Основные направления политики государства в сфере управления трудовыми ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:55, контрольная работа

Краткое описание

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов естественного воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции для очки 12.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Страны Северной Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия) характеризуются созданием широкой системы социальной поддержки для всех граждан, финансируемой за счет общих доходов государства, а не за счет индивидуальных взносов. Цель этой системы состоит в том, чтобы уменьшить неравенство и несправедливость на основе равного доступа к базовым социальным благам. Активная политика государства в области занятости в таких странах, как Швеция и Норвегия, делает основной упор на меры по предупреждению безработицы в сочетании с поддержкой безработных. Политика занятости в этих странах включает в себя четыре основных элемента:

•   ограничительную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;

•   политику «солидарности» в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;

•   стимулирование создания новых рабочих мест, а  также центров по подготовке и  переобучению кадров;

•   селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.

В отличие от стран континентальной Европы, регулирование  рынка труда в Великобритании осуществляется с минимальным участием государства и профсоюзов. Наемные работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд или в Трибунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушает условия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимов рабочего времени и т.д. Все трудовые споры рассматриваются в рамках прецедентного права, когда судьи и присяжные заседатели всесторонне исследуют причины и обстоятельства разногласий между работником и работодателем и выносят решения. Эта система формировалась в течение всей истории Великобритании и до сих пор применяется в Ирландии, США, Канаде, Австралии и других странах. Система социального страхования в этой стране предоставляет широкие возможности для поддержания уровня доходов в период безработицы. Пособия, выдаваемые государством гражданам, предоставляются в рамках государственной программы национального страхования, которая финансируется главным образом за счет обязательных страховых взносов со стороны работодателей и наемных работников. Выплаты по безработице осуществляются в течение одного года за счет страховых взносов потерявшего работу гражданина и активно ищущего новое занятие. По истечении года безработный может получать социальные выплаты, которые значительно меньше пособия. Помимо государственных программ все более широко применяются различные схемы дополнительного страхования по безработице, предлагаемые финансовыми организациями этой страны. В Великобритании очень большое значение придается профессиональной подготовке кадров: действуют программы для молодежи, а также программы, совмещающие обучение безработных взрослых и их частичной занятости, при этом работодателям, предоставляющим рабочие места для приобретения опыта работы безработными, выплачиваются субсидии. В отношении граждан, находящихся без работы длительное время, осуществляются программы, стимулирующие их выход на рынок труда (консультирование, обучение, информационная поддержка и т.д.). Примечательно, что Великобритания еще в 1988 г. отказалась от финансирования проектов по созданию рабочих мест, направив эти средства на реализацию активных действий на рынке труда.

Таким образом, в большинстве развитых стран  Европы проводится активная политика занятости, существуют развитые институты рынка труда, а также системы профессиональной подготовки населения и социального страхования, ориентированные на рынок труда. Вместе с тем масштабы и направления государственного регулирования сферы занятости весьма различны: регулирование всех аспектов рынка труда и самое широкое участие профсоюзов в деятельности предприятий (Франция, Германия) или либеральные законы, определяющие лишь общие правила и процедуры регулирования трудовых отношений, свобода найма и увольнения для работодателей и активное содействие со стороны государства при профессиональной подготовке и адаптации безработных к рынку труда (Великобритания).

Соединенные Штаты  Америки

Ситуация на внутреннем рынке труда США характеризуется  как весьма благополучная. Специалисты  отмечают новые тенденции в структуре занятости, связанные с перемещением рабочей силы из сфер материального производства в сферу услуг (доля занятости в материальном производстве сократилась за последние 30 лет почти с 33,2 до 19,4%), а также стремительным ростом занятости в наукоемких отраслях, доля занятых преимущественно умственным трудом достигла почти 60%, увеличилась доля работающих женщин.

Заметны сдвиги в национальной структуре, связанные с сокращением рождаемости белого населения, а также масштабной иммиграцией из стран Латинской Америки и Азии, на которую приходится основной прирост населения США.

По мнению многих экспертов  основные проблемы в сфере занятости связаны не с безработицей как таковой, а с низким уровнем образования и профессиональной подготовки значительной доли населения США, что снижает возможности трудоустройства граждан в динамично развивающейся экономике, обедняет потенциал трудовых ресурсов, способствует углублению дифференциации различных слоев населения по уровням оплаты труда, трудовой дискриминации и приводит в итоге к обострению социальных противоречий.

Учитывая складывающиеся на внутреннем рынке труда тенденции, правительство США разрабатывает ряд мер, сконцентрированных не на снижении уровня безработицы, а на повышении качества и гибкости рабочей силы путем повышения уровня общего и профессионального образования за счет расширения  возможностей обучаться для всех категорий населения, включая национальные меньшинства и граждан, имеющих низкие доходы;  поддержки системы повышения квалификации; развития гибких форм занятости; формирования инструментов стимулирования  безработных к трудоустройству в рамках существующей системы | социального страхования. На государственном уровне принимаются законы и разрабатываются программы поддержки граждан, потерявших работу в результате международной конкуренции, в которых предусматриваются компенсации, организация  переподготовки, содействие в трудоустройстве.

Важную роль в регулировании  рынка труда выполняет система  социального страхования. Страхование по безработице в США осуществляется на федерально-штатной основе. Право на получение пособия по безработице имеет ограниченное число граждан. В частности, если работника увольняют за нарушение трудовой дисциплины или он уходит по собственному желанию без уважительной причины, то право на пособие по безработице теряется. Гражданин, прекративший поиск работы после увольнения, не считается безработным и поэтому не имеет права на получение пособия.

Государство оказывает  поддержку безработным не только в виде денежных компенсаций, но и организуя программы переподготовки, обучения, поддержки инициатив по созданию собственного дела.

