Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа
Политические права и свободы получили закрепление в международно-правовых актах. Главный из них – Международный пакт о гражданских и политических правах (открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г., ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.). Действует также Конвенция о политических правах женщин, вступившая в силу 7 июля 1954 г. (РФ участвует как правопреемник СССР).
Введение 4
1. Политические права и свободы и их место в системе конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации 5
1.1. Понятие основ правового статуса личности 5
1.2. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина 6
1.3. Гарантии и ограничения политических прав и свобод 7
2. Эволюция политических прав и свобод в России 11
3. Система политических прав и свобод в современной России, их нормативное закрепление 14
4. Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации 17
4.1. Право участвовать в управлении делами государства 17
4.2. