Норма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Задачей данной работы является определение роли правовых норм в общественной жизни человека и их классификация, анализ их соотношения и взаимодействия с прочими социальными нормами, их функционирования в условиях различных политических режимов. В этом исследовании предпринята попытка сравнения точек зрения различных авторов по вышеперечисленным вопросам.

Содержание

Введение
1. Норма права и ее признаки
2. Виды правовых норм
3. Структура норм права
4. Гипотеза нормы права и ее признаки
5. Диспозиция норма права и ее виды
6. Санкция нормы права и ее виды
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство Образования Российской Федерации.docx

— 75.61 Кб (Скачать файл)

Однако процессуальные нормы могут  содержаться и в иных источниках права. Например, процессуальный характер имеют нормы, содержащиеся в ст. 33 Конституции Российской Федерации: «Граждане Российской Федерации  имеют право обращаться лично, а  также направлять индивидуальные и  коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления»; или в ст. 66 (ч. 2) Конституции: «Статус  края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым  законодательным (представительным) органом  соответствующего субъекта Российской Федерации».

В-третьих, в зависимости от способа  воздействия норм на общественные отношения  нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные юридические нормы  определяют субъективные права и  юридические обязанности субъектов  права, а также условия их возникновения  и действия. Например: 2Каждый, кто  законно находится на территории Российской Федерации, имеет право  свободно передвигаться, выбирать место  пребывания и жительства» (ст. 27, ч. 1 Конституции Российской Федерации).

Регулятивные нормы, в свою очередь  могут быть подразделены на:

- управомочивающие - предоставляющие  субъектам права какие-либо возможности  по своему усмотрению совершать  положительные действия. Например: «Каждый имеет право на неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну, защиту своей чести и  доброго имени» (ст. 23, ч. 1 Конституции  Российской Федерации);

- обязывающие, которые возлагают  на субъектов права обязанность  совершить определенные положительные  действия. Например: «Органы государственной  власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны  обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими  его права и свободы, если  иное не предусмотрено законом» (ст. 24, ч. 2 Конституции Российской  Федерации).

- запрещающие, которые устанавливают  обязанность субъекта воздержаться  от совершения некоторых действий. Например: «Сбор, хранение, использование  и распространение информации  о частной жизни лица без  его согласия не допускаются» (ст. 24, ч. 1 Конституции Российской  Федерации).

Охранительные нормы определяют условия  применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание данных мер. Например: «Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в случае противоречия этих актов  Конституции Российской Федерации  и федеральным законам, международным  обязательствам Российской Федерации  или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого  вопроса соответствующим судом» (ст. 85, ч. 2 Конституции Российской Федерации). Здесь не столько закрепляется полномочие Президента Российской Федерации, но и  устанавливается мера государственного принуждения, применяемая к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ее содержание - приостановление  действия акта, а также условие, когда  она применяется - противоречие акта Конституции Российской Федерации  и федеральным законам, международным  обязательствам Российской Федерации  или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Или: «Президент Российской Федерации может быть отрешен  от должности Советом Федерации  только на основании выдвинутого  Государственной Думой обвинения  в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии  в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения» (ст. 93, ч. 1 Конституции Российской Федерации). В данном случае определена мера государственного принуждения, применяемая  к главе государства в случае совершения им тяжкого преступления.

В-четвертых, юридические нормы  в зависимости от роли в механизме  правового регулирования подразделяются на исходные (отправные, учредительные), общие и специальные.

Исходные нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, устанавливают его цели и задачи, закрепляют общие принципы, пределы и направления правового  регулирования, вводят правовые понятия  и категории. Наибольшее количество исходных правовых норм содержится в  Конституции Российской Федерации - Основном законе государства. Они  закрепляют основы государственного и  общественного строя (ст.ст. 1-15), важнейшие  направления экономической и  социальной политики государства (ст.ст. 7, 8 и 9), определяют характер, место и  роль государства в общественной жизни (ст.ст. 3-5, 10 и 11).

Исходные нормы также могут  устанавливать принципы правового  регулирования (нормы-принципы). Например: «Все равны перед законом и  судом» (ст. 19, ч. 1 Конституции Российской Федерации). Однако нормы-принципы могут  содержаться не только в Конституции, но и в иных источниках права. К  примеру, ст. 4 Уголовного кодекса Российской Федерации конкретизирует конституционный  принцип равенства применительно  к лицам, подвергающимся уголовному преследованию: «Лица, совершившие  преступления, равны перед законом  и подлежат уголовной ответственности  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Исходные нормы могут также  определять цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования (определительно-установочные нормы). Примером исходных норм подобного рола может быть правовое установление, содержащееся в ст. 2 Гражданского кодекса  Российской Федерации: «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения  и порядок осуществления права  собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные  и связанные с ними личные неимущественные  отношения, основанные на равенстве, автономии  воли и имущественной самостоятельности  их участников» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301..

Исходными правовыми нормами именуются  также нормы, содержащие определение  правовых понятий и категорий (нормы-дефиниции). Например: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7, ч. 1 Конституции Российской Федерации); или: «Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства (ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»); или: «Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько  поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным  законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются  муниципальная собственность, местный  бюджет и выборные органы местного самоуправления» (ст. 1, п. 1, абз. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3506..

Общие нормы закрепляют правила, которым  подчиняется целый род общественных отношений, урегулированных какой-либо отраслью права или целой группой  отраслей. Например, общей нормой гражданского права является норма, закрепленная в ст. 11 (п. 1, абз. 1) Гражданского кодекса  Российской Федерации: «Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью  дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный  суд или третейский суд»; а общей  нормой межотраслевого характера - норма, закрепленная в ст. 46 (ч. 1) Конституции  Российской Федерации: «Каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод». Как правило, общие нормы содержатся в общей части отрасли права (гражданского, уголовного, административного, муниципального, трудового и т.п.).

Специальные нормы устанавливают  правила, регулирующие какой-либо вид  общественных отношений с учетом присущих ему особенностей. Они, как  правило, содержатся в особенных  частях различных отраслей права. Например: «юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке  добровольного или обязательного  страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью  возместить причиненный вред, возмещают  разницу между страховым возмещением  и фактическим размером ущерба»  ст. 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации). Общей нормой по отношению  к ней является норма, содержащаяся в ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом  или договором не предусмотрено  возмещение убытков в меньшем  размере»

Общие нормы действуют тогда, когда  отсутствует специальная норма, регулирующая отношения данного  вида.

В-пятых, нормы права также можно  подразделить на виды в зависимости  от субъекта правотворчества, издавшего  или санкционировавшего их. Они подразделяются на:

- конституционные нормы;

- законодательные нормы;

- подзаконные нормы.

Конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им должны соответствовать  законодательные и подзаконные  нормы. Следующими по юридической силе являются законодательные нормы. Подзаконные  нормы принимаются на основе и  в соответствии с законодательными.

Данная классификация правовых норм имеет практическое значение. При возникновении коллизии (противоречия) между правовыми нормами действуют  те из них, которые имеют большую  юридическую силу.

В-шестых, по сфере действия правовые нормы подразделяются на нормы общего действия, действующие на территории всего государства. Подобные юридические  нормы содержатся, например, в Конституции  Российской Федерации, а также в  федеральных законах и подзаконных  нормативных актах, изданных федеральными органами государственной власти.

Воздействие на общественные отношения  норм ограниченного действия ограничено территориальными, субъектными, временными или ситуационными рамками. Подобные нормы содержатся, к примеру, в  законодательстве субъектов Российской Федерации или в федеральном  законодательстве, в случае, если на это имеется непосредственное указание. Например, действие нормы, содержащейся в ст. 11 Федерального конституционного закона “О чрезвычайном положении”, о  том, что “указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного  положения на период действия чрезвычайного  положения может предусматриваться  введение следующих мер и временных  ограничений”, ограничено периодом чрезвычайного  положения.

Локальные нормы действуют в  пределах определенного объединения  людей (предприятие, учреждение, организация). К локальным нормам могут быть отнесены нормы, содержащиеся в уставе юридического лица, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка.

3. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА

Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет  обладать способностью реагировать  на условия реальной жизни, в которых  они Государственно-властное веление, получающее логически завершенное, формально определенное закрепление  в официальном тексте, выступает  в качестве нормативного предписания. Речь идет о властности веления, его  обязательности, т.е. о характеристике содержания нормы права. Что касается формы выражения государственной  воли, то нормативное предписание  может выражаться по-разному, в том  числе и как управомочивающее (т.е. не обязательно в виде запрета  или обязанности). Иногда нормативное  предписание понимают как часть  так называемой логической нормы, которая  может конструироваться из различных  нормативных актов. Тем самым  нормативное предписание как  бы отождествляется со словесным  оформлением государственной воли в статье нормативного акта. Возможно, в этом есть свой резон, если учесть, что предписания специализируются: одни из них призваны в первую очередь  выразить суть правила, другие - условия  применения данного правила, а третьи - последствия несоблюдения государственной  воли. Однако полное преформируются, учитывать  их общественные свойства, в противном  случае реализовать эту функцию  будет просто невозможно, в норме  должно быть предусмотрено предписаний, содержащихся порой в разных статьях  одного, а то и разных и принудительное осуществление предписания, иначе  она будет не нормой нрава, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов - предписаний, выполняющих все указанные выше функции.

Структуре нормы права свойственна  своя типовая схема (модель) связи  образующих ее элементов. Главное в  этой типовой схеме - нормативное  построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной  воли. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и  обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и  логических нормах.

Глубокое, разностороннее влияние  на структуру нормы права оказывает  выделение правоохранительных правовых предписаний. Изучение истории законодательства показывает, что развитие правовых систем неизбежно выражается в обособлении  предписаний, регламентирующих юридические  санкции. Такого обособления требует  дифференциация мер государственно-принудительного  воздействия, необходимость нормативно закрепления разнообразных фактических  условий объективных и субъективных.

Будучи «клеточкой» права, норма  в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.

Во-первых, названная структура -- идеальная  логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это  своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного  развития, отражающая стремление людей  создать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности. Традиционно  считается, что норма права состоит  из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции Глушаченко С.Б. К вопросу  о логической структуре российской правовой нормы // История государства  и права. - 2005. - №1. - С. 10-11..

Диспозиция указывает на суть и  содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Гипотеза указывает на конкретные фактические жизненные обстоятельства, при которых данная норма вступает в действие.

Санкция называет поощрительные или  карательные меры (позитивные или  негативные последствия), наступающие  в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного  в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формулируется только часть  нормы, а другие ее части следует  обнаруживать в других статьях или  в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать  норму права и статью закона. Это  очевидно еще и потому, что в  одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Во-вторых, структура юридической  нормы есть объективированный результат  отражения в норме определенного  общественного отношения. Фактическое  общественное отношение, подлежащее правовому  оформлению, объективно требует, чтобы  структура правовой нормы логически  соответствовала собственному внутреннему  строению. Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных  элементов нормы. Детерминирующее  влияние на структуру оказывают  тип, род, вид, сторона общественного  отношения. Следует также иметь  в виду сложность логических связей между субъектами отношения, количественные характеристики субъектов и объектов, распространенность и повторяемость  общественного отношения, возможный  уровень его обобщения.

Информация о работе Норма права