Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:55, контрольная работа
Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов естественного воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Законодательная власть принимает законы, содержащие обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральные законы в
области трудового
Органы исполнительной власти способствуют исполнению законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.
Деятельность Правительства охватывает, по существу, все стороны жизни общества. В области управления экономикой оно разрабатывает федеральный бюджет, программы экономического развития, в сфере социальной политики — программы социального развития и др. Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства, службы и агентства и в их числе как специализирующиеся на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами (Федеральная служба по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ), так и образовательные, научные. В состав отраслевых и иных министерств и ведомств входят подразделения по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и т.п.
Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебную власть представляют суды: Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный, федеральные суды, а также Министерство юстиции.
В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют также различные организации профсоюзов (при заключении коллективных договоров, генерального и отраслевых (тарифных) соглашений и др.). Через профсоюз работники и работодатели договариваются по следующим вопросам: форма, система, размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции; занятость работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, а также отпусков; меры по улучшению условий и охраны труда; медицинское и социальное страхование; интересы работников при приватизации предприятий и ведомственного жилья; техника безопасности и охрана здоровья работников на производстве.
Многие вопросы управления
трудовыми ресурсами
Центральным органом федеральной исполнительной власти, руководящим работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое работает во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, субъектов Федерации и общественными организациями. Это министерство, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду и занятости населения субъектов Федерации образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации.
Основными задачами Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ являются:
• выработка политики в социально-трудовой сфере;
• координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране;
• разработка основных направлений социальной политики Правительства;
• подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;
• формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;
• участие в заключении генерального и отраслевых (тарифных) соглашений;
• регулирование рынка труда, занятости населения и др.
Федеральная служба по труду и занятости занимается разработкой и осуществлением государственной политики в области занятости населения и проведением организационных мероприятий по ее реализации; разрабатывает государственные программы занятости на основе прогнозов (программ, планов) экономического развития с участием представителей организаций, предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся; осуществляет методическое руководство разработкой программ занятости; контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в своей деятельности законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Государственная служба занятости населения
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность в сфере рынка труда через разветвленную сеть территориальных органов и государственных учреждений службы занятости населения (СЗН), к числу которых относятся:
• Управления, формируемые на уровнях области, края, республики, входящей в состав РФ;
• Центры занятости населения, являющиеся региональными государственными учреждениями, административно подчиняющимися управлениям СЗН.
Цель деятельности СЗН — реализация государственной политики в области содействия занятости населения на региональном уровне.
Перечень услуг, оказываемых службой занятости:
• содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
• информирование о положении на рынке труда в субъекте РФ;
• организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
• организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
• психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
• осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
• организация проведения оплачиваемых общественных работ;
• организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
• социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
• содействие самозанятости безработных граждан;
• содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
• выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ.
8. МОТ и регулирование социально-трудовых отношений
Большую роль в регулировании социально-трудовых отношений играет Международная организация труда. Она была создана в 1919 г. в ходе Версальской мирной конференции. Необходимость ее создания определялась тремя основными причинами:
• политической — революции в России и ряде других стран как проявление насильственного пути решения возникающих в обществе противоречий;
• социальной — тяжелые и неприемлемые с общечеловеческих позиций условия труда и жизни трудящихся;
• экономической — увеличение затрат, рост себестоимости продукции и, как следствие, затруднение конкурентной борьбы в результате стремления отдельных стран к улучшению положения трудящихся.
Таким образом, МОТ была создана как организация, призванная всемерно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать решению острых социально-экономических проблем эволюционным, мирным путем, защищать права человека. Она стала одной из наиболее представительных и авторитетных международных организаций.
В создании МОТ приняли участие 42 государства, сейчас в ней состоит 184 государства (включая Россию).
МОТ — мировой центр
социально-трудового
Все принятые МОТ конвенции и рекомендации образуют Международный трудовой кодекс. Конвенции являются обязательными для ратифицировавших их государств; рекомендации дают ориентиры для национальной политики, законодательства и практики.
Высшим органом МОТ является Международная конференция труда (МКТ), которая проводится один раз в год и длится четыре дня. На конференции разрабатываются основные направления работы МОТ, обсуждаются проблемы социального положения трудящихся в мире, утверждаются конвенции и рекомендации и принимаются резолюции по отдельным вопросам.
Исполнительным органом МОТ является Административный совет, собирающийся на сессии 3 раза в год. Совет состоит из 56 членов, 28 — представители правительства, 14 — трудящихся и 14 — предпринимателей. Важнейшая задача Административного совета — контроль за выполнением конвенций (для чего он имеет специальные регулярно работающие комитеты), а также подготовка предложений по разработке новых международных правовых норм.
Постоянным аппаратом МОТ, ее административным и исполнительным органом является Международное бюро труда (МБТ). Центральный аппарат МБТ, находящийся в Женеве, имеет 40 отделений в различных странах, где МОТ осуществляет свои проекты. Возглавляет МБТ Генеральный директор, который избирается Административным советом сроком на 5 лет. Являясь постоянным органом, МБТ по сути выполняет роль мирового исследовательского и социально-информационного центра по социально-трудовым вопросам. Оно имеет два института: Международный институт по исследованию трудовых вопросов и Международный центр по повышению профессиональной и технической квалификации.
9. Регулирование занятости и безработицы за рубежом
В современном мире важнейшими факторами, оказывающими исключительное влияние на сферу рынка труда и занятости, являются глобализация экономики и технический прогресс. Однако наряду с безусловно позитивными результатами влияния этих факторов наблюдаются и серьезные негативные социально-экономические последствия: массовая безработица, рост социальной незащищенности, увеличение имущественного неравенства населения и др. Еще одним значимым фактором является снижение рождаемости в экономически развитых странах, следствием чего является старение населения. Вместе с тем политические и экономические реформы в развивающихся странах привели к развитию широкомасштабной миграции рабочей силы. Все эти факторы в комплексе представляют собой ряд отличительных признаков сферы занятости населения, к числу которых относятся:
• формирование глобального рынка труда, характеризующегося активной динамикой рабочей силы между государствами, испытывающими ее нехватку, и странами — поставщиками трудовых ресурсов;
• возникновение новых форм занятости, адекватных современному уровню развития информационных технологий и коммуникаций;
• повышение требований к качеству рабочей силы в условиях реализации новых конкурентных стратегий бизнеса, обеспечивающих его эффективность (качество продуктов и услуг, инновационность, лидерство в издержках);
• перемещение компаний-производителей в регионы и страны, являющиеся потребителями их товаров и услуг, ориентированное на широкое использование местной рабочей силы.
Многие зарубежные страны формируют новые подходы к регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики.
Страны Европейского союза
Европейские страны отличаются
большим разнообразием в
Активную роль на рынке труда играют профсоюзы, использующие различные меры отстаивания своей позиции — от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Например, в Германии профсоюзы напрямую участвуют в управлении предприятиями, когда в состав совета директоров компании входят представители профсоюзной организации в количестве, необходимом для принятия или отклонения тех или иных решений. Система социального страхования является весьма развитой и обеспечивает реализацию государственных гарантий в отношении граждан, оставшихся без работы, пенсионеров, инвалидов, матерей и т.д. В этих странах существуют развитые системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работающих граждан.
Информация о работе Основные направления политики государства в сфере управления трудовыми ресурсами