Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 02:21, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы заключается в раскрытии изучаемой темы, именно «Парламентарной монархии», так как эта форма правления существует в большинстве высокоразвитых и современных государствах. Интерес к исследованию проблем монархической государственности поддерживается рядом следующих обстоятельств: - парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
Содержание
Введение………………………………………………………..……….……………3 Глава I. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ……...5 § 1. Понятие и признаки монархии…………………………………...............…5 § 2. Виды монархии……………………. ……………………………….……….6 Глава II. СУЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ МОНАРХИИ…...........................10 § 1. Общее понятие парламентарной монархии………………………………10 § 2. Парламентарная монархия в Великобритании…………………………...16 Заключение………………………………………………………………………….26 Библиография ……………
Центральная исполнительная
власть в Великобритании представлена
органом, состоящим из министров, - правительством
Ее Величества во главе с премьер - министром.
Фактически главную роль в управлении
государством играют правительство и
премьер- министр.
Отдельные вопросы организации
и деятельности правительства регулируют
следующие основные нормативные акты:
Акты о министрах Короны 1937 г., 1934 г., 1975
г.; Акты о передаче полномочий министров
Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов
палат общин 1957 г., 1975 г.; Акт о государственных
документах 1967 г.; Акт о жаловании министров
1972 г11.
Порядок формирования правительства
основывается главным образом на конституционных
соглашениях. Новое правительство формируется
после каждых парламентских выборов. Королева
назначает премьер - министром лидера
партии, получившей абсолютное большинство
мандатов в палате общин. Поскольку каждая
партия имеет заранее избранного лидера,
никакого другого на этот пост королева
назначить не может. Если же ни одна из
партий не получила абсолютного большинства,
королева проводит консультации с лидерами
парий и, выслушав их советы и предложения,
сама принимает решения. После назначения
премьер – министра королева по его
предложению назначает остальных членов
кабинета и всего правительства.
Если премьер - министр уходит
в отставку в период между парламентскими
_______________
11 Свободная энциклопедия
«Википедия». (Дата обращения 16.04.2011.).
выборами, его преемник назначается
королевой после того, как партия, располагающая
большинством голосов в палате общин,
изберет нового официального лидера. Новый
премьер - министр, даже если он принадлежит
к той же партии, что и его предшественник,
формирует новый кабинет. Поражение на
выборах влечет коллективную отставку
правительства. Что касается королевской
прерогативы увольнения премьер-министра,
то с 1783 г. монархи ею не пользовались.
Должность премьер-министра
возникла как результат конституционного
соглашения. До настоящего времени его
полномочия и фактическая роль определяются
неписаным правом, а также зависят от политических
обстоятельств.
Согласно обычаю, премьер- министр
носит титул Первого лорда Казначейства,
а с 1968 г. занимает должность министра
гражданской службы. В исключительных
случаях на премьер- министра возлагается
непосредственное руководство каким-либо
крупным министерством. Например, Гарольд
Вильсон возглавлял министерство экономики
с 1967 по 1968 г. совместно с соответствующим
государственным секретарем.
Премьер- министр играет ведущую
роль в кабинете и правительстве, осуществляет
руководство их деятельностью, а также
руководство основными министерствами
и центральными ведомствами. Он является
главным советником королевы, представляет
ей для зачтения в парламенте тронную
речь, служащую программой правительства,
выполняет представительские функции
в международных отношениях. Премьер-
министр устанавливает круг вопросов,
подлежащих рассмотрению кабинетом и
правительством, определяет их общую политическую
стратегию, руководит работой комитетов,
дает рекомендации монарху относительно
состава кабинета, решает вопросы об увольнении
министров и об отставке правительства,
направляет правотворческую деятельность
кабинета. Для современной Великобритании
характерно возрастание роли премьер-
министра в принятии политических решений
и ограничение коллегиальных форм деятельности
кабинета. Безусловно, признается,
что он вправе вмешиваться в любую область
правления. Практика свидетельствует,
что премьер- министр играет ведущую роль,
прежде всего в области внешних отношений,
экономической политики и в других наиболее
важных сферах государственной жизни.
