Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:58, курс лекций
Вопрос 1. Источники конституционного права зарубежных стран.
Вопрос 2. Особенности самой науки конституционного права зарубежных стран. Наука отличается от курса, т.к. в курсе все определяет программа, а в науке полная свобода действия.
Вопрос 1. Форма как философская категория.
Вводная лекция
Вопрос 1.
Источники конституционного права зарубежных стран:
Вопрос 2.
Особенности самой науки конституционного права зарубежных стран. Наука отличается от курса, т.к. в курсе все определяет программа, а в науке полная свобода действия.
В зарубежной науке существуют многочисленные школы науки конституционного права:
1. Формально-юридическая - основоположник Кокошкин. Характерной ее особенностью является то, что ученые считали предметом изучения только юридические нормы. Методом изучения юридических норм является формально-юридический анализ. Ганс Кельс: "Основная норма - истина, т.к. она истина, из которой вытекает конституция, т.е. она высший источник права". Основная норма является стереотипом поведения. В Германии стереотип поведения - порядок, и все нормы которые противоречат порядку - не принимаются. Стереотип поведения англичан - законность, у американцев - справедливость (каждый в зависимости от талантов, знаний, подготовки должен занять справедливое место в обществе), у русских - равенство, типичнейший нигилизм к власти и праву, индусы - сострадание (если платить за работу, то критерием оплаты является величина семьи). Представители формально-юридической школы разработали теорию правового государства. Обосновали верховенство права и закона. Недостаток школы в том, что они не изучали правоприменительную практику.
2. Политико-социологическая - возникла, как противовес формально-юридической школе. Основоположником является Левон Дюги, Морис Ориу, Иванковский, Ж. Бердо и т.д. Дюги в 22 года написал: "Для одних достаточно изучать правовые нормы, но из правовых норм можно построить только чарующую фантазию. Для меня самое главное изучать, как норма действует, и как действует в жизни". Напр., в КЗОТе трудовая правоспособность наступает с 18-ти лет, и ученые объясняют это исходя из нормы права, совершенно не обращая внимания на реальную жизнь. Ведь напр., сравнить развитие детей в 38-ом году и наших дней. Все изменяется, нельзя подгонять все под догматические рамки закона, должно быть наоборот. Представители этой школы наоборот (в отличие от первой школы) совершенно не уделяли внимания правовым нормам.
3. Психологическая школа - основоположник Лев Петражицкий, он считал, что право не более чем эмоции, это переживания человека, это чувства страха. Эти идеи начали возрождаться в художественной литературе, в первую очередь экзистенциалистов, т.к. они описывают пограничное состояние между жизнью и смертью. Представители психологической школы появились в Мексике - Рокос. Они доказывают, что нормы конституционного права должны излагаться так, чтобы они вызывали трепет и "вбожение", чтобы они вызывали гордость, примером может послужить Конституция США. Нормы должны быть сформулированы так, чтобы они вызывали чувство страха за их нарушение, таких норм много в конституции Ирана. Третья группа норм должна быть такова, чтобы у каждого человека развивалась естественная потребность трудиться на благо своего отечества. Эти идеи плохо разработаны.
4. Марксистская - положительный момент, марксисты изложили одну из теорий происхождения государства, однако она не может претендовать на универсальность, на истинность в полном объеме. По мнению марксистов, государство возникло в результате появления частной собственности и в результате раскола на антагонистические классы, и чтобы классы сами себя не уничтожили, создается третья сила - государство, которая будет стоять на вершине. Факт, что многие государства образовались в результате насилия. Второе положение, государство и право обусловлены экономическим базисом. Эта теория имеет право на жизнь, но марксизм допустил грубую ошибку, и она коренится в Капитале Марса. Маркс лишил предпринимателя дохода складывающегося с процентов на вложенный капитал, с умственного труда (предприниматели были и менеджерами), оплаты за риск капиталом. Маркс на этот момент даже не указывает, поэтому всех предпринимателей называет эксплуататорами, и приходит к выводу, что надо разделить имущество эксплуататоров между эксплуатируемыми. Для борьбы с капиталистическим государством он допускал революцию. Когда провели национализацию собственности - единственным капиталистом стало государство, главная норма-эксплуатация: разница между ценой товара и заработной платой. В России эта норма была в пять раз выше, чем в развитых капиталистических странах. Эта система самая несправедливая. Без предпринимателей и работников экономическая система не работает, и мы пришли тому, от чего в 17-ом году ушли.
