Курс лекций по "Государственному регулированию ВЭД"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 15:52, курс лекций

Краткое описание

внешнеэкономической деятельности
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики
Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно

Содержание

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 Назначение и направление государственного регулирования
2.1 Понятие и содержание государственного регулирования

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 30.40 Кб (Скачать файл)

2.1 Понятие и содержание государственного  регулирования 

 

внешнеэкономической деятельности

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции  в сфере экономики 

Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что  выход из кризиса возможен лишь при  жесткой централизации государственной  власти и проведении нетривиальных  мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими  странами в послевоенный период, и  с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно 

В условиях рынка характер государственного воздействия на экономику и внешнеэкономическую  деятельность, принимает форму регулирования, т.е. создания определенных условий, обеспечивающих эффективное функционирование экономики  в целом и ее составных частей с использованием, главным образом, экономических методов. Наряду с  термином "регулирование" в документах ГАТТ и ряде стран используется термин "регламентация". Необходимость  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности признана в экономической  теории и подтверждена практикой  хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное  регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного  хозяйства оно представляет собой  систему мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах  национальной экономики Эти меры осуществляются как правомочными государственными учреждениями, так и общественными организациями. Целью регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения национальных стратегических и тактических задач.

Функцией государственного регулирования прежде всего является разработка концепций ВЭД. Концепция (стратегия) - это общий замысел развития внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности указанной сферы. Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики на данный период развития с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области ВЭД - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей стране - непродуманная политика государства в области ВЭД.

 

Внешнеэкономические связи и международная  торговля.

Международная торговля представляет собой процесс купли-продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и  посредниками в разных странах. Международная  торговля представляет собой систему  различных коммерческих операций по купле и продаже, осуществляемых между покупателями, продавцами и  посредниками различных государств, таким образом торгово-экономическое сотрудничество между государствами опосредуется заключением соответствующих внешнеэкономических сделок (торговых сделок) Международные экономические отношения. Учебник под ред. В.Е. Рыбалкина М., 1998 г.. Следовательно важность этих сделок во ВЭД подчеркивается тем, что они в большинстве случаев являются основанием возникновения обязательств во внешнем обороте. Особенностью внешнеэкономических сделок является то, что товары, услуги в таких сделках как правило "пересекают" границы одного государства и, следовательно, для ввоза и вывоза товара требуется выполнение предусмотренных законом таможенных правил; в качестве средства платежа как правило используется иностранная валюта; существует риск невозможности исполнения внешнеэкономических сделок в результате политических событий, ограничительных действий государства

Внешнеэкономические сделки между  предпринимателями различных стран  могут осуществляться как на основе свободного выбора контрагента, так  и по согласованным в специальных  межправительственных соглашениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг индикативным спискам товаров  и услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать. Поэтому осуществление  международных коммерческих операций требует применения определенных правовых форм и использование конкретных методов их проведения. Внешнеэкономическими связи - комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. Внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность

 

1. Организация и обслуживание  международного обмена природными  ресурсами и результатами труда  в их вещественной и стоимостной  форме;

 

2. Международное признание потребительной  стоимости продуктов международного  разделения труда;

 

3. Организация международного денежного  обращения.

Основные принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются:

 

внешнеторговая политика - составная  часть внешней политики РФ;

 

единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

 

единство политики экспортного  контроля, осуществляемой в целях  реализации государственных задач  обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных  интересов, а также выполнение международных  обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и  иных наиболее опасных видов оружия;

 

единство таможенной территории РФ;

 

приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

 

защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

 

исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  во внешнеторговую деятельность, нанесение  ущерба ее участникам и экономике  Российской Федерации в целом.

 

Регулирование внешнеэкономической  деятельности, в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных  операций осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми  актами РФ.

 

2.2 Назначение и направление  государственного регулирования 

 

внешнеэкономической деятельности

Современный этап развития внешнеэкономической  деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись  на протяжении десятилетий предшествующего  развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к  государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать  в международном экономическом  сотрудничестве. Государственное регулирование  ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного  контроля; определение политики в  области сертификации товаров в  связи с их ввозом и вывозом. Все  эти направления регулирования  базируются на действующем законодательстве.

Одной из важнейших функций государства  является разработка концепции внешнеэкономической  деятельности и внешнеэкономической  политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами Э.П. Бабин. "Арсенал средств внешнеэкономической  политики и их применение в Российской Федерации". Москва, 1999г.. Долгие годы в России господствовала государственная  монополия внешней торговли, при  которой выбор стран-партнеров  определялся прежде всего политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД., а также в указах Президента была разработана новая концепция, которая предполагала:

 

- рациональное использование сложившейся  сырьевой специализации России  в МРТ;

 

- повышение валютной эффективности  сырьевого экспорта;

 

- расширение рынков сбыта и  изменение их географии;

 

- развитие экспортного потенциала  и улучшение структуры экспорта;

 

- развитие инфраструктуры ВЭД.

Этой концепции соответствует  новая модель сотрудничества с другими  странами, в экономической литературе ее называют "торговой" или "конъюнктурной". Она основывается на приближении  национальных цен к мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам  права самостоятельного выхода на внешний  рынок. Все это - подготовка к решению  стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику.

Новая концепция внешнеэкономической  политики заключается в том, что  в современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию  России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую  экономику. Эта концепция и соответствующая  ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта. Центральное место в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая.

 

 

Таможенный кодекс таможенного  союза

Глава 22 - Основные положения о перемещении  товаров

1. Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

2. Товары, запрещенные к ввозу  на таможенную территорию таможенного  союза, прибывшие на таможенную  территорию таможенного союза,  подлежат немедленному вывозу  с таможенной территории таможенного  союза, если иное не предусмотрено  законодательством и (или) международными  договорами государств - членов таможенного  союза.

Принятие мер по вывозу указанных  товаров возлагается на перевозчика  либо на их собственника, если иное не установлено законодательством  и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

3. Товары, запрещенные к вывозу  с таможенной территории таможенного  союза, не подлежат фактическому  вывозу с таможенной территории  таможенного союза, если иное  не предусмотрено международными  договорами государств - членов таможенного  союза.

 

4. Если при ввозе на таможенную  территорию таможенного союза  или вывозе с такой территории  товаров, ограниченных к ввозу  или вывозу, не представлены документы,  подтверждающие соблюдение ограничений,  применяются положения пунктов  2 и 3 настоящей статьи.

 

5. В случае невозможности вывоза  товаров, указанных в пунктах  2 и 4 настоящей статьи, или неосуществления  их немедленного вывоза эти  товары подлежат задержанию в  соответствии с главой 21 настоящего  Кодекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Цели и предмет регулирования  настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального  закона являются:

1) обеспечение выполнения Российской  Федерацией международных договоров,  составляющих договорно-правовую  базу Таможенного союза в рамках  ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз), решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;

2) обеспечение экономической безопасности  Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами;

 3) совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

4) обеспечение соблюдения прав  и законных интересов лиц, осуществляющих  деятельность, связанную с ввозом  товаров в Российскую Федерацию  и их вывозом из Российской  Федерации, лиц, осуществляющих  деятельность в сфере таможенного  дела, а также иных лиц, реализующих  права владения, пользования и  распоряжения товарами, ввезенными  в Российскую Федерацию и вывозимыми  из Российской Федерации;

5) создание условий для развития  внешнеэкономической деятельности  и внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного  дела.

 

2. Предметом регулирования настоящего  Федерального закона является:

 

1) регулирование отношений, связанных  с ввозом товаров в Российскую  Федерацию и вывозом товаров  из Российской Федерации, их  перевозкой по территории Российской  Федерации под таможенным контролем,  перемещением товаров между территорией  Российской Федерации и территориями  искусственных островов, установок  и сооружений, над которыми Российская  Федерация осуществляет юрисдикцию  в соответствии с законодательством  Российской Федерации и нормами  международного права, временным  хранением, таможенным декларированием,  выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;

Информация о работе Курс лекций по "Государственному регулированию ВЭД"