Премьер- министр осуществляет
ряд прерогатив монарха от его имени: назначает
высших чиновников государства, созывает
и распускает парламент, объявляет войну
и заключает мир. Английское право не содержит
специальных требований к кандидату на
пост премьер - министра. Лицо, претендующее
на эту должность, должно быть совершеннолетним,
британским подданным, членом парламента.
Для обеспечения эффективной
деятельности главы правительства используется
личный секретариат премьер- министра,
который не имеет постоянного состава.
Премьер- министр может создавать в структуре
этого органа новые звенья. Секретариат
премьер- министра включает лиц, являющихся
гражданами служащими - чиновниками высшего
ранга. В его функции входит ведение переписки,
поддержание связи с членом кабинета,
с отдельными министерствами и ведомствами,
подготовка информационных и аналитических
материалов. В отличие от других стран,
внутри правительства Великобритании
формируется и действует кабинет министров
с более узким составом.
Таким образом, термины «правительство»
и «кабинет» не равнозначны. В правительство
входят все министры, тогда как кабинет
- это организационно обособленная часть
правительства, играющая особо важную
роль.
Что касается состава кабинета,
то он определяется лично премьер- министром,
и обычно число министров в нем колеблется
от 16 до 24 человек, считая и самого премьера.
Премьер- министр группирует вокруг себя
несколько министров, занимающих особое
положение в кабинете в силу важности
возглавляемых им ведомств. Работа кабинета
организуется аппаратом, в который входит
ряд органов: секретариат, центральная
статистическая служба и др. Структура
аппарат может изменяться в зависимости
от личного усмотрения премьер- министра,
имеющего право создавать в ней новые
посты и подразделения12.
В судебной сфере монарх назначает
судей, ему принадлежит право амнистии
и помилования.
Монарх - главнокомандующий
Вооруженными силами, хотя воинское звание
самой королевы - полковник. Она назначает
высших должностных лиц в вооруженных
силах, присваивает звания офицерам армии,
авиации и флота, награждает знаками отличия.
Королева возглавляет Содружество
(Commonwealth), включающее около 50 государств,
из которых 17, в том числе Канада, Австралия
и Новая Зеландия, признают Елизавету
II и своим главой государства. Она промульгирует
конституции этих государств, по представлению
их правительств назначает генерал-губернаторов,
которые действуют от ее имени. Содружество
- это своеобразная экономико-правовая
форма связи Великобритании с ее бывшими
колониями.
Во внешнеполитической сфере
королеве принадлежит также право назначения
дипломатических представителей, заключения
международных договоров, объявления
войны и заключения мира.
Наконец, своеобразие статуса
британской королевы заключается в том,
что она, как мы уже отметили, возглавляет
англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую
- в Шотландии. В этом качестве она назначает
церковных
________________
12 . Автономов, А.С. Конституционное
(государственное) право зарубежных стран:
учебник. / Под ред. А.С. Автономова. – М.:
Юриспруденция, 2001. С. 282-285.
иерархов Церкви Англии.
Все акты королевы подлежат
контрасигнатуре премьер- министра. Данное
правило сформулировано в Акте об устроении
1701 г. Тем самым ответственность за акты
королевы, исходя из формулы «Король не
может быть неправ», выражающей принцип
неответственности монарха, несет правительство.
Институт монархии сохраняется
в Великобритании как символ единства
нации, преемственности в ее развитии,
как гарант стабильности в обществе. Этому
способствуют политический нейтралитет
монарха, который, в частности, не может
состоять ни в одной политической партии,
его информированность в вопросах управления
и компетентность, обеспечиваемая подготовкой
с детства к достойному выполнению своей
функции и затем многолетним опытом.
Заключение
В данной работе была исследована
сущность парламентарной монархии, ее
признаки, проанализирована Великобритания
как пример такого типа монархии. Таким
образом, на основании вышеизложенного
можно сделать некоторые выводы:
- парламентарные монархии
значительно более распространены в современном
мире по сравнению с абсолютными и дуалистическими.
- в парламентарных монархиях
осталось очень мало реальной власти.
