Контрольная работа по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:08, контрольная работа

Краткое описание

Теория права и государства – это общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в частности об их классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах.

Содержание

Введение. 2
1 Политический режим государства 4
2 Научно-теоретическая характеристика системы российского права 13
3 Понятие, признаки, способы, виды толкования права 17
4 Примеры видов санкций правовых норм 24
Заключение. 27
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

ТГиП doc.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Уральская государственная  юридическая академия

 

 

 

Институт заочного и ускоренного обучения

 

 

 

Кафедра теории государства и права

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету: Теория государства и права

 

Вариант №3

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

(на базе высшего образования)

конт. тел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2013 г.

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Теория государства и права в системе других наук представлена как наука теоретическая (общетеоретическая в системе правоведения), общественная (гуманитарная), имеющая фундаментальный (методологический), политический и общеправовой характер. Одновременно в системе юриспруденции теория государства и права предстает и в качестве учения, идеологии, разновидности мировоззрения.

Как наука теоретическая теория государства и права предстает системой обобщенного правового знания, есть форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях государственно-правовой действительности. При этом она является общей (или общетеоретической наукой) как по отношению к государству, так и праву. Общетеоретический статус теории права и государства выделяет ее среди иных отраслей юридического знания в системе правоведения.

Представляя определенную и весьма значимую часть гуманитарного знания — науку о праве и государстве, теория государства и права есть наука общественная, или гуманитарная. Это наука о закономерностях поведения и деятельности людей в государственно-правовой сфере, наука, исследующая государственно-правовую жизнь общества, место и роль в ней личности, взаимодействие личности с правом и государством.

В системе правоведения теория государства и права является фундаментальной, обобщающей наукой общетеоретического и общенаучного характера и значения. При этом общенаучный характер данной науки проявляется не только в системе юриспруденции и не только применительно к юридическим дисциплинам (историко-правовым, отраслевым, прикладным), но и к тем отраслям научного знания, которые изучают те или иные аспекты права и государства — общей истории, общей социологии, политологии и др.

 

  1. Политический режим государства

Политический (государственный) режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

Изменения, происходящие в сущности государства, прежде всего, отражаются на его режиме, а он, безусловно, влияет на форму правления и форму  государственного устройства.

В литературе часто встречаются два понятия, связанные с данной тематикой: «политический режим» и «государственный режим». По этому вопросу существует 2 точки зрения. По одной из них данные понятия тождественны. По другой понятие «политический режим» шире понятия «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Для более глубокого  понимания сущности данного понятия, необходимо рассмотреть его признаки. Политический режим отражает:

- степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

- гарантированность прав и свобод личности;

- характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

- степень реализации политической власти непосредственно народом;

- положение СМИ, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

- место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

- соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

- тип политического поведения;

- характер политического лидерства;

- доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

- политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

- меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

В настоящее время  существует множество классификаций  политических режимов. Вопрос их классификации  является объектом постоянных дискуссий, поскольку на ту или иную разновидность  политического режима оказывает влияние множество различных факторов, таких как1:

  • исторические традиции страны;
  • сущность и форма государства;
  • фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности;
  • характер законодательства;
  • соотношение общественно-политических сил;
  • состояние экономики;

Все многообразие политических режимов в настоящее время  можно свести к двум большим группам:

  • недемократические режимы (тоталитарные, авторитарные);
  • демократические политические режимы.

Тип политического режима определяется соотношением действующих в государстве политических сил и отражает объективную характеристику сущности политической власти2.

Демократический режим.

Демократия – народовластие, власть народа. Однако, ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое управление, пока нигде не реализована. Такая ситуация – это идеал, это то, к чему нужно стремиться. Тем не менее можно выделить ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других и на которые зачастую ориентируются иные государства.

В соответствии с индексом демократии стран мира (The Democracy Index), полученным в результате глобального  исследования и на основе сформированного  в результате его проведения рейтинга стран мира по показателю уровня демократии среди государств с демократическим политическим режимом можно выделить следующие: Норвегия, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия, Канада, Германия, США, Великобритания, Австрия, Япония, Ирландия и другие страны3.

