Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация

Краткое описание

Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество

Вложенные файлы: 1 файл

Дисс. Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество.doc

— 6.08 Мб (Скачать файл)

Так, по  данным  Комитета по  миграции МТСЗН РК за период с 1991  по 1 октябрь  2005 г. в Казахстан прибыло  117698 семей оралманов  или 464426 человек [66], а к началу 2007 года общее число  оралманов  составило 549651 человек.    Из них 77,5 %  прибыло  из стран СНГ: Узбекистана 61,5 % - 285409 чел., Туркменистана 9 % - 41787 чел., Таджикистана 2,3 % - 10810 чел.,  России  4 % - 18632 чел.  и других стран (таблица 1).   

 Из общего числа,  прибывших 22,25 %  из стран дальнего зарубежья. Потоки прибытия сформировались за счет выходцев из Монголии  15.4 % - 71507 чел., Ирана 1,1% - 5106 чел., Турции 0,6 % - 2770 чел., Китая 4,8 % - 22117 чел. и Афганистана 0,4 % . – 1827 чел. [67].

  

Таблица 1 - Количество оралманов, прибывших из иностранных государств

 за период 1991-01.10.2005 г.

 

Наименование

Областей

       Всего  оралманов

      Удельный вес

 

Семей

 

        Человек

 

                 %

 

                  %

Дальнее зарубежье,

в том числе:

22941

103327

19.49

22.25

Монголия

15151

71507

  12.87

15.40

Турция

694

2770

0.59

0.60

Китай

5667

22117

4.81

4.76

Иран

1007

5106

0.86

1.10

Афганистан

422

1827

0.36

0.39

Ближнее зарубежье,

в том числе:

94498

359945

80.29

77.5

Россия

6685

18632

5.68

4.0

Узбекистан

73329

285409

62.30

61.45

Таджикистан

2460

10810

2.10

2.33

Туркменистан

11266

41787

9.57

9.00

Кыргызстан

758

3307

0.64

0.72

   Др. страны

259

1154

0.22

0.25

 

ИТОГО

117698

464426

100,0

100,0

Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета  по миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК.


 

Как видно из таблицы, более три четверти  оралманов прибыли из стран ближнего зарубежья,  и только  менее одной четверти – из стран дальнего зарубежья, тогда как только в одном Китае проживают, по некоторым данным около  1,5 миллиона этнических казахов (всего за рубежом их около 5 млн.), т.е. большой потенциал оралманов находится в дальнем зарубежье (хотя  по географическому  признаку ареалов размещения этнических казахов в Китае,  эту страну  можно отнести к ближнему зарубежью). Для сравнения: Республика Казахстан за 15 лет собрал  чуть более полумиллиона оралманов, тогда как «небольшой»  Израиль за 30 лет собрал три миллиона этнических евреев со всего мира, т.е. по 1 миллиону  за каждые 10 лет, что говорит об очень низком темпе и «скорости» возвращения  этнических казахов на свою историческую родину, а это  и есть, по нашему мнению, главный показатель относительно низкой эффективности действующего механизма интеграции оралманов в казахстанское общество.

        Основной деятельностью в  2001 – 2005гг. в области иммиграции  было содействие возвращению бывших граждан страны в  Республику Казахстан. В процессе регулирования иммиграционных процессов государство ограничивалось узким набором инструментов.

      В регулировании иммиграционных процессов в этот период использовались следующие инструменты:

      -     территориальное размещение;

       -   наличие рабочих мест;

       -    создание для иммигрантов условий проживания в стране;

      -    стимулирование возвращения в Казахстан соотечественников;

      - совершенствование информационного обеспечения иммиграционных процессов путем улучшения работы государственной системы регистрации и учета иммигрантов.

Основным элементом в системе государственного регулирования потоков оралманов стала политика их территориального  размещения. Размещение оралманов осуществлялось на основе оптимального,  с точки зрения государства, выбора мест проживания, включающего социально-экономические и другие оценочные параметры, например, плотность населения в регионе.  Однако анализ, проведенный автором,  показывает, что  территориально по республике оралманы размещены крайне неравномерно. При этом имеет место несовпадение интересов репатриантов-оралманов и государства. Правительство  направляло потоки оралманов на север, предлагая определенное количество льгот тем, кто отправляется туда, однако, большинство оралманов, несмотря на эти льготы, предпочитает оставаться на юге (таблица 2).

Территориально по республике оралманы размещены  неравномерно, что отражено на рисунке 2  26,6 % оралманов разместились  в Южно-Казахстанской области, 13,1 %  – в Алматинской  области,  13,3 %  – в Мангистауской области  и наоборот  кроме городов Астаны и Алматы, есть области где оралманы проживают очень мало – в Западно-Казахстанской области – 1,5 %, Атырауской  области –1,8 %,  Кызылординкой – 1,9 %, Восточно-Казахстанской  – 2,7 %,  и Костанайской – 2,7 % (Приложение А).

          Большинство оралманов предпочитают оставаться на юге. В настоящее время около 65 % репатриантов в основном выбирают четыре области: Южно-Казахстанскую, Мангистаускую, Жамбылскую и Алматинскую. Среди множества  факторов неравномерного распределения оралманов по регионам является  фактор незнание русского языка. Несмотря на положение Конституции РК «О языках», где  казахский  является  государственным, в силу

 

Таблица 2 - Распределение оралманов по областям Казахстана за период 

  с  1991  по  01.10.2005 г.    

                                                                 

Наименование областей

Количество

оралманов (Человек)

Удельный вес

областей  %

Акмолинская

27098

5,8

Актюбинская

18339

3,9

Алматинская

60770

                   13,1

Атырауская

  8237

1,8

В-Казахстанская

12567

2,7

Жамбылская

49365

                   10,6

З-Казахстанская

7030

1,5

Карагандинская

28792

6,2

Кызылординская

  8827

1,9

Костанайская

12790

2,7

Мангистауская

61737

                   13,3

Павлодарская

16598

3,6

С-Казахстанская

21597

4,7

Ю-Казахстанская

             123326

                   26,6

г. Алматы

                           4209

0,9

г. Астана

                3244

0,7

 

ИТОГО

         

         464426

     

   100,0

  Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета  по миграции Министерства труда

и социальной защиты населения РК.


крайне недостаточной  реализации этих законодательных документов, незнание оралманами русского языка  проводит к тому, что переселенцы просто не могут трудоустроиться в тех регионах и областях, где еще силен менталитет русскоговорящего (русскоязычного) населения, что требует дополнительных затрат  как на переобучение оралманов, так и на преодоление  сложившегося, во многом предвзятого, отношения к ним со стороны местного населения, чиновников и работодателей.

         Выбора  места проживания оралманами  тесно связан с таким фактором, как  наличие рабочих мест в государственном, частном и общественном секторах экономики, в сфере материальной и социально-духовной инфраструктуры с учетом профессии, квалификации и предпочтение иммигрантов-оралманов.

Согласно Закона РК «О миграции населения» от 13 декабря 1997 г. Агентство (ныне Комитет) и его территориальные органы призваны оказывать оралманам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации и в освоении новой профессии  [68].

 На 1 января 2005 года из общего числа оралманов 53,2 % были  людьми трудоспособного возраста, из них трудоустроено только 61,5 %. При этом  наиболее   низкие   показатели  трудоустроенного  населения  среди   оралманов

 


 в Южно-Казахстанской области – 38,3 %, Западно-Казахстанской – 41,4 %,  Атырауской – 42,3 %, Актюбинской – 48,0  %,  Восточно-Казахстанской – 50%. Самый высокий показатель занятости в  столице республике Астане – 91,4%.  В Алматинской области он составляет–83,0 %, в Северо-Казахстанской

 

Таблица 3 - Количество оралманов трудоспособного возраста  по состоянию

 на 01.01.2005 г.

 

Область

Численность оралманов

( чел.)

                         в  том числе

     

имеют работу

не имеют работу

 

%,

уд.

вес

всего

трудо-

способ-ные

%

уд.

