Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 19:18, курсовая работа
Цель: характеристика мусульманской правовой системы.
Задачи: охарактеризовать исламскую правовую систему, а также её взаимодействие с другими правовыми системами и влияние на страны мира.
Предметом курсовой является мусульманская правовая система.
Введение………………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. Национальные правовые системы. Взаимодействие международной и национальной правовых систем…………..5
ГЛАВА 2. Ислам. Возникновение мусульманской правовой системы…………………………………………………………………………...7
ГЛАВА 3. Источники мусульманского права Коран…….……...11
ГЛАВА 4. Всеобщая исламская декларация прав человека………………………………………………………………..………..16
ГЛАВА 5. Ислам в современном мире. Группы современных мусульманских правовых систем………………………..………….19
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованных источников…….………………………...28
Но стоит заметить некоторые особенности декларации. В статьях под словом «человек» подразумевается как мужчина, так и женщина, а под термином «Закон» - Шариат, то есть комплекс указаний, которые содержатся в Коране и Сунне.
В часть документа, называемое Пояснение, вынесено то, что все права указанные в декларации влекут за собой и обязанности человека, а также то, что ограничение в пользовании этими правами может быть ограничено лишь законом.
Из Декларации можно выделить основные принципы мусульманской правовой системы:
Таким образом, Всеобщая исламская Декларация прав человека закрепляет основные положения Корана и Сунны. Официально, юридически устанавливает правовое положение граждан мусульманских стран.
ГЛАВА 5. Ислам в современном мире. Группы современных мусульманских правовых систем
Некоторые ученые считают, что мусульманское право не осталось в прошлом, оно продолжает развиваться и регулировать отношения между мусульманами, появляется ещё больше людей с мусульманским вероисповеданием. Но, также существует и такое мнение развитие мусульманского права прекратилось в X веке нашей эры, когда отпала возможность толкования. Это произошло, чтобы предотвратить кризис, угрожавший тогда мусульманскому миру, и избежать нарушения его единства. [4, с.321]
Мусульманское право неизменно, но стоит отметить его гибкость. Эти две черты не являются противоречивыми. Даже в странах Запада (об этом легко забывают) право долгое время считалось неизменным, если не священным. Но повсюду, когда в этом была необходимость, находились способы утвердить новые нормы, не изменяя самого права. Вмешательство претора в Риме, лорда-канцлера в Англии — вот наиболее очевидные проявления этого развития. Просьбы об отмене судебных решений и помиловании также использовались в этой связи, причем в своей основе принципы права оставались неизменными. [4, с.318]
Многие государства с мусульманским населением продолжают заявлять в своих законах и часто даже в конституциях о верности принципам ислама. Подчинение государства этим принципам провозглашено конституциями Марокко, Туниса, Алжира, Мавритании, Ирана, Пакистана. Гражданские кодексы Египта (1948 г.), Алжира (1975 г.), Ирака (1951 г.) предлагают судьям восполнять пробелы закона, следуя принципам мусульманского права. Конституция Ирана и законы Индонезии предусматривают процедуру, обеспечивающую их соответствие принципам мусульманского права. Однако, все эти страны хотят модернизироваться и быстро модернизируются. [4, с.318]
Сегодня, в XXI веке мы часто слышим много громких обвинений в сторону ислама, из-за приверженности последнего к насильственным методам убеждения через применение оружия. Хотя стоит задуматься, на самом ли деле большинство конфликтов приходит нам из ислама, мусульманских стран.
Мусульмане вернулись к этим методам, которые более характерны для раннего ислама, в 90-х годах XX века после развала СССР. В тот момент были разрушены устои общества, наступил кризис идеологий, пошатнулся привычный уклад жизни. Утопическая идея исламского государства овладела огромным числом людей, называют цифру и 50, и 70 процентов, и это реальная сила, с которой не считаться нельзя и нельзя их всех называть террористами, экстремистами и т.п. Все во много раз обострила чеченская война. И на этом фоне появляются в Дагестане, Чечне, Ингушетии, да по всему Северному Кавказу проповедники «чистого ислама» — грамотные, толковые ребята с прекрасным знанием арабского языка. Они обучают местных мусульман, особенно молодых, которые действительно тянутся к этому исламу, так как, с их точки зрения, у него есть какая-то перспектива. Молодое поколение не верит традиционному исламу, оно разочаровано в постсоветском духовенстве, которое скомпрометировало себя сотрудничеством с властью, той самой коррумпированной властью. Ни для кого не секрет, что на Северном Кавказе коррупция достигла устрашающих масштабов. [13]
И, наконец, об «исламской угрозе». Сегодня в Западной Европе четко прослеживается тенденция роста исламофобии. Такие государства, как Франция, Германия и Австрия, где мусульманские общины наиболее крупные, боятся роста мусульман в обществе. В интервью газете «Медина» Томас Хаммарберг, комиссар Совета Европы по правам человека, отмечает, что "европейцам не хватает открытости и готовности принять ислам как религию, а как следствие - и уважения к его последователям с их культурой и взглядами на жизнь". По его мнению, за этим стоит нехватка знаний об исламе и предрассудки, связанные с ней. В Республике Беларусь понятия «исламофобия» не существует. На протяжении всей белорусской истории мусульмане исключительно мирно проживали рядом с людьми разных конфессий. Для их религиозного менталитета характерно отсутствие религиозного радикализма. Мусульмане в Беларуси, соблюдая все свои религиозные предписания, уважали и уважают местные традиции и обычаи, не испытывают отрицательных чувств к белорусам, украинцам, русским. В своем приветствии мусульмане говорят «ассаляму алейкум уа рахматуллаги уа баракятум» желают мира, милости и благословения Всевышнего. Заповеди Священного Корана не позволяют мусульманину творить зло и насилие по отношению к кому бы то ни было, будь то мусульмане или иноверцы. В Священном Коране убийство невиновного человека приравнивается к убийству всего человечества. Пророк Мухаммад по этому поводу сказал: «Истинно верующий - тот, с кем люди чувствуют себя спокойно и безопасно». В исламе даже самая высокая цель не может быть достигнута запретным путем. Лозунг «цель оправдывает средства» – принадлежит не мусульманам. [10]
Сюкияйнен Л.Р. в одной из своих лекций привел два случае, в которых применение насилия считается легитимным для мусульман: «Если открыть любой современный учебник, в том числе вузовский, для факультетов шариата, исламских исследований, по международным отношениям в исламе, открыть главу по правилам ведения военных действий, то каждая глава начинается с рассуждения о том, что является основой легитимного использования вооруженной силы. В каких случаях ислам дает право использовать вооруженную силу? И говорят авторы этих исследований, что в исламской мысли есть две точки зрения на этот вопрос. Первая – борьба с неверием, то есть борьба против не мусульман, искоренение неверия, то есть резкое, агрессивное отношение ко всем не мусульманам. И вторая точка зрения – отражение агрессии. Причем в истории исламского мира, исламской мысли эти две точки зрения всегда существовали.
Более того, на протяжении многих веков преобладала точка зрения, что основой ведения легитимных военных действий является борьба именно с неверием, а не отражение агрессии. И есть огромное количество позиций, выводов, сделанных авторитетнейшими мусульманскими учеными, не каким-нибудь Бен Ладеном, который не числится в ряду авторитетов, лидеров исламской правой мысли, естественно, а авторов классических, которых невозможно объехать и обойти, это классики исламской мысли.
В этом отношении идейное сражение с экстремистами проиграно. А исламский экстремизм, прежде всего, идейный. Наивно предполагать, что террористы, осуществляющие свои преступления под флагом ислама, действуют только потому, что им платят деньги. Во-первых, без денег вообще ничего не может произойти, сегодня даже собраться без них невозможно, деньги нужны обязательно. Но только наивные представляют, что вот им дали деньги, и они поехали творить свои чудовищные преступления в школу в Беслане только из-за денег. Если бы остановили грузовик с этими ребятами и спросили: «Сколько вам дали?» Если бы они сказали, предположим, я пофантазирую: «Нам, каждому, дали 5 тыс. долларов» - а мы бы сказали: «А мы вам дадим 5,5 тыс., поверните обратно». Вы думаете, они повернули бы? Не повернули бы. Конечно, деньги важны, деньги работают, без денег невозможно ни подготовить ничего, ни проехать, но это, в первую очередь, идейные действия, идейно основанные». [1]
По данным на 2010 год, которые предоставлялись в Евросоюзе, из 249 террористических актов только 3 было совершено исламистскими движениями. Это означает, что мусульмане не склонны к насилию и террору без особых на то причин.
Сегодня для улучшения отношений между Беларусью и мусульманскими странами в республике создаются специальные школы по изучению ислама, а также курсы по изучению арабского языка. Каждый человек, в зависимости от своего желания, может принять любую религию, в том числе и ислам. Данное положение закреплено в Законе Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. №2054-XII «О свободе совести и религиозных организациях». В нем в главе 1 статье 4 указывается: «Каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». [12]
Кроме того в вышеупомянутом Законе в статье 5 определено право на свободу вероисповедания: «Каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций…» [12] Это означает, что в Республике Беларусь любой человек может принять и исповедовать ту религию, к которой он хочет принадлежать. И это физическое лицо, например, при устройстве на работу не обязано отмечать в анкете свое вероисповедание, а даже если оно и указывает, к какой религии он принадлежит, то работодатель и другие лица (сотрудники организации и под.), а также и само государство, не имеют права ущемлять его не зависимо от того, что он исповедует.
Кроме того немало важно отметить то, что в современном мире мусульманская правовая система делится на три группы, так как общественное развитие этих стран разнообразно, также как и традиции:
Таким образом, мусульмане Беларуси, как и их единоверцы в мире, исповедуют религию, которая не призывает их к экстремизму. Они - мирные и законопослушные граждане, живут и трудятся на благо страны, в которой живут. [10] Но нельзя отрицать и то, что современный исламский мир абсолютно противостоит современному глобализирующемуся миру. И здесь следствием является столкновение цивилизаций. Хотя существует и другая точка, которая подразумевает под собой наличие точек соприкосновения. Об этом очень подробно и четко говорит Леонид Сюкияйнен: «…перспективы сближения, вхождения мусульманского мира в современные глобальные процессы со своей собственной составляющей, не вхождение за счет отказа от своих ценностей и принятия полностью западных или общемировых (что значит, прежде всего, западных) стандартов, а именно со своими ценностями, - такая перспектива в целом есть. Отчего она зависит? От многих факторов. И как я уже сказал, один из очень важных факторов – как будет обосновывать такую перспективу исламская мысль.»
По статистике стран Европы к 2030 году каждый десятый человек в мире в возрастной категории от 15 до 29 лет будет мусульманином (для сравнения: в 1990-е годы мусульманами были только двое из десяти). Мусульман в странах Европы, где они сейчас составляют меньшинство, станет больше с 44, 1 миллиона человек в 2010 году до 58,2 миллионов в 2030 году. Эти факты показывают, что мусульман становится больше и необходимо как можно лучше научиться регулировать отношения между мусульманскими странами и странами других вероисповеданий, сделать всё, чтобы избежать глобальных конфликтов и при этом дать возможность развиваться этим странам в мировом пространстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что исламизация общества очевидна. Тот факт, что мусульманское право с одной небольшой территории распространилось во всем страны мира, подчеркивает вышесказанное. Сейчас в мире каждый пятый человек проповедует ислам, это значит, что из всего населения 1,6 млрд. людей это мусульмане.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что распространение ислама на территорию различных государств, породила ряд социальных и политических проблем. Хотя нельзя сказать, что мусульманское право окончательно и победоносно проникло в страны мира. Право мусульман стабильно зафиксировалась только в определенных регионах, частях государства. Но больше всего влияние мусульманского права отмечается та территории Российской Федерации, где происходит довольно много конфликтов на религиозной основе.
Можно с уверенностью сказать, что мусульманское право влияет на государства, на отношения между государствами. И изучение мусульманской правовой системы и исламского права откроет много возможностей для предотвращения конфликтов между религиями, национальностями, народами, а именно, между мусульманами и людьми, исповедующими другую веру.
Кроме того, важно ещё раз отметить тот факт, что мусульманское право получило огромное распространение во всем мире, а не только на Аравийском полуострове. Это означает то, что в любом государстве можно найти человека и группу людей, которые исповедуют религию ислам. А изучение, исследование Шариата, истории мусульман поможет в преодолении и разрешении конфликтных ситуации, поможет добиться взаимопонимания не только между людьми, но и между странами, даст больше возможности для самореализации и саморазвития человека, что немало важно в XXI веке.
Стремление людей к изучению культуры, религии и права других стран откроет новые возможности для сотрудничества в различных сферах жизни. И, возможно, совместное объединение стран поможет не допустить новых мировых экономических кризисов, преодолеть глобальные экологические проблемы, усовершенствовать медицину и многое другое, что поможет улучшить жизнь человека.