Легитимность и легальность государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время тема «легальность и легитимность государственной власти» достаточно актуальна, так как представляет научный и практический интерес. Данная тема анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, в интернете и т.д. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований этой темы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….….....3 Глава 1. Легитимность как правовая категория ………………………………..5
§1.1.История возникновения и характеристика термина легитимность ……...5
§1.2.Легитимность и эффективность государственной власти ………………7
§1.3.Классическая теория легитимности М.Вебера …………………………..14 Глава 2. Легальность как правовая категория ………………………………...19
§2.1. Понятие легализации государственной власти………………………….19
§2.2. Общая характеристика легальности государственной власти ………... 22
Глава 3. Соотношение легитимности и легальности ……………………...… 26
Заключение ……………………………………………………………………... 29
Список использованной литературы …………………………………………. 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 73.81 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ                             РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                            САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                                        ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

                                                            Кафедра теории  права                                                       и государственно-правовых                            дисциплин

 

ЛЕГИТИМНОСТЬ  И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ

 

 

Курсовая работа студентки:

I-го курса 12-ой группы

 очной формы обучения

Поповой Елены Михайловны

 

Научный руководитель:

ст. преподаватель                                                            

Соколов Павел Андреевич

 

 

 

 

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….….....3   Глава 1. Легитимность как правовая категория ………………………………..5

§1.1.История возникновения и характеристика термина легитимность ……...5

§1.2.Легитимность и эффективность государственной власти ………………7

§1.3.Классическая теория легитимности М.Вебера …………………………..14 Глава 2. Легальность как правовая категория ………………………………...19

§2.1. Понятие легализации государственной власти………………………….19

§2.2. Общая характеристика легальности государственной власти ………... 22

Глава 3. Соотношение легитимности и легальности ……………………...… 26

Заключение ……………………………………………………………………... 29

Список использованной литературы …………………………………………. 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

             В настоящее время тема «легальность и легитимность государственной власти»  достаточно актуальна, так как представляет научный и практический интерес. Данная тема анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, в интернете и т.д. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований этой темы.

Актуальность настоящей  работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Легитимность и легальность государственной  власти" в современной науке, с  другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с  данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Новизна данной курсовой работы заключается в том, что был  проведен сравнительный анализ политической легитимности и легальности,  а  также в том, что были выявлены проблемы легитимности и легальности  .

Целью исследования является изучение понятий легальности и легитимности государственной власти и их соотношение с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены и решены следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты понятия «легитимность» и «легальность» государственной власти;
  • сказать об актуальности проблемы «Легитимность и легальность государственной власти»;
  • оценить вклад М.Вебера в разработку этого понятия «Легитимность»;
  • проанализировать проблемы легитимности в России.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический  список. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. В первой главе определяются основные понятия, основные формы легитимации государственной власти. Во второй главе нашли отражение вопросы легальности власти, а также раскрываются основные аспекты проблемы «Легальность, как правовая категория». В третьей  главе был рассмотрен вопрос соотношения легальности и легитимности государственной власти, её системном единстве. В заключении обобщаются проанализированные в предыдущих трёх главах исследования. И по  результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения, улучшения состояния вопроса.

Источниками информации для  написания работы по теме "Легитимность и легальность государственной  власти" послужили базовая учебная  литература, фундаментальные теоретические  труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой  области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных  тематике "Легитимность и легальность  государственной власти", справочная литература, прочие актуальные источники  информации.

 

Глава 1. Легитимность как  правовая категория

§1.1. История возникновения и характеристика термина легитимность

        Часто толкуемая в широком смысле легитимность государственной власти - это степень доверия и поддержки ее широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно легитимная власть - это власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражающая его коренные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную основу.

         Легитимность - сущностное свойство государственной власти. Термин «легитимность» исторически возник в начале XIX в. во Франции для характеристики государственной власти как власти законной (при этом власть Наполеона рассматривалась как власть, самочинно узурпированная и, значит, нелегитимная). С течением времени объем содержания этого термина расширился. Легитимность стала означать не только законность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего также следует, что существующие государственные институты, по крайней мере, не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно подчиняться.

        «Legitimus» означает законный, узаконенный, но данное понятие не юридическое, а фактическое, хотя его составной частью могут быть юридические элементы. Современное значение этого понятия связано с исследованиями политологов, прежде всего немецкого ученого Макса Вебера (1864-1920 гг.).

         Согласно разработанной им и  ставшей классической теории, легитимность  характеризуют два фундаментальных  признака: признание власти, реализуемой  существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться.

Легитимация нередко вовсе  не имеет отношения к закону, а  иногда и противоречит ему. Это процесс  не обязательно формальный и даже чаще всего неформальный, посредством  которого государственная власть приобретает  свойство легитимности, т.е. состояние, выражающее правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной  власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом. Признание государственной  власти, ее действий легитимными складывается на основе чувственного восприятия, опыта, рациональной оценки. Оно опирается не на внешние признаки (хотя, например, ораторские способности вождей могут оказать значительное воздействие на публику, способствуя установлению харизматической власти), а на внутренние побудительные мотивы, внутренние стимулы. Легитимация государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью; ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.

 

 

 

 

§1.2.Легитимность и эффективность  государственной власти

         Выдающийся политический мыслитель XX в. Макс Вебер отмечал: «Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает»1. В его понимании «...современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства и с этой целью объединил вещественные средства предприятия в руках своих руководителей, а всех сословных функционеров с их полномочиями, которые раньше распоряжались этим по собственному произволу, экспроприировал и сам занял вместо них самих высшие позиции»2.

Д.Ю. Шапсугов в качестве четырёх элементов обеспечивающих легитимность государственной власти называет:3

  • установление и осуществление власти народа через референдумы, выборы и депутатов и т.д.;
  • система согласованных и распределяемых в обществе и в государстве властей;
  • правовые способы регулирования социальных конфликтов;
  • постоянное проведение социологических исследований, опросов общественного мнения, результаты которых обязательно учитываются в процессе осуществления власти. 4

     В таком случае «легитимная власть превращается в неотъемлемый элемент гражданского мира, необходимый способ его поддержания и укрепления».5

Легитимация государственной  власти – это ёё признание или подтверждение законности права на власть, обладание престижем.

Достижение целей государственно-правового регулирования  невозможно без надлежащего уровня законности и правопорядка в обществе, которые, как и правосознание, выступают необходимыми условиями действенности механизма государственно-правового регулирования (МГПР).6 Так, с целью достижения государственно-правового регулирования можно обратиться к ст.2 ч.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которая гласит: «Для осуществления задач  настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений»7. А именно задачи перечислены в ст.2 ч.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Законность  можно  определить  как принцип, метод и режим строгого, неуклонного  соблюдения,  исполнения  норм права  всеми  участниками  общественных отношений  (государством,  его  органами, общественными и иными организациями, трудовыми  коллективами, должностными лицами, гражданами –  всеми  без  исключения). При этом принцип выступает как идеальная форма законности – соблюдать нормы  права должны  все. К  сожалению, в действительности далеко не все  правовые нормы и не всеми субъектами исполняются,  имеет  место  немало  нарушений законности,  например,  количество  преступлений, зарегистрированных в 2006 г., по сравнению с аналогичным показателем 2002 г. возросло на 1 329 100 и составило 3 855 4008.

С  законностью  теснейшим  образом связано  другое  правовое  явление  –  правовой  порядок  (правопорядок).  Правопорядок  –  это  состояние  упорядоченности общественных  отношений,  основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых требований и предписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности. Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его  достижения издаются  законы и иные нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. 9

Так, глава 2, статья 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" гласит10:

1. Полиция осуществляет  свою деятельность в точном  соответствии с законом.

2. Всякое ограничение  прав, свобод и законных интересов  граждан, а также прав и законных  интересов общественных объединений,  организаций и должностных лиц  допустимо только по основаниям  и в порядке, которые предусмотрены  федеральным законом.

3. Сотруднику полиции  запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной  форме кого-либо к совершению  противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не  может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении  служебных обязанностей ссылаться  на интересы службы, экономическую  целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих  должностных лиц или какие-либо  иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником  полиции мер государственного  принуждения для выполнения обязанностей  и реализации прав полиции  допустимо только в случаях,  предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной  власти в сфере внутренних  дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Информация о работе Легитимность и легальность государственной власти