   вес

Акмолинская

22964

12004

52,3

9408

78,4

2592

21,6

7,9

Актюбинская

12588

6042

48,0

2900

48,0

3142

52,0

2,4

Алматинская

49970

26455

52,9

21951

83,0

4504

17,0

18,5

Атырауская

4262

2657

62,3

1123

42,3

1534

57,7

0,9

Восточно-Казахстанская

7358

3929

53,4

1948

50,0

1981

50,0

1,6

Западно-Казахстанская

4080

2299

56,3

952

41,4

1347

58,6

0,8

Жамбылская

28833

12092

42,0

8451

69,9

3641

30,1

7,1

Карагандинская

20742

10457

50,4

8295

79,3

1549

20,7

7,0

Кызылординская

5003

2892

57,8

1493

51,6

1399

48,4

1,3

Костанайская

7994

4461

55,8

2685

60,2

1776

39,8

2,3

Павлодарская

15606

7175

46,0

4950

69,0

2225

31,0

4,2

Северо-Казахстанская

12948

6800

52,4

5552

81,6

1248

18,4

4,7

Мангистауская

55316

34420

62,2

24109

70,0

10311

30,0

20,3

Южно-Казахстанская

109000

57770

53,0

22130

38,3

35640

61,7

18,6

г. Алматы

3559

2171

61,0

1520

70,0

  651

30,0

1,3

г. Астана

2807

1332

47,5

1217

91,4

  115

8,6

1,1

 Итого

363030

192956

53,2

118684

61,5

73655

38,2

100,0

Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета  по миграции Министерства труда

и социальной защиты населения РК.


 

– 81,6 %, Карагандинской – 79,3 %, Мангистауской – 70 %. Так, в ЗКО из 2299 оралманов трудоспособного возраста трудоустроено только 952 человек. Аналогично в Актюбинской области на 1 января 2005 года из 6042 оралманов трудоспособного возраста трудоустроено 2900 человек, что составляет 48 % (таблица 3). При беседе  автора с работниками управления объясняли такую низкую  степень трудоустроенности на продолжительность времени получения гражданства, следовательно,   сроками получения СИК И РНН, а «при отсутствии этих документов официально трудоустроиться  невозможно»  [69].

 Складывается в некотором роде парадоксальная ситуация: наибольшее количество оралманов размещено в Южно-Казахстанской области, тогда как  там же самый низкий показатель трудоустроенности. Хотя  численность экономически активного населения составляет 62,5 тыс. человек (рисунок 5). В тоже время в ряде  Северных и Центральных областей республики, включая г.Астана, наблюдается довольно высокий уровень занятости оралманов, при  относительно низком удельном весе  этого региона в размещении оралманов, что обусловлено относительно высокой степенью востребованности оралманов как по профессии, так и по квалификации в северных регионах.

          Таким образом, из-за несовершенства организационных неурядиц нормативно-правовых  актов, регулирующих механизм трудоустройства и  создание рабочих мест для оралманов, многие из них имеющие соответствующие образование и квалификации по разным видам специальностей, не востребованы в стране. Это приводит перемены места их жительства даже ценой оставления ими ранее предоставленного жилья, с целью поиска и нахождения объектов приложения своего труда, что усиливает процесс внутристрановой миграции.

         И это в свою очередь, требует от государства создания для иммигрантов условий проживания в стране в соответствии с международными соглашениями и стандартами, регулирование государством масштабов иммиграции, исходя из экономических возможностей, уровня социально - экономического развития общества, политической обстановки, совершенствование правовой и организационной основы защиты мигрантов, помощи в их реабилитации и достижении экономической самостоятельности, исходя из возможностей государства. 

 Семьи приезжающие в основном  многодетные, на  начала 2005 года   дети  оралманов составило  146718 человек, что составило 40,4 % от общего их количества, из них 63% -  школьного возраста и  37%  - дошкольного возраста. Отсюда вытекает вопрос обеспечение их необходимой одеждой и школьными принадлежностями,  а детей дошкольного возраста  детскими садами. И только 3,5 % детей школьного возраста обучаются в школах- интернатах (таблица 4).

Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество