Коррупция в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит,
Задачи данной работы состоят в следующем:
Первое. Определить само понятие коррупции, обозначить её виды и причины
Второе. Выявить проблемы коррупции в России и предложения по её уменьшению.
Третье. Проилюстрировать международный опыт борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована правоохранительными органами Российской Федерации для снижения уровня коррупции.

Содержание

Введение 2
§ 1. Коррупция: понятие , причины и виды 3
§ 2. Проблема коррупции в России и предложения по её уменьшению 3
§ 3. Международный опыт борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах 3
Заключение 3
Список использованной литературы……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение 2

§ 1. Коррупция: понятие , причины и виды 3

§ 2. Проблема коррупции в России и  предложения по её уменьшению 3

§ 3. Международный опыт борьбы с коррупцией  в полицейских ведомствах 3

Заключение 3

Список использованной литературы……………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Коррупция  как социальный феномен  имеет определенные исторические корни, ее рост особенно заметен в условиях кризисных явлений в экономике  и социальной сфере, ослабления роли государства; сращивание преступных элементов  с должностными лицами приводит к  преступности. В действующей Концепции  национальной безопасности РФ криминализация общественных отношений, рост организованной преступности названы в качестве основных факторов, создающих широкий  спектр внутренних и внешних угроз  национальной безопасности страны1. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 10 мая 2009 г. указывалось: «…несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития — коррупцию». В интернет конференции 6 июля Д.А.Медведев, касаясь вопроса коррупции, отметил: «…Она, собственно, постоянно сопровождает растущие экономики, страны переходного периода. Для России это стало, к сожалению, актуальным, на мой взгляд, еще и потому, что не только произошли капитальные изменения в экономике при переходе от плановой системы к рыночной, но и рухнула как бы прежня система моральных ценностей, советского времени. А государственный аппарат мало чем изменился». Собственно, исследованию этого процесса — разрастанию коррупции на постсоветском пространстве — в историческом аспекте, в период от распада СССР и прекращения действия советской плановой экономической системы до сегодняшнего уровня рыночной экономики, в условиях формирующегося гражданского общества и правового государства . Данная постановка исследования определяет его актуальность для исторической науки, а учет исторического опыта представляется важным для практических действий государства и общества по предотвращению коррупции во всех ее формах и проявлениях.

Различные источники определяют ежегодный объем взяток госчиновникам  в пределах $15 млрд.2 Коррупция подрывает доверие населения к власти, ее органам и представителям. Актуальность темы инициируется необходимостью усиления борьбы с коррупцией, выявления того, как шло ее распространение в исследуемый период, какие этапы проходило и какие формы принимало это явление, установления причин того, что уровень коррупции, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, продолжает увеличиваться.

Тем не менее, анализ историографии  свидетельствует, что до сих пор  не существует научного определения  коррупции как социального явления. Тем более не существует определения, в котором была бы отражена зависимость  коррупции от политического строя  и истории государства в целом. Именно в отсутствии согласованного междисциплинарного определения, одна из проблем деструктурированного подхода к поиску адекватных мер противодействия коррупции. В большинстве случаев коррупция рассматривается с точки зрения права, но не как социально-историческое явление, присущее чиновничеству

Цель данной работы состоит,

Задачи данной работы состоят в следующем:

Первое. Определить само понятие коррупции, обозначить её виды и причины

Второе. Выявить проблемы коррупции в России и  предложения по её уменьшению.

Третье. Проилюстрировать международный опыт борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах.

Практическая значимость. Данная работа может быть использована правоохранительными органами Российской Федерации для снижения уровня коррупции.

 

 

§ 1. Коррупция: понятие и причины

 

Для того чтобы успешно  бороться с коррупцией, необходимо прежде всего разобраться, что же понимать под этим словом. Необходимо разработать единое ёмкое определение  с тем, чтобы все явления, по своей  сути являющиеся коррупционными, признавались таковыми и по установленной законом  форме.

Существует  множество определений коррупции, но полной ясности и правовой точности нет. Конечно коррупция - это

1)злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими или юридическим лицам лицами.

2)термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

. В отечественной криминологии  данное явление рассматривается  1)как элемент организованной  преступности;2)как специфичный вид  экономической преступности;3)как  самостоятельный вид преступности;4)как  одна из форм проявления политической  преступности , поэтому ее надо  рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов деяний3.

Данное краткое и емкое определение, которое используется в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, таково: «Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Из него видно, что коррупция выходит за пределы взяточничества. Это понятие включает в себя и взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиций долга), непотизм (покровительство на основе личных связей) и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Общепризнанное определение коррупции междисциплинарной группой Совета Европы еще более широко: коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других. В данном случае субъектом коррупционных деяний может быть не только должностное лицо.

Ещё одна идея, касаемая данного аспекта заложена в Руководстве, подготовленном секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в понятие коррупции:

· кражу, хищение и присвоение государственной собственности  должностными лицами;

· злоупотребления служебным  положением для получения неоправданных  личных выгод (льгот, преимуществ) в  результате неофициального использования  официального статуса;

· конфликт интересов между  общественным долгом и личной корыстью.

Виды коррупции

Бытовая коррупция порождается  взаимодействием рядовых граждан  и чиновников. В неё входят различные  подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).

Деловая коррупция возникает  при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью  вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству  и верховным судам в демократических  системах. Она касается стоящих у  власти групп, недобросовестное поведение  которых состоит в осуществлении  политики в своих интересах и  в ущерб интересам избирателей.