Япония

Традиционной характеристикой  японского рынка труда является система трудовых отношений, основанная на пожизненном найме работников. При таком подходе постоянный (штатный) работник гарантированно занят на предприятии до достижения им возраста 55—60 лет, повышение размеров его заработной платы, премиальных и социальных выплат осуществляется в прямой зависимости от числа проработанных лет, плановое последовательное повышение квалификации и служебно-профессиональный рост — в зависимости от возраста сотрудника. В таком виде японская модель рынка труда существовала достаточно долго и показала свою эффективность в период восстановления экономики после Второй мировой войны.

В 1970—1980-е гг. проявились недостатки системы пожизненного найма, т.к. затраты на содержание штата в условиях гарантированной занятости чрезвычайно высоки и не всегда обеспечивают эффективность организации, что в свою очередь вынуждает предприятия принимать меры по сокращению штата.

Отсутствие гибкого  рынка труда, обеспечивающего потребности общественного производства, развивающегося в условиях глобализации и продолжающегося научно-технического прогресса, стало одной из причин длительного экономического кризиса в Японии. Рост безработицы, ухудшение демографической ситуации, характеризующейся угрожающим старением населения, вызванным снижением рождаемости, высокий уровень безработицы среди молодежи, вдвое превышающий средний по стране, закрытость внутреннего рынка труда для мигрантов, потребовало изменений в сфере регулирования занятости.

Решение указанных  проблем специалисты связывают  с проведением молодежной политики в сфере занятости, стимулированием трудоустройства пенсионеров и женщин, а также развитием новых форм занятости.

Проблемы молодежной занятости решаются различными организациями инфраструктуры рынка труда — и государственными, финансируемыми за счет госбюджета, и негосударственными, осуществляющими свою деятельность с привлечением различных источников финансирования, в том числе от общественных и благотворительных организаций. Так в Японии действуют курсы профессионального обучения и производственной практики, центры и так называемые кафе по трудоустройству молодежи, школы вакансий. Кроме того, в Японии недавно была увеличена возрастная граница выхода на пенсию — 65 лет и для мужчин, и для женщин. Для данной страны такой подход вполне оправдан, поскольку там отмечается самая высокая продолжительность жизни населения в мире.

В настоящее время  в Японии широкое распространение  получили гибкие формы занятости:

•   занятость неполный рабочий день;

•   временный найм на работу по контракту с испытательным  сроком, который может продолжаться несколько лет;

•   занятость на основе деления рабочего времени или рабочего места;

•   дистанционная  занятость, расширяющая возможности  трудоустройства женщин, пенсионеров, молодежи, людей, живущих на значительном расстоянии от места работы и тратящих много времени на дорогу.

Таким образом, рынок  труда современной Японии характеризуется процессами перехода от традиционной модели занятости к ее формам, обеспечивающим гибкость и мобильность рабочей силы, а также проведением политики вовлечения населения различных социально-демографических групп в сферу занятости.

Китай

Китай — самое значительное по численности населения государство мира. Обладая практически неограниченными трудовыми ресурсами, оно вместе с тем сталкивается с серьезными проблемами в сфере занятости и рынка труда.

Рост внутренней миграции привел к формированию стихийного рынка труда, где практически сразу определились следующие противоречия:

•   избыток рабочей  силы из сельских районов при нехватке рабочих мест в городах;

•   ориентация среди  безработных на трудоустройство  на государственные предприятия, при этом спрос на рабочую силу формируется в основном за счет малого и среднего бизнеса — сфера услуг, торговля, строительство и т.д.;

•   низкая квалификация рабочей силы при значительном снижении доли ручного труда и внедрении высокоэффективных трудосберегающих технологий;

•   количество новых  рабочих мест не сопоставимо с  темпами роста численности трудоспособного  населения.

Правительство Китая  предпринимало различные меры по снятию напряженности на рынке труда, в частности, путем ограничения переселения крестьян в города, поддержки различных форм частного предпринимательства, например семейного подряда. Однако большая часть функций в сфере занятости по-прежнему остается в ведении государственных предприятий: на многих из них были выделены определенные категории работающих, по которым они не включались в списки для сокращения. Например, нельзя увольнять мужчин в возрасте старше 55 лет и женщин старше 50 лет, членов семей военных; может быть сокращен только один из работающих супругов и т.д. В 2000 г. предложение рабочей силы на рынке труда страны превысило потребность на 183,5 млн чел. В настоящее время примерно четверть трудоспособных горожан и крестьян полностью или частично безработные. Ситуация осложняется тем, что в Китае фактически отсутствуют институты рынка труда, система страхования от безработицы, учебные заведения профессионального образования не обеспечивают возможности подготовки для безработных.

Помимо этого, китайские специалисты считают, что для регулирования безработицы на данном этапе необходимо применение следующих мер: формирование институтов (системы социального страхования, страхования по безработице, трудового законодательства) и инфраструктуры рынка труда, адекватных рыночной экономике, контроль уровня безработицы на государственном уровне, введение сокращенных режимов работы и гибких форм занятости на предприятиях, обеспечение первоочередного трудоустройства квалифицированных работников в соответствии с их профессиональной подготовкой, организация общественных работ, содействие межрегиональной миграции рабочей силы и др.

Вместе с тем руководство  Китая осознает, что проблемы в  сфере занятости в стране, где человеческие ресурсы огромны, а количество рабочих рук избыточно, не могут быть решены в полной мере без свободной трудовой миграции. Некоторые китайские провинции уже в течение нескольких лет «экспортируют» рабочую силу, в частности в Российскую Федерацию.

 

 




Информация о работе Основные направления политики государства в сфере управления трудовыми ресурсами