Нормативно-правовые акты РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:23, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является исследование понятие закона его признаков и видов. Для достижение поставленной цели, необходимо решить, следующие задачи:
Дать понятие и выделить признаки нормативно-правового акта;
определить действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
рассмотреть нормативно-правовые акты, определяемые по значимости и юридической силе;
охарактеризовать нормативно-правовые акты, определяемые по органу, принимаемому закон и по объему и объекту регулирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..4
Глава 1. Общая характеристика нормативно-правового акта………………….7
1.1 Понятие и признаки нормативно-правового акта…………………………..7
1.2 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………………………………………………………………..……….13
Глава 2. Классификация нормативно-правового акта…………………….......16
2.1 Нормативно-правовые акты, определяемые по значимости и юридической силе…..……………………………………………………………..……….……16
2.2 Нормативно-правовые акты, определяемые по органу, принимаемому закон и по объему и объекту регулирования……………………..……...…….23
Заключение…………………………………………………...……..…………....26
Список источников……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

теория.docx

— 41.37 Кб (Скачать файл)

Федеральные конституционные законы принимаются не простым большинством, а в особом порядке -- для его принятия требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а для одобрения в Совете Федерации не менее трех четвертей голосов от общего числа членов этой палаты. Теория права и государства. Учебник/Под ред. Нерсесянца В.С. М., 2007, с. 339.

Все остальные законы, принятые Федеральным  Собранием Российской Федерации  в пределах его компетенции и  в порядке реализации своих функций, являются обыкновенными (текущими). Таковы, например, Федеральные законы, как  Уголовный кодекс Российской Федерации  от 13 июня 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в  редакции от 6 декабря 2007 г. № 335-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2007, № 50, ст. 6248., Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 9 апреля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч.1, ст.1; 2007, № 16, ст. 1824., Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. Федеральный закон «Об альтернативной граж-данской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ (в ред. от 6 июля 2006 г. № 104-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3030; 2006, № 29, ст. 3122. и др. Федеральные обыкновенные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой палаты Федерального Собрания. При этом датой принятия обыкновенного федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Бабаева В.К. М., 2004, с. 332.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации предложения о поправках  и пересмотре ее положений могут  вноситься Президентом Советом  Федерации, Государственной Думой, Правительством России законодательными (представительными) органами субъектов  Федерации а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134) Крусс В.И. Конституционное правопользование и юридическая ответственность. 2007, № 6, с. 13..

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также  от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь, федеральные законы делятся на федеральные  конституционные и федеральные  обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами Федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти Федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные -- высшими органами государственной власти субъекта Федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на его территории. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов Федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

Согласно Конституции Российской Федерации «законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить  федеральным законам», принятым по предметам исключительного ведения  Российской Федерации или же по предметам  совместного ведения Федерации и ее субъектов. Зорькин В. Да здравствует Конституционная Россия! // Российская юстиция, 2003, №12, с. 4. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным Российской Федерацией, действует федеральный закон» (ч. 5 ст. 76). В случае же противоречия между федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, изданными по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации» (ч. 6 ст. 76).

В рамках действующей Конституции  и федеральных законов издаются также указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила  общего характера. Вместе с распоряжениями Президента, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ч. 2 ст. 90). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента Российской Федерации (ст. 80--89). Ермилова Н.П. Право на защиту - очередная декларированная норма Конституции РФ // Юридический мир, 2002, № 7, с. 63.

Наряду с названными нормативно-правовыми  актами на основе действующих законов  издаются и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне Федерации -- это акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов Федерации -- это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, другие нормативные акты республиканских органов исполнительной власти. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных, округов. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Любашица В.Я., Мордовцева А.Ю., Тимошенко И.В. М., 2002, с. 235.

Итак, нормативно-правовые акты по их юридической силе могут быть разделены  на обычные и конституционные. Понятие последних носит полемический характер, так как их формулировка у различных авторов неодинакова. Так, некоторые правоведы относят к ним Конституцию и законы, которыми вносятся изменения и дополнения в Основной Закон.

