Особенности российского федерализма, пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – исследовать особенности российского федерализма и показать пути его совершенствования. Для того, чтобы поставленная цель была достигнута, наметим ряд задач данной контрольной работы :
- охарактеризовать принципы российского федерализма;
- дать оценку особенностям и проблемам современного российского федерализма;
- исследовать пути совершенствования федерализма в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Принципы российского федерализма 4
2. Особенности и проблемы современного российского федерализма 10
3. Пути совершенствования федерализма в Российской Федерации 15
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности российского федерализма пути его совершенствования.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает Россию федеративным государством. Российский федерализм - это далеко не беспроблемная категория, это та реальность, которая имеет на сегодняшний день ряд нерешенных аспектов. И это касается как формы, так и содержания федеративных отношений в России, сохранения ее территориальной целостности.

Федерализм  в России во многом уникален. Ему  трудно подобрать аналоги в истории  и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству, (что отличало советскую  модель) ни к территориальному (свойственному  многим странам).

Принцип федерализма, безусловно, крайне важен для интеграции Российского государства в сферу  международных отношений и мировую  правовую систему, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием  черт, присущим только нашей стране: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Этим продиктована актуальность темы исследования.

Цель данной контрольной работы – исследовать  особенности российского федерализма  и показать пути его совершенствования. Для того, чтобы поставленная цель была достигнута, наметим ряд задач данной контрольной работы :

- охарактеризовать принципы российского федерализма;

- дать оценку особенностям и проблемам современного российского федерализма;

- исследовать пути совершенствования федерализма в Российской Федерации.

 

1. Принципы российского федерализма

 

Статья 1 Конституции  РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что  Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации.

В составе Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции РФ подразделяется на 83 административно-территориальные единицы, 46 из которых являются областями, 21 — республиками, девять — краями, два — городами федерального значения, четыре — автономными округами и одна — автономной областью.

Статья 5 Конституции  РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

1. Государственная  целостность Российской Федерации. Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2. Единство системы  государственной власти. Данный  принцип означает как общие  основы построения органов государственной  власти Федерации и субъектов,  так и проведение общей государственной политики.

Принцип единства системы государственной власти выражается прежде всего в единстве системы органов государственной  власти. В соответствии со ст. 77 Конституции  РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).

Система органов  судебной власти в Российской Федерации  в большей своей части является централизованной. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации1.

3. Провозглашение  равноправия субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Естественно, различные субъекты Российской Федерации обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что создает различие в их правовом статусе, то есть наличном объеме реализуемых субъектом Российской Федерации прав и обязанностей.

Равноправие субъектов  Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:

1) в ст. 5 Конституция  РФ называет республики государствами,  предоставляя им право иметь  свои конституции. Остальные субъекты  Российской Федерации вправе  иметь только уставы. Конституция РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;

2) в соответствии  со ст. 68 Конституции РФ республики  вправе устанавливать свои государственные  языки. Такое право не предоставлено автономной области и округам, также образованным по национальному признаку;

3) республики  в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона  Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской  Федерации» вправе иметь свое  гражданство: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики;

4) ст. 66 Конституции  РФ предусматривает, что автономные  округа могут входить в состав  края или области, то есть находиться в составе иного субъекта Российской Федерации. При этом территория и население автономного округа включаются в состав территории и населения края или области;

5) практика заключения  двухсторонних соглашений о разграничении  предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Такие договоры заключены не со всеми субъектами Российской Федерации и, таким образом, отношения с одной группой субъектов регулируются помимо Конституции РФ, многостороннего Федеративного договора еще и двухсторонними договорами, а другая группа субъектов руководствуется только Конституцией РФ и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних договоров с разными субъектами Российской федерации существенно различается между собой.

4. Равноправие  и самоопределение народов в  Российской Федерации. Право народов  на самоопределение является  общепризнанным принципов международного  права, установленным в Уставе  ООН, Международных пактах о  гражданских и политических правах  и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории Российской Федерации граждан (независимо от национальности).

5. Разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В Российской Федерации предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, а также заключения договоров и соглашений.

При разграничении  предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы:

1) конституционность:  законы и иные нормативно-правовые  акты РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом  перераспределять установленные  Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Указанные акты не могут быть приняты, если их принятие ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единств системы государственной власти в РФ;

2) верховенство  Конституции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений  договоров и соглашений положениям  Конституции РФ и федеральных  законов по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ;

3) равноправие  субъектов РФ при разграничении  предметов ведения и полномочий;

4) недопустимость  ущемления прав и интересов  субъектов РФ: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ;

5) согласование  интересов федерации и интересов  субъектов РФ в процессе принятия  федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений;

6) добровольность  заключения договоров и соглашений;

7) обеспеченность  ресурсами: при разграничении  предметов ведения и полномочий  решается вопрос об обеспечении  соответствующих органов государственной  власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий;

8) гласность  заключения договоров и соглашений2.

Таким образом, сделаем выводы по разделу. Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации. В составе Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции РФ подразделяется на 83 административно-территориальные единицы. Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм. Это государственная целостность Российской Федерации, единство системы государственной власти, провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

2. Особенности и проблемы  современного российского федерализма

 

Федерализм  в России во многом уникален, ему  трудно подобрать аналоги в истории  и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую  модель), ни к территориальному (свойственному  многим странам). Попытки копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Асимметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. Россия – это совокупность наций и многочисленных этносов, а российская национальная самобытность заложена не в имперских традициях прошлого, а в исторически сложившемся межкультурном взаимодействии и в единстве многонационального сообщества народов. Высшая цель национальной политики Российского государства – это создание всем народам благоприятных и гарантированных законами условий равноправного и свободного развития в составе многонационального народа Российской Федерации. Национальная политика вырабатывается на основе тщательного научного анализа и обобщения этнополитической, исторической практики развития наций и национальных отношений.

Федерализм  в России - больше чем просто концепция  государственного устройства, это устойчивая историческая традиция полицентрического общественного обустройства, элементы которой можно обнаружить в самые ранние периоды русской истории. Народы, проживающие на территории России, изначально были склонны к сосуществованию в рамках союзного государственного образования.

Информация о работе Особенности российского федерализма, пути его совершенствования