Особенности создания, функционирования, ликвидации акционерного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ правовых основ деятельности акционерных обществ.
При написании данной работы ставились следующие задачи:
- раскрыть понятие и признаки акционерного общества как юридического лица;
- проанализировать деятельность органов управления акционерным обществом;
- дать характеристику правовому положению акционеров в акционерном обществе и др.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения об акционерных обществах в России
1.1. Историко-правовой анализ развития акционерного общества в России
1.2. Понятие акционерного общества и его типы
Глава 2. Особенности создания, функционирования, ликвидации акционерного общества
2.1. Правовые основы создания и функционирования акционерных обществ
2.2 Реорганизация общества………………………………………………….....51
2.3 Ликвидация общества……………………………………………………….57
Заключение 84
Список литературы 89

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданско правовое положение акционерного общества 1 (1).doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

В тех же случаях, когда имеются доказательства, что юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность, органы управления юридического лица отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, ликвидация таких юридических лиц возможна лишь через процедуру банкротства, по правилам параграфа 2 главы ХI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Вместе с тем случаи ликвидации в судебном порядке юридических лиц, прекративших свою деятельность, встречаются, и такие решения являются незаконными и отменяются вышестоящими судебными инстанциями.

В то же время остается открытым вопрос об оплате труда ликвидаторов, назначенных судами и не являющихся учредителем (участником) ликвидируемых в судебном порядке юридических лиц, в том числе и через процедуру банкротства.

Абсолютное большинство ликвидируемых в судебном порядке юридических лиц практически не могут оплатить ликвидационные процедуры.

Полагаем, что необходимо активизировать применение норм, позволяющих привлечь лиц, не исполняющих решение суда, к уголовной ответственности. Соответствующая статья в Уголовном кодексе есть, это ст. 315.

Речь в этом случае идет о членах ликвидационной комиссии, годами не исполняющих решение суда о ликвидации юридических лиц.

Считаем также, что контролирующим государственным органам, прежде всего органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, должно быть предоставлено право предъявлять иски к руководству общества, не осуществляющему свои полномочия, о взыскании убытков в порядке ст. 71 Закона об акционерных обществах. В число лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, в случаях, предусмотренных статьей 71 Закона об акционерных обществах, должны быть включены и члены ликвидационной комиссии.

Для этого необходимо внести соответствующие дополнения в пункты 1, 2, 3, 5 ст. 71 Закона об акционерных обществах.

В тех случаях, когда юридическое лицо не имеет нарушений закона, задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам, но практически не осуществляет свою деятельность, должно быть найдено законодательное решение, исключающее процедуру судебной ликвидации.

Регистрирующему органу, по нашему мнению, должно быть предоставлено право исключать такие юридические лица из реестра без судебного вмешательства.

В остальных случаях, возвращаясь к проблеме ликвидационной комиссии, полагаем, должны быть установлены критерии, о которых мы говорили выше и которым должны соответствовать члены ликвидационной комиссии.

В перспективе можно было бы предусмотреть норму, обязывающую суды при вынесении решений о принудительной ликвидации юридических лиц назначать ликвидаторов не из числа учредителей (участников) ликвидируемого юридического лица.

Несмотря на то что суды, в соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ, не обязаны сообщать органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, о принудительной ликвидации юридического лица, Высший Арбитражный Суд РФ рекомендовал судам с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц указанному выше государственному органу.

Приведем пример из опыта других государств.

В Англии, после того как поступило предложение о добровольной ликвидации компании, ее директора на своем собрании должны принять специальную декларацию о том, что они провели полную проверку состояния дел в компании и пришли к выводу о возможности погасить полностью все имеющиеся долги, в том числе проценты по официальному курсу, в течение времени, не превышающего двенадцать месяцев со дня начала ее ликвидации.

Такая декларация должна быть принята в пределах пяти недель, предшествующих дню принятия резолюции о добровольной ликвидации компании, или в любой другой срок до дня принятия указанной резолюции. В декларации должно содержаться заявление директоров о чистых активах компании и ее ответственности на дату последней проверки состояния дел компании, предшествующей принятию декларации. Декларация направляется регистратору компании не позднее пятнадцати дней после принятия резолюции о добровольной ликвидации. Если компания по истечении пяти недель со дня принятия добровольной резолюции не уплачивает кредиторам свои долги и начисленные на них проценты, считается, что директор (директора) не имел (не имели) разумных оснований для внесения предложения о добровольной ликвидации компании, за что может (могут) быть привлечен к уголовной ответственности и (или) наложению на него (них) штрафа[17]

Полагаем, что это хорошая практика, позволяющая предотвращать нарушения прав как кредиторов общества, так и его акционеров.

Считаем, что норма, обязывающая совет директоров (наблюдательный совет) до внесения на решение общего собрания акционеров вопроса о добровольной ликвидации общества представить в регистрирующий орган заявление о подготовке к ликвидации общества, может быть внесена в п. 2 ст. 21 Закона об акционерных обществах, а также в ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Указанные нормы должны содержать требования о том, что в заявлении совет директоров (наблюдательный совет) должен подтвердить способность общества рассчитаться с кредиторами, а также отразить активы и пассивы общества.

В том случае, если информация, представленная указанным органом руководства, окажется ложной, члены совета директоров (наблюдательного совета) даже в том случае, когда они уже сложили свои полномочия в связи с избранием ликвидационной комиссии, должны привлекаться к ответственности.

Нормы ст. 71 Закона об акционерных обществах должны позволять акционерам ликвидируемого общества и ликвидационной комиссии предъявлять иски к бывшим членам руководящего органа общества за убытки, причиненные обществу. Кредиторы ликвидируемого общества также должны иметь возможность требовать возмещения причиненных им убытков от членов совета директоров (наблюдательного совета).

Ликвидационная комиссия акционерного общества на первоначальном этапе своей деятельности обязана опубликовать в органах печати, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества с точным указанием его реквизитов, порядка и срока для предъявления требований его кредиторами.

В настоящее время в масштабах Российской Федерации такого печатного органа нет. Чаще всего подобные объявления печатаются в областных, республиканских, городских, краевых газетах, в иных печатных изданиях, издаваемых на местах.[18]

И.Т. Тарасов отмечал, что постановление о ликвидации должно быть регистрировано и опубликовано, так как только при соблюдении этого условия могут быть ограждены интересы акционеров и кредиторов компании и также третьих лиц, для которых важно, чтобы компания в момент наступления ликвидации не могла совершать каких-либо оборотов, не находящихся в прямой связи с ликвидацией[19]

Срок для предъявления требований кредиторами общества не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества (п. 1 ст. 22 Закона об акционерных обществах, п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Закон об акционерных обществах, так же как и Гражданский кодекс, не устанавливает срок публикации сообщения о ликвидации акционерного общества.

Считаем, что отсутствие такой нормы ведет к затягиванию процедуры ликвидации и может пагубно отражаться на интересах кредиторов и иных лиц.

К примеру, в Англии срок для опубликования сообщения о добровольной ликвидации установлен в четырнадцать дней.

Ликвидационная комиссия обязана также принять меры к выявлению кредиторов и дебиторов общества. Нормально работающее общество, как правило, знает практически всех своих кредиторов и дебиторов. Кредиторы, сведения о которых имеются в ликвидируемом обществе, должны быть письменно извещены о ликвидации общества.

Сообщения кредиторам должны содержать сведения о размере долга общества, а также, по нашему мнению, сведения о дате опубликования сообщения о ликвидации общества.

Полагаем, что п. 3 ст. 22 Закона об акционерных обществах должен быть дополнен нормой, устанавливающей срок, в течение которого ликвидационная комиссия обязана уведомить кредиторов о ликвидации общества.

Для того чтобы ликвидационная комиссия могла в сроки, указанные выше, выполнить требование по информированию кредиторов о ликвидации общества, на совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества должна быть возложена обязанность при вынесении на решение общего собрания акционеров вопроса о ликвидации общества представлять также общему собранию специальную декларацию, в которой должны быть отражены сведения о кредиторах и дебиторах общества с указанием их реквизитов.

Ликвидационная комиссия обязана принять меры к получению дебиторской задолженности. Как правило, этот процесс является длительным. Не все претензии ликвидационной комиссии удовлетворяются добровольно.

Председатель ликвидационной комиссии от имени ликвидируемого общества предъявляет в суд иски о взыскании с должников задолженности. Само получение взысканной задолженности в порядке исполнительного производства также занимает немало времени.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона об акционерных обществах по истечении двухмесячного срока со дня опубликования сообщения о ликвидации общества, или, как говорит Закон, по окончании срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем отражается состав имущества ликвидируемого общества, т.е. данные об активах и заявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения.

Требования кредиторов учитываются в промежуточном ликвидационном балансе в размере, признанном ликвидационной комиссией на основании документов, подтверждающих наличие обязательства и размер долга.

В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования кредитора в промежуточном ликвидационном балансе отражается сумма требования, принятая ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс является чрезвычайно важным документом, позволяющим определить способность ликвидируемого общества к расчету с кредиторами.

Ранее действовавшая редакция п. 2 ст. 63 ГК РФ предусматривала необходимость согласования промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Ныне действующая редакция п. 2 ст. 63 ГК РФ  такого согласования не предусматривает. Считаем такие изменения в ГК РФ ошибочными и предлагаем вернуть п. 2 ст. 63 ГК РФ его прежнюю формулировку.

Это обеспечит надлежащий контроль государства за процедурой ликвидации юридического лица.

Пункт 4 ст. 22 Закона об акционерных обществах не содержит требования по согласованию промежуточного ликвидационного баланса с вышеуказанным государственным органом.

В случае невыполнения ликвидационной комиссией требования по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого акционерного общества банкротом не позднее чем через месяц после обнаружения недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов, члены ликвидационной комиссии могут быть привлечены к субсидиарной ответственности за причиненные таким бездействием убытки.

Члены ликвидационной комиссии отвечают в вышеуказанном случае солидарно, причем не только перед обществом, но и перед третьими лицами, которым причинены убытки.

Однако вышеуказанные нормы могут быть применены только в рамках возбужденного дела о банкротстве.

Для того чтобы предупредить нарушение со стороны членов ликвидационной комиссии, в п. 3 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» должна быть внесена норма, обязывающая ликвидационную комиссию представлять в регистрирующий орган промежуточный ликвидационный баланс за семь дней до даты проведения общего собрания акционеров, на котором должен решаться вопрос о его утверждении.

Регистрирующему органу должно быть предоставлено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом, если из промежуточного баланса видно, что общество не в состоянии рассчитаться с кредиторами, а члены ликвидационной комиссии не исполнили возложенную на них законом обязанность по обращению в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Требования кредиторов удовлетворяются (в первую очередь) из денежных средств ликвидируемого общества. При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Статья 64 ГК РФ не содержит нормы, регулирующей расчеты с кредиторами по текущим платежам. Вместе с тем после принятия решения о добровольной ликвидации юридического лица не отпадает необходимость содержания его имущества до того момента, когда оно будет реализовано при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов или распределено между акционерами после удовлетворения требований кредиторов.

В настоящее время следует руководствоваться разъяснениями Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8, в п. 25 которого указано, что расходы, связанные с продолжением функционирования юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), конкурсным производством, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, судебные издержки должны покрываться вне очереди.

Информация о работе Особенности создания, функционирования, ликвидации акционерного общества