2.2 Нормативно-правовые акты, в зависимости  от особенностей правового положения  субъекта правотворчества и срока  действия

В зависимости от особенностей правового  положения субъекта правотворчества  все нормативные акты подразделяются на:

нормативные акты государственных  органов;

нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ  и т.п.);

нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

общефедеральные;

нормативные акты субъектов Российской Федерации;

нормативные акты органов местного самоуправления;

локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

нормативные акты неопределенно длительного  действия;

временные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные  акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.

По органу, принимающему закон, следует  различать в Российской Федерации  законы общефедеральные и законы субъектов Федерации. Особенность  последних в том, что они не могут противоречить (во всяком случае не должны) общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Теория государства и права. Учебное пособие/Под ред. Романовой Е.В. М., 2004, с. 117.

Например, в середине сентября с.г. в Министерстве юстиции Российской Федерации министр Ю.Я. Чайка вручил директору Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков очередной зарегистрированный Минюстом России нормативно-правовой акт - Приказ Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков «Об организации работы по выдаче заключений о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», зарегистрированный Минюстом России. Этот акт стал 7000-м нормативно-правовым документом, зарегистрированным Минюстом за последние более чем 13 лет. В настоящий момент государственная регистрация регулируется Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 17.03.2009) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"//"Собрание законодательства РФ", 18.08.1997, N 33, ст. 3895. (с изменениями и дополнениями). Афиногенов Е.В. На службе закону // Российская юстиция, 2005, № 10, с. 16.

По объему и объекту регулирования -- общие и специальные законы. Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений. Например, кодексы. Специальные законы регулируют более узкие области общественных отношений (например, «Патентный закон Российской Федерации» 1992 г. Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (в ред. от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 42, ст. 2319 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 52 (часть I), ст. 5497.: Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в редакции от 4 декабря 2007 г. № 328-ФЗ) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; 2007, № 50, ст. 6241. и другие. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Бабаева В.К. М., 2004, с. 333.

Федеральный закон по своей структуре  может быть представлен общим  составом статей, формулирующих правовые нормы, либо он может содержать отдельные  части, главы и пакет (набор) статей. Структура, основанная на главах, в  большей степени определенности систематизирует содержание закона и позволяет легче его воспринимать с точки зрения как его предмета, так и методов регулирования, выявления ответственных субъектов при нарушении закона. Бачило И.Л. О методологии и юридической технике // Государства и право, 2006, № 6, с. 17.

Итак, нормативно-правовые акты различаются  по пространству их действия общие  и местные. Под первыми понимаются законы, в сферу действия которых  входит вся территория определенного  государства, местные же законы действуют  только на определенной его части. Однако следует отметить, что такая дифференциация присуща в основном государствам федеративного устройства.

По содержанию нормативно-правовые акты делятся на общие, которые распространяются на всех граждан определенного государства, и специальные, действующие только в отношении определенного круга  лиц, имеющих специфический признак, отличающий их от других людей. Также  в юридической литературе существуют деления, классифицирующие законы по субъектам законотворчества, по отраслевой принадлежности, по форме выраженности и другие.

 

Заключение

В результате проведенного исследования нормативно-правового акта как формы  права, автор работы пришел к следующим  выводам:

1. Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый  полномочным на то органом  и содержащий правовые нормы,  т.е. предписания общего характера  и постоянного действия, рассчитанные  на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный  акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место  в системе правовых актов. Его  следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в  других главах учебника).

Выделяются следующие основные специфические черты нормативно-правового  акта. Во-первых, нормативно-правовой акт, принимаемый только высшим представительным органом -- парламентом (Федеральным Собранием -- в России), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума. Во-вторых, нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права. В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего представительного органа, выражающего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, тоже должен отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона в качестве выразителя «общей воли». В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами -- положениями или регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

2. На территории России нормативные  акты действуют в отношении  всех ее граждан, государственных  органов, общественных организаций,  иностранцев, лиц без гражданства.  Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

Здесь важно иметь в виду и  принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность  по законам России, даже если это  деяние не является преступлением в  той стране, где он его совершил.

Информация о работе Нормативно-правовые акты РФ