Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация

Краткое описание

Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество

Вложенные файлы: 1 файл

Дисс. Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество.doc

— 6.08 Мб (Скачать файл)

- согласование приоритетов демографической  и миграционной политики с  основными направлениями социально-экономических  реформ Республики Казахстан;

- разработка  и   реализация   миграционных   программ   с   учетом приоритетов миграционной  политики;

- включение комплекса мер по  обустройству оралманов в состав

региональных программ социально-экономического развития;

- мониторинг социально-экономической  ситуации в регионах республики, на рынках труда, жилья и культурно-бытовой  сферы;

- взаимодействие с общественными организациями, оказывающими помощь оралманам;

3.  В области законодательства - принятие законов Республики  Казахстан   и   иных   нормативных   правовых   актов,   касающихся  миграционной политики.      

 Наш комментарий  Закона «О миграции населения» РК имеется, но в силу особой важности феномена оралманов мы предлагаем разработать и принять отдельные законы об оралманах – Закон РК  «Об оралманах» обоснование  которого мы дадим в третьей главе диссертации.

4. В информационной сфере:

- формирование и распространение идей духовного единства; дружбы народов, общественного и межнационального согласия;

       -   распространение знаний об истории и культуре народов Казахстана;

- учет национальных обычаев и традиций мигрантов;

- содействие средствам массовой информации в объективном освещении правового и социально-экономического положения мигрантов.

- формирование позитивного общественного  мнения; способствующего эффективному  решению миграционных проблем;

- объективное информирование населения Республики Казахстан о специфике психологии мигрантов, мотивации и проблемах мигрантов, сложностях их адаптации;

- налаживание системы сбора  и распространения информации  об инвестиционных проектах в  сфере миграции.

В целом соглашаясь с последними, вместе с тем в рамках предмета нашего исследования мы отмечаем факты двойной  ограниченной (не полной)  порой искаженной информированности субъектов МИО, с одной стороны, казахстанского, казахского населения  о своих сородичах, соотечественниках зарубежом, о казахских диаспорах в других странах мира, а с другой – казахских диаспор  о своей исторической родине. Данный «информационный голод» нуждается в решении.

В анализируемой “Концепции миграционной политики Республики Казахстан”, одобренной правительством РК 5 сентября 2000г. №1346 также определены следующие приоритеты миграционной политики Казахстана  выступающие элементом МИИ (МИО):

- всемерное содействие обустройству  оралманов, их адаптации в местах  заселения  и  интеграции  в  локальную  социальную  среду, психологической   реабилитации   лиц,    переживших   вооруженные' конфликты

- предупреждение и предотвращение  потоков вынужденной миграции, в  том числе незаконной, и негативных  последствий, вызываемых ею,

- обеспечение условий для быстрейшей  интеграции в социальную среду лиц, признанных беженцами, и добровольного возвращения их в государства происхождения;

- создание и развитие системы  иммиграционного контроля на  территории Республики Казахстан;

- содействие сокращению и стабилизации  эмиграционных процессов, в том числе предотвращению утечки интеллектуального потенциала республики;

- обеспечение регулирования внутренней  и внешней трудовой миграции;

       -  на долгосрочную  перспективу:

- создание социально-экономических  предпосылок и на этой основе  переориентация миграционных потоков;

- создание условий для сохранения  и дальнейшего формирования численности  населения в важных в геополитическом  отношении регионах Казахстана;

- обеспечение интеграции Казахстана  в международный рынок труда, стимулирование возвращения казахстанских эмигрантов, в особенности квалифицированных специалистов; 

- обеспечение контролируемости  иммиграционных процессов путем  введения и осуществления единой  системы миграционного контроля  на территории Республики Казахстан;

- поддержка и развитие конструктивных взаимоотношении с соотечественниками за рубежом.

Краткий наш комментарий: «поддержка и развитие конструктивных взаимоотношений с соотечественниками зарубежом», на наш взгляд должны быть приоритетом номер один, так как конечная результативность  последующих действии нашего общества и государства относительно оралманов на прямую зависит от этого приоритета. Кроме того,  другие приоритеты, а именно, предупреждение и предотвращение  вышеуказанной незаконной  миграции, в том числе и беженцев-оралманов и беглецов-оралманов, могут быть реализованы на основе успешной реализации указанного нами системного приоритета.

Важным элементом механизма интеграции иммигрантов (оралманов) как системы являются  ее принципы. В законе Республики Казахстан «О миграции населения» определены следующие основные принципы  регулирования миграции населения:

- обеспечение закрепленных в  Конституции Республики Казахстан  прав человека на свободный  выбор места проживания, свободу  труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, свободу выезда, свободу передвижения;

- недопустимость какой-либо дискриминации  по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного  положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любым иным обстоятельствам;

- обеспечение соответствия миграционного  законодательства Республики Казахстан  международным нормам и рекомендациям  Международной организации по  миграции с учетом современного  социально-экономического положения  в республики, ее исторического прошлого и традиций, перспектив развития;

- всестороннее содействие переселению  лиц казахской национальности  в Республику Казахстан, организации  их расселения, создании рабочих  мест, социальном обеспечении и  социальной помощи оралманам;

- предупреждение стихийных и неупорядоченных процессов как внутри страны, так и за ее пределами на основе выработки и социально-экономических стимулов в среднесрочных и долгосрочных программах действий, базирующихся на прогнозе потенциальной миграции и направлений миграционных потоков в связи с изменениями социально-экономической и общественно-политической ситуации;

- участие соответствующих государственных  органов в организации упорядочения  процессов миграции;

- личное участие мигрантов в  обустройстве на новом месте проживания при адресной государственной поддержке инициативы и самодеятельности каждого, в первую очередь - переселенцев из зон экологического и стихийного бедствий;

- сотрудничество с другими странами, особенно принимающими иммигрантов, в области снижения незаконной миграции, в виде учебного образования, профессиональной подготовки, трудовой миграции.

Перечисленные принципы, согласно указанной  Концепции, относятся к основным принципам регулирования миграции населения. Но они не безупречны. На наш взгляд, основным принципам интеграции иммигрантов-оралманов  можно отнести следующее:

- создание как институционально, так и реально преимущественных  условий для иммиграции лиц  казахского этноса, в том числе оралманов с учетом исторических, идеологических, социально-экономических причин, факторов и условий их отлучения от своей исторической  родины (главный стержневой принцип).

- уважение иммигрантами традиций и обычаи коренного этноса страны – которого названо принимающее государство;

- создание условий для овладения иммигрантами государственного  языка Республики Казахстан.

Все остальные приоритеты должны на эти  основные (т.е. лежащие в основе) принципы.

Важнейшим элементом механизма интеграции иммигрантов (оралманов) как системы являются ее объекты. Объектами интеграции оралманов, на наш взгляд, являются объединение гражданской, хозяйственной (экономической), социальной, культурной, политической, общественной и других сфер жизнедеятельности оралманов с принимающим им казахстанским обществом.  

Важнейшим элементом механизма интеграции иммигрантов (оралманов) как системы являются ее субъекты. На наш взгляд, можно выделить следующие группы субъектов интеграции иммигрантов:

- сами иммигранты, включая оралманов;

- местные жители, т.е. граждане Республики Казахстан;

- государственные, политические, общественные и другие организации и  фонды, которые участвуют в обеспечении интеграции иммигрантов в казахстанское общество.

Применительно к оралманам наряду с перечисленными  субъектами самостоятельно особо следует выделить четвертую группу субъектов МИО – зарубежную казахскую диаспору.  

Одним из существенных элементов механизма интеграции иммигрантов (оралманов) как системы являются  ее факторы и условия. Последние определяют объективные основы и возможности  реализации механизма интеграции оралманов. Все факторы и условия, вызывающие и определяющие механизм интеграции оралманов, согласно общей теории экономических систем, разработанной д.э.н., профессором У.Ж. Алиевым  [48], разделяются на  следующие группы: географические, этнологические, экологические, технологические, организационные, информационные, управленческие, правовые и собственнические. По нашему мнению, именно такое системное определение и учет факторов и условий механизма интеграции оралманов, обеспечивает  их полный учет при интеграции (объединении и слиянии) оралманов с казахстанским обществом.

В системе механизма интеграции иммигрантов (оралманов) особое место занимают инструменты (средства, способы, методы и т.д.), обеспечивающие непосредственную и опосредованную интеграцию иммигрантов в принимающее общество, т.е. в казахстанское общество. Эти инструменты, в зависимости от их характера, можно разделить  на правовые, институциональные, организационные, экономические, материальные, финансовые, технические, информационные, социальные и т.д. В зависимости от характера участников МИИ (МИО), инструменты интеграции можно разделить в одном случае на общественные, коллективные, индивидуальные и т.д., а в другом случае - государственные,  частные, коллективные, индивидуальные, смешанные.      

Следующим элементом механизма интеграции иммигрантов (оралманов) как системы являются  ее основные направления. В «Концепции миграционной политики» определены следующие основные направления миграционной политики, которых мы будем придерживаться в дальнейшем исследовании:

Для переходного этапа это:

1. Всемерное содействие обустройству  оралманов, их адаптации в местах  заселения и интеграции в локальную  социальную среду, психологическая  реабилитация лиц, переживших вооруженные конфликты.

Интеграция оралманов на новом месте предполагает:

- создание необходимых условий  и оказание помощи в реализации  гарантируемых государством основных  прав и свобод;

- разработку и осуществление  мероприятий по социальной поддержке, создание системы, позволяющей возвращать и реинвестировать затраченные на обустройство бюджетные средства, содействие в трудоустройстве и переподготовке безработных, поощрение предпринимательской инициативы, обеспечение реального доступа к системе социальной зашиты.

Наиболее эффективное увязывание программ помощи оралманам с- программами социально-экономического развития регионов подразумевает:

- учет интересов местного населения. Следует не допускать возникновения  недовольства среди местного  населения при оказании помощи оралманам, развитии инфраструктуры в районах их компактного расселения. При этом важно учитывать этническую, культурную, языковую и конфессиональную дистанции между прибывшими мигрантами и местным населением;

-   приемлемый для местных исполнительных органов и оралманов выбор места жительства;

- информирование населения о  проблемах адаптации и интеграции    оралманов с широким использованием  средств массовой информации;

2. Создание и развитие системы  миграционного контроля.При этом пресечение незаконной миграции является важнейшим фактором обеспечения безопасности. Республики Казахстан, защиты экономических интересов и интересов казахстанских граждан.

Существующая система миграционного контроля в Казахстане не адекватна сложившемуся положению дел в сфере миграции. Поэтому при организации управления миграционными, процессами необходимо исходить из следующих направлений деятельности по МИИ:

- ускорение процесса создания действенной единой системы иммиграционного контроля;

- совершенствование миграционного законодательства, предусматривающего, с одной стороны, защиту законных прав мигрантов, с другой - принятие мер по депортации иностранцев и лиц без гражданства, нарушивших законодательство Республики Казахстан;

Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество