Основные направления политики государства в сфере управления трудовыми ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:55, контрольная работа

Краткое описание

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов естественного воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции для очки 12.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Законодательная власть принимает законы, содержащие обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в  области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации также обладает правами по участию в законодательной деятельности, но они имеют иной характер, чем у Госдумы. Он не наделен правом принимать законы, но правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.

Органы исполнительной власти способствуют исполнению законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

Деятельность Правительства  охватывает, по существу, все стороны жизни общества. В области управления экономикой оно разрабатывает федеральный бюджет, программы экономического развития, в сфере социальной политики — программы социального развития и др. Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства, службы и агентства и в их числе как специализирующиеся на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами (Федеральная служба по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ), так и образовательные, научные. В состав отраслевых и иных министерств и ведомств входят подразделения по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и т.п.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебную власть представляют суды: Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный, федеральные суды, а также Министерство юстиции.

  В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют также различные организации профсоюзов (при заключении коллективных договоров, генерального и отраслевых (тарифных) соглашений и др.). Через профсоюз работники и работодатели договариваются по следующим вопросам: форма, система, размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции; занятость работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, а также отпусков; меры по улучшению условий и охраны труда; медицинское и социальное страхование; интересы работников при приватизации предприятий и ведомственного жилья; техника безопасности и охрана здоровья работников на производстве.

Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов в области труда, которые являются обязательными для государств — членов МОТ, каковым является и Россия.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, руководящим работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое работает во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, субъектов Федерации и общественными организациями. Это министерство, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду и занятости населения субъектов Федерации образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации.

Основными задачами Федеральной  службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ являются:

•   выработка политики в социально-трудовой сфере;

•   координация  всей работы в социально-трудовой сфере  в стране;

•   разработка основных направлений социальной политики Правительства;

•   подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;

•   формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;

•   участие в  заключении генерального и отраслевых (тарифных) соглашений;

•   регулирование  рынка труда, занятости населения и др.

Федеральная служба по труду  и занятости занимается разработкой и осуществлением государственной политики в области занятости населения и проведением организационных мероприятий по ее реализации; разрабатывает государственные программы занятости на основе прогнозов (программ, планов) экономического развития с участием представителей организаций, предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся; осуществляет методическое руководство разработкой программ занятости; контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в своей деятельности законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Государственная служба занятости населения

Федеральная служба по труду  и занятости осуществляет свою деятельность в сфере рынка труда через разветвленную сеть территориальных органов и государственных учреждений службы занятости населения (СЗН), к числу которых относятся:

•   Управления, формируемые  на уровнях области, края, республики, входящей в состав РФ;

•   Центры занятости населения, являющиеся региональными государственными учреждениями, административно подчиняющимися управлениям СЗН.

Цель деятельности СЗН — реализация государственной  политики в области содействия занятости населения на региональном уровне.

Перечень услуг, оказываемых службой занятости:

•   содействие гражданам  в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;

•   информирование о положении на рынке труда  в субъекте РФ;

•   организация  ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

•   организация  профессиональной ориентации граждан  в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

•    психологическая  поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

•   осуществление  социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

•   организация  проведения оплачиваемых общественных работ;

•   организация  временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

•   социальная адаптация  безработных граждан на рынке  труда;

•   содействие самозанятости  безработных граждан;

•   содействие гражданам  в переселении для работы в  сельской местности;

•    выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ.

8. МОТ и регулирование социально-трудовых отношений

Большую роль в регулировании  социально-трудовых отношений играет Международная организация труда. Она была создана в 1919 г. в ходе Версальской мирной конференции. Необходимость ее создания определялась тремя основными причинами:

•   политической —  революции в России и ряде других стран как проявление насильственного пути решения возникающих в обществе противоречий;

•   социальной —  тяжелые и неприемлемые с общечеловеческих позиций условия труда и жизни трудящихся;

•   экономической  — увеличение затрат, рост себестоимости  продукции и, как следствие, затруднение конкурентной борьбы в результате стремления отдельных стран к улучшению положения трудящихся.

Таким образом, МОТ была создана как организация, призванная всемерно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать решению острых социально-экономических проблем эволюционным, мирным путем, защищать права человека. Она стала одной из наиболее представительных и авторитетных международных организаций.

В создании МОТ приняли участие 42 государства, сейчас в ней состоит 184 государства (включая Россию).

МОТ — мировой центр  социально-трудового сотрудничества, социального партнерства, трипартизма. От всех международных организаций ее отличает трехсторонняя структура: каждая страна участвует в ней представителями правительства, трудящихся и предпринимателей. Основные направления деятельности МОТ определяются Уставом и Филадельфийской декларацией. Целью деятельности МОТ является содействие достижению материального благосостояния и обеспечению духовного развития людей независимо от расы, веры или пола и созданию условий, при которых это возможно. Основные задачи, которые ставит перед собой МОТ для достижения этой цели, указаны на рисунке.

Все принятые МОТ конвенции  и рекомендации образуют Международный трудовой кодекс. Конвенции являются обязательными для ратифицировавших их государств; рекомендации дают ориентиры для национальной политики, законодательства и практики.

Высшим органом МОТ  является Международная конференция труда (МКТ), которая проводится один раз в год и длится четыре дня. На конференции разрабатываются основные направления работы МОТ, обсуждаются проблемы социального положения трудящихся в мире, утверждаются конвенции и рекомендации и принимаются резолюции по отдельным вопросам.

Исполнительным органом  МОТ является Административный совет, собирающийся на сессии 3 раза в год. Совет состоит из 56 членов, 28 —  представители правительства, 14 —  трудящихся и 14 — предпринимателей. Важнейшая задача Административного совета — контроль за выполнением конвенций (для чего он имеет специальные регулярно работающие комитеты), а также подготовка предложений по разработке новых международных правовых норм.

Постоянным аппаратом  МОТ, ее административным и исполнительным органом является Международное бюро труда (МБТ). Центральный аппарат МБТ, находящийся в Женеве, имеет 40 отделений в различных странах, где МОТ осуществляет свои проекты. Возглавляет МБТ Генеральный директор, который избирается Административным советом сроком на 5 лет. Являясь постоянным органом, МБТ по сути выполняет роль мирового исследовательского и социально-информационного центра по социально-трудовым вопросам. Оно имеет два института: Международный институт по исследованию трудовых вопросов и Международный центр по повышению профессиональной и технической квалификации.

9.     Регулирование занятости и безработицы за рубежом

В современном мире важнейшими факторами, оказывающими исключительное влияние на сферу рынка труда и занятости, являются глобализация экономики и технический прогресс. Однако наряду с безусловно позитивными результатами влияния этих факторов наблюдаются и серьезные негативные социально-экономические последствия: массовая безработица, рост социальной незащищенности, увеличение имущественного неравенства населения и др. Еще одним значимым фактором является снижение рождаемости в экономически развитых странах, следствием чего является старение населения. Вместе с тем политические и экономические реформы в развивающихся странах привели к развитию широкомасштабной миграции рабочей силы. Все эти факторы в комплексе представляют собой ряд отличительных признаков сферы занятости населения, к числу которых относятся:

•   формирование глобального  рынка труда, характеризующегося активной динамикой рабочей силы между государствами, испытывающими ее нехватку, и странами — поставщиками трудовых ресурсов;

•    возникновение  новых форм занятости, адекватных современному уровню развития информационных технологий и коммуникаций;

•   повышение требований к качеству рабочей силы в условиях реализации новых конкурентных стратегий бизнеса, обеспечивающих его эффективность (качество продуктов и услуг, инновационность, лидерство в издержках);

•    перемещение  компаний-производителей в регионы  и страны, являющиеся потребителями их товаров и услуг, ориентированное на широкое использование местной рабочей силы.

Многие зарубежные страны формируют новые подходы к  регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики.

Страны Европейского союза

Европейские страны отличаются большим разнообразием в подходах к регулированию сферы занятости  и рынка труда. Так во Франции, Германии и Скандинавских странах  действует достаточно жесткое трудовое законодательство, строго регулирующее взаимоотношения между работодателями и наемными работниками в вопросах найма, увольнения и условий работы.

Активную роль на рынке  труда играют профсоюзы, использующие различные меры отстаивания своей позиции — от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Например, в Германии профсоюзы напрямую участвуют в управлении предприятиями, когда в состав совета директоров компании входят представители профсоюзной организации в количестве, необходимом для принятия или отклонения тех или иных решений. Система социального страхования является весьма развитой и обеспечивает реализацию государственных гарантий в отношении граждан, оставшихся без работы, пенсионеров, инвалидов, матерей и т.д. В этих странах существуют развитые системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работающих граждан.

Информация о работе Основные направления политики государства в сфере управления трудовыми ресурсами