Конституции зарубежных стран
Вопрос 1. Под конституцией понимается основной закон государства, свод законов, неписаные правила, которые закрепляют правовой статус личности, форму государства, систему органов государства, порядок их организации и деятельности, систему органов местного самоуправления, а также столицу, флаг и другие символы государства. Конституция отличается от других нормативных актов, прежде всего, своими формально-юридическими свойствами:
Вопрос 2. Оснований для классификации неведомое количество, рассмотрим лишь основные. 1. По порядку принятия конституции:
2. По форме конституций:
3. Классификация конституций в зависимости от способов их изменения и отмены:
4. По сущности, Фердинанд Лассаль первым предложил это основание: "Реальной конституция бывает только тогда, когда законы действительно совпадают с реальной жизнью".
5. Иные основания: в зависимости от формы правления (монархические и республиканские); в зависимости от политического режима (демократические и тоталитарные); в зависимости от формы территориального единства государства (унитарные, федеральные) и т.д. (см. специальную литературу). Вопрос 3. К новейшим конституциям относятся те конституции, которые приняты в период после второй мировой войны. Это конституции Франции, Италии, Германии, Испании, Португалии, Японии, Бразилии и т.д. Несмотря на то, что конституции этих стран различаются по многим признакам, они обладают общими чертами:
Поэтому можно констатировать, что это действительно демократические конституции. В них появились чрезвычайно мирные положения, так ст.9 конституции Японии, напр. запрещает войну как средство разрешения военных споров. |
Форма государства в зарубежных странах
Вопрос 1. Форма как философская категория, является самой сложной категорий и не поддается определению без введения дополнительных категорий - сущности и содержания. Процесс познания сущности бесконечный, от сущности первого порядка до сущности второго порядка и т.д. Обычно сущность определяется как внутренняя закономерность явления и предметов, как способы их связей и даже объективные законы развития предметов и явлений. Можем ли мы видеть сущность государства? Разумеется, нет. Мы можем судить о сущности явления только по внешним признакам, по проявлениям содержания. Стоит посмотреть на лицо человека, это его внешний признак, но хотя это и не его содержание, и по лицу можно сказать, что человек совершенно глуп. И точно также можно судить о сущности государства по ее проявлениям. Льюис Морган: "сущностью любого государства является публичная или государственная власть". Государственная власть - это организованное руководство жизнью общества и государства, для обеспечения которого используются методы как убеждения, так и принуждения. "Ни одно государство немыслимо без аппарата, без армии чиновников. В зависимости от того, как устроен этот аппарат, мы судим о форме правления" - Льюис. Ленин говорил: "Могут быть различные политические режимы, иногда власть осуществляется при помощи кнута или пряника". Льюис: "Власть государственная может осуществляться при помощи различных приемов и способов, а это не что иное, как политический режим". Стало быть, второе проявление сущности - это политический режим. Льюис: "Ни одно государство не мысли без территории". В первобытнообщинном строе не было территории, была территория собирательства. Территория - это объект проявления суверенной власти, это объект властвования. А земля - это объект хозяйствования. Землю имеют только два государства - Россия и Монголия. Поэтому когда говорят, что в России продадут землю, то это вызывает улыбку. Территориальное единство - это третий признак сущности государства. Таким образом, формой государства является взаимодействие в системе формы правления, политического режима и формы территориального единства государства. Вопрос 2. Форма правления - это способы формирования высших органов государства, а также их взаимоотношения с избирательным корпусом и органами местного самоуправления. По форме правления государства разделяются (монархии, республики, смешанные). Монархии. Признаки характерные абсолютно для всех монархий:
Виды монархий: Абсолютная монархия - вся полнота исполнительной, законодательной, судебной власти принадлежит монарху, если в стране есть парламент, то парламентариев назначает монарх, если есть правительство, зачастую членами правительства являются родственники. Страны: Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Бахрейн, Бруней. Монарху принадлежит все национальное богатство, напр., по законодательству Брунея. Дуалистическая монархия - два органа государственной власти противостоят друг другу: монарх и парламент. Монарху принадлежит вся исполнительная и судебная власть, он же имеет право абсолютного вето на все законопроекты парламента. По конституции парламенту принадлежит только законодательная власть, контрольных полномочий парламент не осуществляет. Причины дуалистической монархии: в этих странах очень сильны позиции феодалов, в тоже время появилась слабая буржуазия, которая сформировала свой парламент, но она чувствует себя недостаточно сильной для упразднения монарха, а феодалы боятся идти против буржуазии, т.к. боятся буржуазной революции. Эту позицию называют неустойчивой. Страны: Иордания, Таиланд, Непал. В Непале сохраняется многомужество. Конституционная, ограниченная, парламентская монархия - под многочисленными понятиями понимается одно и тоже явление. Характерные признаки развитых монархий:
Таких монархий очень много, на Земле их 1/3 от все монархий. Страны: Япония, Кампучия, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Люксембург, Монако, Великобритания. Республики. Признаки всех республик:
Виды республик: Президентская республика - зародилась в США, установилась практически во всех странах Африки. Признаки:
Парламентская республика - особенности:
Представляется, что монархия является самой лучшей формой правления. Доказательства:
Смешанная форма правления. Страны: Объединенные Арабские Эмираты - это федерация, со своими субъектами - эмиратами, во главе каждого эмирата стоит абсолютный монарх - эмир, но эмиры каждые 5-ть лет собираются на съезд и избирают верховного эмира. Таким образом, в этой форме правления сочетаются признаки абсолютной монархии, и принципы выборности и ограничения правления сроком в 5-ть лет, можно выразить вотум недоверия. Малайзия - состоит из 9-ти султанатов, во главе которых стоят абсолютные монархи, но они раз в пять лет собираются на съезд и избирают верховного султана, который приносит присягу. Королевство Свазиленд находится в сердце ЮАР, во главе королевства стоит абсолютный монарх, но всем народом избирается королева-мать, она ему не жена и тем более не родная мама, это совершенно посторонняя женщина, из другого племени, ей принадлежит судебная власть, она обладает правом помилования на всех стадиях разбирательства дела. Эта страна называется двурогой монархией. Королевство Лессот - парламента не имеет, законы принимает народ на референдуме, и король обязан исполнять эти законы. Королевство Бутан - во главе его стоит абсолютный монарх, но он обязан каждый год отчитываться перед парламентом, который может выразить ему вотум недоверия, к тому же парламент может менять правящие династии. Республики и парламентские, и президентские одновременно. Объединенная республика Танзания - президент избирается всем народом, он самостоятельно возглавляет правительство (премьер-министра нет), но формирует правительство на базе парламентского большинства, имеет право принимать декреты, имеющие силу закона, но они вносятся на утверждение парламенту, а этого в президентской республике быть не может. Такая же страна Швейцария. Государства, которые обладают признаками республики, но президент провозглашен пожизненным президентом. Напр., Тунис, Заир, Корея, Туркмения. Если президенты пожизненные, значит срок полномочий неограничен конституцией, это типичный признак монархии. Все без исключения пожизненные президенты обладают официальным титулом, который устанавливает парламент. Президенты получают неограниченное содержание, причём получают его не через бюджет, а через охранные структуры, такое содержание не снится даже монархам. Можно ли у пожизненного президента потребовать отчет о расходовании финансов? Конечно же, нет. Это одна из самых отвратительных форм правления. Вопрос 3. Под политическим режимом понимается совокупность приемов и способов, посредством которых осуществляется государственная власть. Подавляющее число государствоведов не относят политический режим к форме государства, а считают его отдельным институтом. Политический режим может полностью, принципиально извратить форму правления, поэтому это самое важное проявление сущности государства. Все режимы подразделяются на демократические и тоталитарные. Демократические: буржуазно-демократический, социально-демократический, патриархально-демократический, либерально-демократический режим. Признаки всех буржуазно-демократических режимов:
Признаки социально- Патриархально-демократический режим - в качестве источников права преобладают обычаи и традиции. Страны: Бруней, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт. Все подданные Кувейта являются совладельцами природных богатств (своеобразная долевая собственность), каждый по любому вопросу может прийти к эмиру, каждый кувейтец, включая грудного младенца, получает $800 от использования нефтяных ресурсов, полностью решена проблема с жильем. Здравоохранение только за счет государства, клиники оборудованы по последнему слову науки и техники, если какое-то заболевание лечат лучше в другой стране, то чела отправляют в другую страну за счет государства. За счет государства обеспечивается связь, даже спутниковая для бедуина с верблюдом; подданные в Кувейте, если работают, то получают еще и зарплату, и каждый 11-ый взрослый мужчина - миллионер. Либерально-демократический режим - слабо прогрессивный. Либеральные ценности, это защита прав человека, приоритет общечеловеческих ценностей, интеграция с миром. Во главе государства с таких политическим режимом стоит интеллигенция и проводит прогрессивные преобразования, но нет материальных и финансовых средств для реализации национальных интересов. Такой политический режим существует в Танзании, Намибии, Индии. Тоталитарные политические режимы (порождение 20-го века): фашизм, вождизм, расизм, теократический, социалистический режим. Классический - фашизм:
Вождистский политический режим - возникает только в результате государственного переворота (Ливия, Иран, Нигерия):
Расистский политический режим - во главе государства представители одной расы или нации. Согласно идеологии расизма, ведётся борьба рас, пока высшая раса не победит низшую. Общество поделено на определённые расовые группы. Теократический (религиозный режим) - такой режим представляет огромную угрозу для собственного народа и других народов и стран:
Социалистический политический режим - синтез всех тоталитарных режимов, в мире его отождествляли с фашизмом. Социализм и фашизм имеют много общего:
Но между фашизмом и социализмом есть и различия:
При фашистских режимах репрессии направлены против других стран и народов. Если в лагерях Германии работали 12 миллионов рабов, то в СССР в лагерях работало 100 миллионов, причем своих людей. Репрессии были при всех социалистических режимах. Была "культурная революция" и в России, и в Китае, у нас разрушали храмы, уничтожали книги, насильно вводили пролетарскую культуру (Маяковский и другие начинания), тоже было и в Китае. Для социализма характерны практически все черты вождистского режима, практически во всех странах на руководящих постах стояли ничтожные личности, для придания им лоска, СМИ занимались восхвалением руководителей страны, занимались демагогией. Эти все лица, понимая полное свое ничтожество, они боялись переворотов, покушений, поэтому военные верхушки уничтожались ими в первую очередь. Если человек знал очень много - он уничтожался, напр., Ежов. У Сталина были садистские наклонности, дело даже не в том, что он уничтожал, ему доставляло удовольствие видеть как люди мучаются, как признают свою вину, которой на самом деле нет. Он понимал, что люди невиновны, что они мучаются в несправедливом заключении, это была его страсть, а также у него была страсть к наградам. Это есть и в других социалистических странах. Социализм это разновидность религии, здесь все построено на вере в коммунизм, в светлое будущее и т.д. В теократических странах источником права являются священные писания и предания, при социализме источником права и религии также являются священные писания и предания, но несколько иного рода. Тогда никто не мог поставить под сомнение работы Ленина, Маркса, Энгельса, это догматы веры, они не требовали доказательств, фактически это была библия. А также решения партийных съездов, программы КПСС (это точно священные предания), а также воспоминания Крупской о Ленине (был у Ленина день рождения, ему мужики принесли десяток яичек, а Ленин сказал, отдайте немедленно детдому, а Крупская когда делала торт, сделала его из пшена, т.к. не было масла, а также заварила морковный чай). На самом деле высшая власть питалась каждый день рябчиками, крабами и прочей диковинкой. У православных и католиков есть святые мощи, у социализма - мавзолей с Лениным. Власть понимала, что социализм это религия, но использовали весь этот механизм только для того, чтобы превратить человека в винтик государственной машины. Режим номенклатурной демократии, этот режим утвердился на всем постсоветском пространстве, за исключением стран Прибалтики и Туркмении. Страны Прибалтики - буржуазные страны, Туркмения - вождистское государство.
Эволюция режима номенклатурной демократии: Проходим стадию первоначального накопления капитала, на этой стадии людей грабят, убивают, чтобы скопить криминальный капитал и начать бизнес. Здесь, главное не бояться и идти вперед, тогда Россия придет к буржуазной демократии естественным путем. Когда не будет угрозы реставрации социализма, когда будут соответствующие гарантии, и из нашей страны не будут уходить деньги, они будут работать на экономику, на всех нас. Это будет действительно нормальное богатое общество, т.к. будут богатые люди. Но этот процесс может эволюционировать и в сторону социализма. Если к власти придут люди, проповедующие социализм, то мы вернемся на 80-т лет назад. Независимо от гуманности коммунистов, всем будет крышка, а гуманистов первыми и замочат. За идеи марксизма теперь никто не будет воевать. Но люди пойдут воевать за собственность, это естественно. И, к сожалению, население накопило много оружия. Представим, что вводится социализм, проживем опять, всё что было, в том числе и через 70-т лет новую перестройку, будет приватизация, т.е. все заново и зря... Вопрос 4. Под формой территориального единства государства понимаются способы организации территорий государства в единое целое. Все формы подразделяются на два вида: федеративные и унитарные. Признаки унитарного государства:
При всех прочих признаках, оно предпочтительнее федеративного, поскольку нет барьеров для развития экономических сил, развита система местного самоуправления, в основном эти государства мононациональные, и т.к. они сплочены единой националистической идеей, то нет угрозы распада или полураспада. На территории унитарного государства могут быть и национальные автономии (Швеция и Аланские острова, КНР тоже унитарное государство, хотя в ней много национальных образований). Федеративных государств примерно 1/3 в мире, признаки:
Отличия основной массы зарубежных федераций:
Но, к сожалению и за рубежом есть федерации, которые построены по национальному признаку, т.е. национальные федерации. В национальной федерации субъекты создаются только по национальному принципу, и границы проходят по границе компактного проживания национальности (СССР, Чехословакия раньше, сейчас Югославия (Сербия и Черногория), судьба этой федерации предрешена, так, Черногория уже много раз порывалась выйти из состава Югославии). Национально-территориальная федерация - часть субъектов таких федераций, в отличие от чисто национальной, создается по территориальному принципу. В Индии 28 штатов, которые в принципе созданы по территориальному принципу, имеется и 8-мь союзных территорий, они созданы по чисто национальному принципу. В Канаде все субъекты созданы по территориальному принципу, а один (Квебек) создан по национальному принципу. К таким странам относятся Нигерия, Коморские острова. В конституции Индии записано, что эта федерация создается по лингвистическому принципу, означает ли это то, что она создается по национальному принципу, для ответа на этот вопрос, надо вспомнить определение нации. Сталин: "Нация - это большая этническая общность людей, которая отличается единством территории, общностью экономической жизни, общностью языка, общностью культуры, которая проявляется в психическом укладе". Если отсутствует хотя бы один признак, то мы имеем дело не с нацией, а иной этнической общностью. У нации должен быть свой язык, но есть и исключения Швейцария - 4 языка. В Индии объединяется много наций, но которые говорят на одном языке. Союзные территории очень близки по статусу нашим автономным округам, там, где проживают племена со своей культурой. В Индии обитает народ Хунза в высокогорной местности, численность его около 10 миллионов, это народ уникальный: средняя продолжительность жизни - 103 года, в деревнях где они проживают, обычно есть только один врач - зубной, это кузнец, который удаляет испорченные зубы. У народов хунзы сохранился в классическом виде матриархат, там женщина женится, а мужчина выходит замуж, и т.к. женщина глава семьи, то она должна быть достаточно старше, мальчиков в 12-ть лет помещают в учреждение, схожее с пансионатом для благородных девиц, где их обучают манерам, этикету. В Индии создано специальное министерство по резервациям, и появиться на этих территориях можно только с согласия министерства. Охраняется возможность своей культурной эволюции. Но если не принять кардинальных мер, то Индия может развалиться как федерация. Постоянно идут войны за создание своего национального государства. Нет ни одной национально-территориальной федерации, где была бы стабильность и отсутствовали националистические движения. Если не ликвидировать право наций на самоопределение, за четверть века появится 3000 государств, начнется война всех против всех, народы пожрут друг друга в совершенно бессмысленной борьбе, поэтому единственным принципом должно быть единство территориальное и единство власти. Принцип наций на самоопределение сформулировал Вудро Вильсон (американский президент), который это сделал для развала федераций (Османской империи и Венгерского государства). Резня в Югославии, это последствия этого определения, а также политики США и особенно Германии, когда страны подталкивали к тому, чтобы каждая нация воспользовалась правом на самоопределение, вплоть до отделения. Распад СССР начался с Прибалтики, потом молдавская республика, потом Грузия. Сейчас на этот принцип ссылается Башкортостан, Татарстан, поэтому умные люди настаивают на том, что генеральная ассамблея ООН должна закрепить принцип единства и территориальной целостности, и в качестве дополнительного, принцип государственного суверенитета. Классические федерации - со всеми вытекающими последствиями их ждет печальная участь, в это смысле Жириновский прав, надо вернуть Россию к губернскому принципу устройства независимо от компактного проживании нации, но это в наше время невозможно, хотя это мнение можно принять как генеральный план государственного единства. Это для граждан выгодно, не будет крови, насилия и государство достигнет процветания значительно быстрее. Необходимо вернуться к политике царской России, где центральному правительству совершенно не было ни какого дела до того, как живут на окраинах народы, и поэтому они сохраняли свою культуру, религию (было бухарское и хивинское ханство и др.). |
Правовой статус личности, человека и гражданина в конституционном праве зарубежных стран
Вопрос 1.
Конституционное право зарубежных стран раздельно, дифференцированно регулирует правовой статус человека, личности и гражданина. Правовой статус человека закрепляется в основном нормами международного права, и конституции практически всех зарубежных стран считают международное право, в части прав и свобод граждан, составляющей внутригосударственного конституционного права.
"Человек (Ф. Энгельс "
Вениамин Франклин: "Человек - это животное, которое умеет производить орудия труда и пользоваться ими". Достижение биологии свидетельствуют, что многие животные могут изготавливать и пользоваться орудиями труда. Дальневосточный вьюрок - для вытаскивания из-под коры короедов, затачивает веточки клена или березы, а потом на них натыкает отличных жирных червяков.
Словарь русского современного языка: "Человек - это живое существо, которое при благоприятных условиях может научиться мыслить, разговаривать, производить орудия труда и пользоваться ими". Под это определение с существенными признаками, не подойдет ни одно животное. Под благоприятными условиями понимается, напр., родился чел с синдромом дауна, для его развития болезнь является неблагоприятным фактором. Если человек заболел в результате травмы, приобрёл психическое заболевание, он утратит статус личности, но он останется человеком. Легенда о Маугли так и останется легендой, но в странах тропической Африки и юго-восточной Азии обезьяны крадут грудных младенцев. Если самка обезьяны потеряла своего детеныша, у нее еще сильнее проявляется инстинкт матери, этим и обусловлены похищения младенцев. Бывают случаи, когда они похищают детей даже из городских квартир. Обезьяна настолько его ласкает, что может заласкать до смерти. Второй случай, когда она вскармливает его, и ребенок вырастает в стае, но ни один ребенок не смог развиться после такого младенчества, когда его помещали назад в человеческое общество, т.к. он пропустил синзитивные периоды (на каждый год жизни человека приходится наибольшая восприимчивость к тому или иному учению, если этот период пропустить, то чел может никогда не научится говорить, читать и т.д.).
Информация о работе Лекции по "Конституции зарубежных стран"