Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 13:32, курсовая работа
Задачей данной работы является определение роли правовых норм в общественной жизни человека и их классификация, анализ их соотношения и взаимодействия с прочими социальными нормами, их функционирования в условиях различных политических режимов. В этом исследовании предпринята попытка сравнения точек зрения различных авторов по вышеперечисленным вопросам.
Введение
1. Норма права и ее признаки
2. Виды правовых норм
3. Структура норм права
4. Гипотеза нормы права и ее признаки
5. Диспозиция норма права и ее виды
6. Санкция нормы права и ее виды
Заключение
Библиографический список
Однако процессуальные нормы могут содержаться и в иных источниках права. Например, процессуальный характер имеют нормы, содержащиеся в ст. 33 Конституции Российской Федерации: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления»; или в ст. 66 (ч. 2) Конституции: «Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации».
В-третьих, в зависимости от способа воздействия норм на общественные отношения нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные юридические
Регулятивные нормы, в свою очередь могут быть подразделены на:
- управомочивающие - предоставляющие
субъектам права какие-либо
- обязывающие, которые
- запрещающие, которые
Охранительные нормы определяют условия
применения к субъекту мер государственного
принуждения, характер и содержание
данных мер. Например: «Президент Российской
Федерации вправе приостанавливать
действие актов органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
в случае противоречия этих актов
Конституции Российской Федерации
и федеральным законам, международным
обязательствам Российской Федерации
или нарушения прав и свобод человека
и гражданина до решения этого
вопроса соответствующим судом»
(ст. 85, ч. 2 Конституции Российской Федерации).
Здесь не столько закрепляется полномочие
Президента Российской Федерации, но и
устанавливается мера государственного
принуждения, применяемая к органу
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, ее содержание - приостановление
действия акта, а также условие, когда
она применяется - противоречие акта
Конституции Российской Федерации
и федеральным законам, международным
обязательствам Российской Федерации
или нарушения прав и свобод человека
и гражданина. Или: «Президент Российской
Федерации может быть отрешен
от должности Советом Федерации
только на основании выдвинутого
Государственной Думой
В-четвертых, юридические нормы
в зависимости от роли в механизме
правового регулирования
Исходные нормы определяют основы
правового регулирования
Исходные нормы также могут
устанавливать принципы правового
регулирования (нормы-принципы). Например:
«Все равны перед законом и
судом» (ст. 19, ч. 1 Конституции Российской
Федерации). Однако нормы-принципы могут
содержаться не только в Конституции,
но и в иных источниках права. К
примеру, ст. 4 Уголовного кодекса Российской
Федерации конкретизирует конституционный
принцип равенства
Исходные нормы могут также
определять цели и задачи отраслей
права и правовых институтов, предмет,
формы и средства правового регулирования
(определительно-установочные нормы).
Примером исходных норм подобного рола
может быть правовое установление,
содержащееся в ст. 2 Гражданского кодекса
Российской Федерации: «Гражданское законодательство
определяет правовое положение участников
гражданского оборота, основания возникновения
и порядок осуществления права
собственности и других вещных прав,
исключительных прав на результаты интеллектуальной
деятельности (интеллектуальной собственности),
регулирует договорные и иные обязательства,
а также другие имущественные
и связанные с ними личные неимущественные
отношения, основанные на равенстве, автономии
воли и имущественной
Исходными правовыми нормами именуются
также нормы, содержащие определение
правовых понятий и категорий (нормы-дефиниции).
Например: «Российская Федерация - социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека»
(ст. 7, ч. 1 Конституции Российской Федерации);
или: «Конституционный Суд Российской
Федерации - судебный орган конституционного
контроля, самостоятельно и независимо
осуществляющий судебную власть посредством
конституционного судопроизводства (ст.
1 Федерального конституционного закона
«О Конституционном Суде Российской
Федерации»); или: «Муниципальное образование
- городское, сельское поселение, несколько
поселений, объединенных общей территорией,
часть поселения, иная населенная территория,
предусмотренная настоящим
Общие нормы закрепляют правила, которым
подчиняется целый род
Специальные нормы устанавливают
правила, регулирующие какой-либо вид
общественных отношений с учетом
присущих ему особенностей. Они, как
правило, содержатся в особенных
частях различных отраслей права. Например:
«юридическое лицо или гражданин, застраховавшие
свою ответственность в порядке
добровольного или
Общие нормы действуют тогда, когда отсутствует специальная норма, регулирующая отношения данного вида.
В-пятых, нормы права также можно подразделить на виды в зависимости от субъекта правотворчества, издавшего или санкционировавшего их. Они подразделяются на:
- конституционные нормы;
- законодательные нормы;
- подзаконные нормы.
Конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им должны соответствовать законодательные и подзаконные нормы. Следующими по юридической силе являются законодательные нормы. Подзаконные нормы принимаются на основе и в соответствии с законодательными.
Данная классификация правовых
норм имеет практическое значение.
При возникновении коллизии (противоречия)
между правовыми нормами
В-шестых, по сфере действия правовые
нормы подразделяются на нормы общего
действия, действующие на территории
всего государства. Подобные юридические
нормы содержатся, например, в Конституции
Российской Федерации, а также в
федеральных законах и
Воздействие на общественные отношения
норм ограниченного действия ограничено
территориальными, субъектными, временными
или ситуационными рамками. Подобные
нормы содержатся, к примеру, в
законодательстве субъектов Российской
Федерации или в федеральном
законодательстве, в случае, если на
это имеется непосредственное указание.
Например, действие нормы, содержащейся
в ст. 11 Федерального конституционного
закона “О чрезвычайном положении”, о
том, что “указом Президента Российской
Федерации о введении чрезвычайного
положения на период действия чрезвычайного
положения может
Локальные нормы действуют в
пределах определенного объединения
людей (предприятие, учреждение, организация).
К локальным нормам могут быть
отнесены нормы, содержащиеся в уставе
юридического лица, коллективного договора,
правил внутреннего трудового
3. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА
Структура нормы права является
формой ее внутреннего содержания.
Норма права выполнит свою роль регулятора
общественных отношений, если будет
обладать способностью реагировать
на условия реальной жизни, в которых
они Государственно-властное веление,
получающее логически завершенное,
формально определенное закрепление
в официальном тексте, выступает
в качестве нормативного предписания.
Речь идет о властности веления, его
обязательности, т.е. о характеристике
содержания нормы права. Что касается
формы выражения
Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих ее элементов. Главное в этой типовой схеме - нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах.
Глубокое, разностороннее влияние
на структуру нормы права
Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.
Во-первых, названная структура -- идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции Глушаченко С.Б. К вопросу о логической структуре российской правовой нормы // История государства и права. - 2005. - №1. - С. 10-11..
Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.
Гипотеза указывает на конкретные
фактические жизненные
Санкция называет поощрительные или
карательные меры (позитивные или
негативные последствия), наступающие
в случае соблюдения или, напротив,
нарушения правила, обозначенного
в диспозиции нормы. Иногда в статье
закона формулируется только часть
нормы, а другие ее части следует
обнаруживать в других статьях или
в ином нормативном акте. Отсюда
следует необходимость
Во-вторых, структура юридической
нормы есть объективированный результат
отражения в норме