Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается том, что системный анализ политики, представление политической жизни общества как некоей целостной системы, со свойственными ей законами и особенностями развития имеет большое значение. Познание этой системы, ее законов дает возможность глубокого понимания политики, потребность в изучении которой возрастает в связи с увеличением интенсивности политических процессов и плотности политических событий. Ибо суждения о политических событиях будут поверхностными и односторонними, если не выясняются их структуры, внутренние и внешние связи, сходства и различия. Цель данной курсовой работы – изучение политической системы общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….
1 Понятие политической системы общества ………………………...
1.1 Признаки политической системы, ее основные элементы и функции…………………………………………………………
1.2 Типология политических систем…………………………...
2 Структура политической системы………………………………….
2.1 Негосударственные образования…………………………...
2.2 Государство в политической системе общества………….
2.3 Взаимодействие государства с другими элементами политической системы…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Теория государства и права курсовая.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003

Существенным компонентом политической власти являются институты непосредственной демократии: митинги, шествия, демонстрации, конференции, собрания и т.д. Через проведение такого рода публичных мероприятий осуществляется агитация и пропаганда политических идей и воззрений граждан, проявляется их гражданская позиция, отношение к тем или иным политическим процессам и событиям.

В качестве самостоятельных компонентов в политическую систему входят также трудовые коллективы, организации предпринимателей, негосударственные средства массовой информации и нелегальные (преступные) объединения.

Трудовые коллективы – объединения работников, осуществляющих трудовую деятельность на государственном или частном предприятии, в организации или учреждении. Деятельность трудового коллектива основывается на трудовом договоре. Трудовые коллективы наделяются определенными полномочиями по участию в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями, организациями, учреждениями: заключение коллективных договоров, утверждение правил внутреннего трудового распорядка, вопросы оплаты труда, улучшения условий и охраны труда, социальных и жилищно-бытовых условий работников, обеспечение трудовой дисциплины и т.д. Полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием его членов.

Весьма значительную роль в политической системе своих стран играют общенациональные предпринимательские организации, например – Британская конфедерация промышленности, Национальная ассоциация промышленников в США, Союз промышленников и предпринимателей России и др.

Эффективное воздействие на функционирование политической системы оказывают негосударственные средства массовой информации: радио, телевидение, пресса. С одной стороны СМИ – это действенный канал информирования населения, общественности о деятельности государственных и общественных органов и организаций, о каких-то значимых событиях политической жизни. С другой стороны – они обладают специфическими возможностями воздействия на политическую систему: СМИ – важнейшее средство, позволяющее активно формировать политическую волю граждан, определять политические ориентиры развития общества.

В современных условиях возрастают задачи и роль негосударственных средств массовой информации (негосударственные каналы телевидения, частное телерадиовещание, газеты, иные периодические печатные издания, учредителям которых выступают частные лица или общественные объединения). С их помощью политические партии и другие объединения граждан получают возможность публично высказывать и защищать свои идеи, пропагандировать свои идеологические и политические взгляды и концепции, распространять информацию о целях своей деятельности и проводимых мероприятиях, вести полемику с представителями государственных структур и идеологическими противниками. При этом используются различные организационные формы. Например, предвыборная агитация на телевидении и радио осуществляется в виде публичных дебатов, интервью с политическими деятелями, пресс-конференций и в других, не запрещенных законом формах. В настоящее время огромное значение приобретает Интернет как специфический (посредством электронной связи) и эффективный способ обмена информацией. Многие средства массовой информации имеют в Интернет собственные сайты.

Определенное влияние на политические процессы оказывают организованные преступные сообщества, мафиозные структуры, которые действуют нелегально и осуществляют противоправную деятельность: готовят и совершают преступления против личности, общественной и государственной безопасности и т.п. Именно поэтому было бы неправильно не включать их в политическую систему общества. В настоящее время в разных странах наблюдается создание незаконных (в том числе вооруженных) формирований, их сращивание с некоторыми некоммерческими, финансовыми организациями, а также криминальным структурами.

В современных демократических государствах активизируется борьба с фашизмом (неофашизмом), предусматривается государственная поддержка антифашисткой деятельности, устанавливается ответственность за пропаганду фашизма. /22/

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государство в политической системе общества

Природа государства, его сущность особенно отчетливо выявляются при сопоставлении понятия «государство» с такой категорией, как «политическая система». Сопоставление этих понятий помогает ответить на вопрос, какое место занимает государство в политической системе общества, какую роль в ней играет?

Государство как никакое другое явление общественной жизни связано с политикой. Корень слова «политика»  происходит от греческого polis, что значит «государство». Главный вопрос политики – вопрос об отношении к власти, участие в делах государства, возможность влиять на реализацию  его задач и функций.

Основу политической системы любого общества составляют органы государства, политические партии и движения, деятельность которых непосредственно связана с политикой, преследующие четко выраженные политические цели. Именно они наиболее активно влияют на политику. Среди этих органов  особая роль принадлежит государству, его органам и структурам.

Государство не просто является самостоятельным субъектом политических отношений. Как орган политической власти оно занимает центральное место в политической системе общества. Чем, какими факторами обусловлено особое место государства в политической системе, почему ему принадлежит здесь исключительно важная роль?

Государство возникло как особая форма публичной власти, особая политическая организация общества. Оно так или иначе объединяет, «связывает» различные части общества, обеспечивая условия нормального функционирования общества в целом. Посредством государственной организации общества создается возможность выявления воли максимально широких   социальных слоев.

Будучи специфическим социальным институтом, государство осуществляет особые функции в жизни общества. Деятельность государства имеет непосредственно политический характер и затрагивает все основные сферы общественной жизни. Те или иные объединения и организации граждан также участвуют в политической жизни общества, однако только государство, осуществляя политическую власть, выражает не интерес какой-то одной социальной группы, а как бы «всеобщий интерес». Государство призвано примирять интересы различных социальных групп и по самой своей сути не может не заключать в себе элемент общей воли, единого интереса. Это позволяет ему выступать от имени всего общества, в качестве его официального представителя, причем как внутри страны, так и за ее пределами.

Объединяя разные слои населения, государство, таким образом, является самой массовой организацией в обществе, выступает от имени всего народа, в качестве представителя его интересов. Эта идея так или иначе декларируется в конституциях большинства современных демократических, социально ориентированных государств. В Конституции Российской Федерации, например, записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (гл. 1 ст. 3).

Государство является не только основным, главным, но и наиболее стабильным элементом политической системы любого общества. Как свидетельствует история, государство, после своего возникновения сохраняется на всех этапах развития общества. Другие, негосударственные образования, входящие в политическую систему, могут создаваться для решения определенных, пусть важных, но вполне конкретных задач и целей на том или ином этапе развития общества.

Негосударственные образования объединяют лишь какую-то часть общества. Это может быть значительная его часть (например, в случае создания крупной политической партии) или, наоборот, довольно узкая (трудовые коллективы, религиозные, спортивные общества и т.п.). Однако даже самые массовые общественные объединения не идут ни в какое сравнение с таким феноменом, как государство, представляющее собой по сути дела единую, всеобъемлющую политическую организацию населения.

В обществах с тоталитарной политической системой реальная социальная база  государства достаточно узкая. Она ограничивается в основном стоящими у власти правящими кругами и теми слоями населения, в интересах которых осуществляется внутренняя и внешняя политика государства. Социальная опора демократического государства намного шире. По мере укрепления принципов демократии все большие слои населения разделяют и поддерживают политику государства.

Одним из основных – специфических признаков государства, позволяющих ему играть роль в политической системе, является суверенитет.

Суверенитет – важнейшая характеристика политико-правовой сущности государства. Он означает верховенство и независимость власти. Это такое свойство власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела. Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчиненность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.

Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией. В качестве суверена государство полностью распоряжается территорией в пределах государственной границы, то есть обладает территориальным верховенством. Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственным объединениями и организациями.

Государство обязано пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также обеспечивать свою экономическую, политическую и информационную независимость. Оно обеспечивает защиту населения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита  обеспечение – одной из важнейших государственных функций.

Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.

Прерогативой государства как всеобъемлющей, полновластной политической организации населения, является использование властных полномочий для руководства обществом, издание общеобязательных решений, обеспечивающих проведение государственной политики.

У государства имеются различные политико-правовые средства воздействия на общество. В отличие от других компонентов политической системы государство обладает государственными полномочиями, позволяющими ему достаточно результативно проводить свою политику. Эффективным средством воздействия на общество являются правовые акты, издаваемые управомоченными на то государственными органами.

Издание общеобязательных для всех членов общества правил поведения – правовых норм, не нуждающихся в каком-либо санкционировании и обеспеченных силой государственного принуждения – действенный рычаг, позволяющий государству осуществлять возложенные на него функции по управлению обществом.

Акты различных негосударственных организаций не имеют юридического характера и не обеспечены силой государственного принуждения (если только они не санкционированы государством). Сфера их действия, как правило, ограничивается членами данной организации и определяется их положениями и уставами.

Государство обладает особым аппаратом управления и принуждения, позволяющим проводить определенную государственную политику, используя в необходимых случаях меры государственного принуждения. С помощью аппарата управления и принуждения государство обеспечивает реализацию издаваемых нормативных правовых актов, соблюдение режима законности.

Государство располагает значительными материальным ресурсами и огромными финансовыми средствами. Это прежде всего всегогосударственный бюджет, утверждаемый высшим законодательным органом (парламентом). /11/

Роль государственного сектора в экономике разных стран неодинакова, но, как правило, весьма значительна. Эта роль зависит от характера политической системы и целого ряда других факторов.

Объем государственного сектора в экономике большинства развитых современных государств достаточно велик. Для современных государств характерно бурное развитие транснациональных корпораций, монополизирующих (объединяющих) целые отрасли производства. Более того, наблюдается тенденция к усилению расширения государственного вмешательства в экономику. Монополизация государством основных средств производства осуществляется, как правило, в отношении тех сфер жизни и в тех случаях, когда это связано с реализацией задач и функций государства, затрагивающих интересы всего общества. Вместе с тем в условиях плюрализма форм собственности приоритет государственной собственности имеет определенные «ограничители», государство пытается найти баланс в существовании и соотношении разных форм собственности.

Основу политической системы тоталитарного общества составляют органы и организации, посредством которых правящие круги навязывают свою волю другим слоям общества, то есть осуществляют свою диктатуру. Помимо собственно государственной машины в политическую систему входят различного рода политические и общественные организации  (политические партии, военные, реваншисткие), которые так или иначе участвуют в политической жизни и оказывают влияние на государственную политику в интересах правящих кругов. Главным среди различных звеньев политической системы остается государство и прежде всего его огромный военно-бюрократический аппарат. Обусловлено это тем, что государство, обладая особым аппаратом принуждения и издавая общеобязательные правовые акты, непосредственно осуществляет политику правящих кругов, обеспечивает проведение в жизнь законов, отражающих их интересы.

В странах с авторитарным политическим режимом устанавливается монополия одной партии, которая фактически осуществляет тотальный контроль над обществом и государством. Прогрессивные партии и организации испытывают политическое давление и преследования со стороны реакционных сил. Они ведут борьбу за мир и демократические преобразования в обществе.

Информация о работе Политическая система общества