еще в трудах античных философов, в частности Аристотеля. В Новое Время она получила бурное развитие, обрела черты особого учения, теории. Это было связано с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, и потребности в идеологическом обосновании требований ограничения королевской власти. К формированию теории разделения властей имеют отношения множество мыслителей того периода, но обычно ее основателем называют Ш.-Л. Монтескье, который наиболее последовательно изложил эту концепцию в своих трудах, в том числе, в своей фундаментальной работе "О духе законов" (1748 г.).

После того как учение о разделении властей было воплощено в законодательстве ряда государств, оно приобрело статус конституционного принципа демократического государства, определяющего основные начала построения системы органов власти.

Учение строится на выделении трех видов власти (законодательной, исполнительной и судебной) и требовании об их распределении между различными государственными органами. Разделения властей предполагает специализацию государственных органов по видам государственной деятельности, по их функциональному признаку. Основная функция законодательных органов власти - принятие законов как высших по юридической силе нормативно-правовых актов. Органы исполнительной власти организуют практическое выполнение законов и иных правовых актов: они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, которая носит подзаконный характер. Органы судебной власти осуществляют пра восудие, независимо от чьей бы то ни было воли и подчиняясь только законам.

Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга"1.Благодаря принципу разделения властей в системе государственной власти устанавливается такой порядок взаимоотношений между органами государственной власти, который позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа. "Казалось бы, - писал Ш.-Л. Монтескье, - эти три власти должны прийти в состояние покоя и бездействия. Но так как необходимое течение вещей заставит их действовать, то они будут вынуждены действо-вать согласовано". Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций другой ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции. При этом все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный организм.

Организационно-правовое выражение принципа разделение властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Система сдержек и противовесов, устанавливаемая в Конституции РФ и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной власти: законодательной, исполнительной, судебной, благодаря которым создаются дополнительные правовые гарантии, препятствующие развитию в государстве авторитарных и тоталитарных тенденций, обеспечиваются свобода в обществе, защита прав и свобод человека и гражданина.

Применительно к законодательной власти элементами такой системы выступает четкая процедура законодательного процесса (право законодательной инициативы, порядок обсуждения законопроекта, принятия закона и его опубликования), право вето главы государства, временные рамки действия депутатского мандата и др. В отношении исполнительной власти в качестве ограничительных мер выступают принцип подзаконности правотворческой деятельности, институт импичмента президента и вотума недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур и др. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся, например, в презумпции невиновности, принципе гласности и состязательности, институте отвода судьи.

Свое законодательное воплощение теория разделения властей нашла сначала в Конституции США 1787 года и Французской декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года. На протяжении XIX-XX вв. разделение властей завоевало все более широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.

Для российского конституционализма принцип разделения властей достаточно нов. В советский период развития российского государства этот принцип отвергался как неприемлемый для социалистического государства, декларировавшего полновластие Советов народных депутатов, которое в то же время носило формальный характер, ибо фактически власть находилась у партийно-административных органов. Впервые принцип разделения властей в России был провозглашен в принятой 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР, признавшей, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования Российской Федерации как правового государства. Затем он был введен в Конституцию РСФСР 1977 г., ст. 1 которой провозгласила разделение властей в качестве незыблемых основ конституционного строя России.

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2.

 

Дайте конституционно-правовую характеристику Правительству Российской Федерации. Проанализируйте его конституционные полномочия (в сравнении с иными органами), обозначите его место в системе органов власти, порядок формирования. Охарактеризуйте систему иных федеральных органов исполнительной власти.

Понятие «статус» является основополагающим критерием в юридической науке, поскольку позволяет разграничить права и обязанности одного субъекта от прав и обязанностей другого субъекта общественных отношений. В конституционном праве статус имеет сложную правовую природу, которая позволяет определить правовое состояние субъектов конституционно-правовых отношений и подходов к его характеристикам. Среди важных качеств конституционно-правового статуса в зависимости от характера его воплощения выделяется: его устойчивость, относительное постоянство, внутренняя согласованность и системообразующая значимость.

В юридической науке «правовой статус» определяется как теоретическая конструкция, соединяющая нормативные характеристики, теоретические представления и реальную практику реализации правовых установлений.

Будучи результатом широкого теоретического обобщения, данный статус становится научной категорией, раскрывающей сущность и содержание правового состояния того или иного субъекта конституционно-правовых отношений. При этом статусные характеристики субъектов служат инструментом исследования и упорядочения как норм конституционного права и регулируемых ими общественных отношений, так и в более широком смысле, положения названных субъектов в правовой системе.

Конституционно-правовой статус богат своим содержанием и наполнен широким смыслом, а также закрепляется нормами не только Конституции РФ, но и других источников конституционного права.

Рассматривая деятельность Правительства РФ, данный орган государственной власти можно сравнить с «политическим индикатором», который отражает состояние политических и социальных процессов, протекающих в российском обществе и государстве.

Если обратиться к конституционному праву зарубежных стран, то можно встретить различные определения и названия данного органа государственной власти. Например, во Франции, Италии, Польше - Совет министров, в Великобритании, Узбекистане, Японии - Кабинет министров, в Швейцарии – Федеральный совет, в КНР - Государственный совет и т.д..

Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера, например, Кабинет в Великобритании, Постоянное бюро в Китае, Президиум в Италии, а также разного рода межведомственные структуры - комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и др..

Некоторые конституции зарубежных стран определяют сущность и функции правительства как орган, руководящий общей политикой страны, и высший орган государственной администрации (ст.185 Конституции Португалии);

Информация о работе Контрольная работа по «Конституционному праву»