Для более глубокого  понимания сущности демократического политического режима следует рассмотреть его основные характеристики. При данном режиме:

  • источником власти является народ;
  • политическая власть носит легитимный характер и осуществляется только в соответствии с принятыми законами;
  • закреплен принцип разделения властей;
  • в обществе созданы и реализуются на практике условия действия политического плюрализма;
  • создан механизм реального влияния населения на выработку политических решений, т.е. решения принимаются большинством с максимальным учетом интересов меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения;
  • не только продекларированы, но и реализуются на практике права и свободы граждан;
  • осуществляется выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  • силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
  • методами осуществления государственной власти являются демократические (убеждение, компромисс), позволяющие преодолевать социальные противоречия в обществе.
  • средства массовой информации свободны от цензуры;
  • свобода экономической деятельности;

Антидемократические режимы.

Существует несколько  разновидностей антидемократических  политических режимов, но все они достаточно похожи по своему содержанию. Они характеризуются ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов4.

Для них характерны следующие  черты:

  • контроль государства над всеми сферами общественной жизни;
  • огосударствление общественных организаций (политических партий, профсоюзов);
  • подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод;
  • диктатура одной политической партии;
  • всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
  • игнорирование интересов меньшинств;
  • низкий уровень жизни основных слоев населения.

Выше были перечислены  основные черты, присущие всем антидемократическим  политическим режимам. Но, как упоминалось  выше, существует несколько разновидностей подобных режимов. К ним традиционно относят две большие группы: тоталитарные и авторитарные режимы. В зависимости от этого вышеперечисленные черты могут быть проявлены чуть больше в одном режиме и чуть меньше в другом.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм – полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни, подчинение человека политической власти и господствующей идеологии. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть. К основным характеристикам данного режима относятся:

  • стремление государства к глобальному контролю над всеми сферами общественной жизни;
  • регламентация общественных отношений на основе принципа «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;
  • полное отчуждение общества от политической власти (но оно не осознает этого, поскольку в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа);
  • монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
  • невозможность контроля государственной власти народом;
  • доминирование таких методов управления, как насилие, принуждение, террор;
  • господство одной партии, фактическое сращивание ее аппарата с государством;
  • отсутствие четких гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина (они носят только формальный характер);

Среди примеров тоталитарных режимов можно выделить:

  • коммунистический режим Ленина и Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае и в других странах «социалистического лагеря». Сегодня сохранились

два подобных режима –на  Кубе и в Северной Корее.

  • фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии.
  • националистический режим императора Хирохито в Японии.

Эти режимы были разгромлены  в результате второй мировой войны.

  • исламско-фундаменталистский режим талибов в Афганистане, режим имама Хомейни в Иране. Этот режим сохранился до сегодняшнего дня и пытается угрожать миру с помощью создания ядерного оружия и ракет дальнего радиуса действия. Режим талибов был разгромлен в результате военной операции, проведённой США.

 Авторитарный режим  - компромисс между тоталитарным  и демократическим политическими  режимами.

Авторитарный режим  – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. К основным характеристикам авторитарного политического режима можно отнести:

  • отказ от полного контроля над всеми сферами общественной жизни. При этом под контролем остается собственная безопасность властвующих, национальная оборону, общественный порядок и внешняя политика. Вне контроля остаются экономика, культура, религия и частная жизнь. Действует принцип «разрешено все, кроме политики»;
  • концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов. При этом народ не принимает участия в государственном управлении;
  • игнорирование принципа разделения властей (часто президент и исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
  • отсутствие принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
  • доминирование таких методов государственного управления, как командные и административные;
  • существование частичного плюрализма;
  • отсутствие реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина, несмотря на их провозглашение;
  • неподконтрольность силовых структур обществу, использование их в сугубо политических целях.

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Теория государства и права"