Никакое его желание, даже такое частное,
как относительно помилования преступника,
фактически не может быть исполнено, если
оно вызывает недовольство парламента.
Иногда парламенты даже ограничивают
свободу монархов в их частных делах.
- но все же юридически
за монархом остается громадная власть:
и окончательное утверждение законов,
и их исполнение, и назначение и смещение
всех чиновников, и объявление войны, и
заключение мира — все это лежит на нем,
однако он может выполнять всё это лишь
в согласии с волей народа, выражаемой
парламентом. Монарх «царствует, но не
управляет»; однако и он представляет
свое государство, является его символом.
Было бы неправильно сказать,
что в таких государствах активная роль
монарха сведена к нулю: являясь главным
представителем государства и исполнителем
воли народа, он выполняет различные функции,
важные в особенности в области иностранной
политики, а также в моменты кризисов и
конфликтов в области внутренней.
Кроме того, во второй части
курсовой работы мной была описана парламентарная
монархия Великобритании. Эта страна как
пример современной монархии была выбрана
мной не случайно, а по ряду причин.
Во-первых, это наиболее яркий
и традиционный пример парламентарной
монархии на сегодняшний день.
Во-вторых, Англия обладает
историей установления конституционной
монархии, которая в полной мере отражает
развитие данного вида монархии.
Конституционная монархия,
в свою очередь, прошла две фазы развития:
от дуалистической монархии до парламентарной.
Парламентарная монархия и является заключительной
стадией развития этого института и самой
распространенной на сегодняшний день.
Монархическая и в частности
парламентарная форма правления в настоящее
время успешно развивается; примером тому
служат монархические государства по
всему миру, и эти государства являются
одними из самых благополучных по уровню
жизни населения, по степени криминальной
обстановки в стране, по уровню развития
и внедрения инноваций.
Библиография
Литература
Учебники и монография
1. Автономов, А.С. Конституционное
(государственное) право зарубежных
стран: учебник. / Под ред. А.С. Автономова.
– М.: Юриспруденция, 2001.
С. 279-286.
2. Комаров, С.А. Теория государства
и права: учеб.-метод. комплекс. / C.А. Комаров;
под ред. А.В. Малько. – М., 2004. – 224 с.
3. Корельский В.М. Теория государства
и права: учебник для юр. вузов и факультетов.
/ В.М. Корельский; под ред. В.Д. Перевалова.
– М.,1997. – 180 с.
4. Малько, А.В. Конституционное
право зарубежных стран: учеб.-метод.
комплекс. / Под ред. А.В. Малько. – М.: Норма,
2004. С. 223-229.
5. Марченко, М.Н. Проблемы теории
государства и права: учебник. / М.Н. Марченко.
– М., 2001. – С. 185-186.
6. Марченко, М.Н. Общая теория
государства и права: академический курс.
Том 1. / М.Н. Марченко. Изд. 2-е. – М., 2001. –
С. 289-290.
7. Марченко, М.Н. Теория государства
и права: учебник. / М.Н. Марченко.
Изд. 2-е. – М., 2009. – С. 299-300.
8. Нерсесянц, В.С. Проблемы общей
теории государства и права: учебник для
вузов. / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2004.
– С. 598-599.
9. Пацация, М.Ш. Теория государства
и права: учеб. пособие. / М.Ш. Пацация. –
М., 2006. С. 152-154.
10. Пиголкин, А.С. Общая теория
права: учебник для юр. вузов. / А.С. Пиголкин.
Изд. 2-е. – М.,1996. – С. 69-73.
11. Хропанюк, В.Н. Теория государства
и права: хрестоматия. / В.Н. Хропанюк; под
ред. Т.Н. Радько. – М., 1998. – С. 242-245.
12. Хропанюк, В.Н. Теория государства
и права. / Под ред. док. юр. наук
В.Г. Стрекозова. – 2-е изд., доп. и исправлен.
– М., 2002. С. 100-102.
Электронные ресурсы
13. Свободная энциклопедия
«Википедия» – <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F>
– Загл. с экрана (дата обращения 15.04.2011.).
14. Свободная энциклопедия
«Википедия» – < http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
> – Загл. с экрана (дата обращения 16.04.2011.).