Рынок коррупционных услуг

Наиболее распространена децентрализованная (внешняя) коррупция, когда сделки заключаются индивидуально  между должностным лицом и  частным лицом. Однако добавление внутренней коррупции — между членами  одной организации — придаёт  ей черты организованной преступности.

Согласно законам бихевиоризма, попадая в коллектив, человек  перенимает правила поведения, которые  в этом коллективе приняты. Поэтому, если внутриведомственная культура такова, что по отношению к взяткам  царит «обстановка благодушия, порой  безответственности при решении  служебных вопросов, отсутствие гласности  при обсуждении проступков сотрудников», то новопришедшие примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.

В Законе «о противодействию  коррупции» указано, что  таковой не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ. Статья 12 данного закона перечисляет в пяти пунктах коррупционные правонарушения, связанные с противоправным принятием имущественных и неимущественных благ и преимуществ. Уголовный же кодекс упоминает лишь о взятке, т.е. вознаграждении исключительно имущественного характера, следовательно, это дает возможность принятия неимущественных услуг определенных видов. Например, предоставление сексуальных услуг или информации не подпадает под термин «взятка» Очевидно, что данная 12 статья УК нуждается в корректировке, ведь суть, последствия и опасность коррупционного преступления не зависят от того, какого рода выгоды были получены.

Та же статья 12 Закона «о противодействию коррупции»  причисляет к коррупционным нарушениям и использование государственного имущества в личных и других неслужебных целях. Кроме того, данный закон содержит внушительный перечень правонарушений, создающих условия для коррупции. В нём, помимо достаточно четко определенных действий, содержатся и такие расплывчатые (и повсеместно встречающиеся) как «искусственное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов», и такие экзотические как «заключение пари, внесение ставок на ипподромах и участие в других азартных играх денежного или иного имущественного характера».4

Конечно, налицо существенный прогресс, ведь ещё шесть лет назад  в отечественном законодательстве не было даже самого слова «коррупция», но только что готовые к вводу  в действие положения уже сейчас требуют корректировки.

Природу современной коррупции  объясняют за рубежом по-разному. Одни видят причину в плохих законах, усугубляющих деградацию личности. Известный  шведский экономист и дипломат Г.Мюрдаль, возглавлявший одно время Европейскую  экономическую комиссию ООН, сетовал, например, «что из-за плохих законов  мы стали народом ловкачей». Некоторые, впрочем, утверждают, что нынешние законы ни причем, а взяточничество есть лишь якобы отражение извечных пороков, что и подтверждается документальными  ссылками на речи Цицерона, древнерусские  летописи и т.д.

Еще большее число специалистов считают главной причиной разрастающуюся армию чиновничества, бюрократизацию общественной жизни, неоправданное  расширение роли государства. Взятки должностным  лицам оказались одним из условий  успешного ведения дел. Нередко  сам характер должности таков, что  использование подкупов входит в  обычные «правила игры». Важным «поставщиком»  коррупционной практики является широко распространенный метод правительственной  политики регулировать рыночные проблемы нерыночными средствами - здесь тоже открываются многочисленные поводы для того, чтобы прибегать к  взяткам и вымогательству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Проблема коррупции в России и предложения по её искоренению

 

  Коррупция, ее характер, масштабы и особенности развития – это не только следствие нерешенных современных государственно-политических, социальных и экономических проблем страны. Корни коррупции уходят в историю России. Вместе с тем коррупция, как показывает мировой опыт, всегда растет в условиях трансформации общественных отношений. Это относится и к нынешнему переходу России от тоталитарного государства к демократическому и правовому, от централизованной экономики к рыночной, от закрытого, подавленного государством общества к открытому, демократическому обществу. Противоречия этого перехода обусловили возникновение взаимосвязанного комплекса причин стремительного роста и масштабного распространения коррупции.

  Главными причинами  широкого распространения коррупции  в России сегодня являются слабость государства, то есть безответственная и неэффективная власть, неразвитость гражданского общества, неконкурентоспособность, сырьевая направленность и теневой характер экономики, несовершенство законодательства.

Одной из причин масштабного  развития коррупции в стране является также смена морально-духовных ценностей  на личностном уровне, которая началась в 60-е годы ХХ века. Именно тогда зародились коррупционные механизмы общественных отношений современной России. Особенно большому надлому подверглась общественная мораль в 1990-е годы – в условиях беззакония государственной власти, на этапе радикальных рыночных реформ. Именно в этот период коррупционные  отношения проникли во все сферы  жизни российского общества.

Принципиально важно подчеркнуть, что поскольку коррупция –  это деформация общественных отношений, сигнализирующая о болезни общества, постольку искоренение этого социального недуга возможно только путем ликвидации причин, которые его порождают. Ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров – это лишь часть борьбы с коррупцией. Она необходима, но она не будет иметь большого значения, если не искоренить системные причины и условия, порождающие коррупцию. Пример Китая весьма показателен. Борясь с коррупционерами самым беспощадным образом, власти Китая так и не сумели искоренить коррупцию. Если причины и стимулы коррупции остаются в неприкосновенности, устранение одного стада «паршивых овец» приводит только к возникновению нового «поголовья» коррумпированных чиновников и взяткодателей. В связи с этим будет ошибкой полагать, что все проблемы можно решить только принятием специального закона о противодействии коррупции.

Информация о работе Коррупция в Российской Федерации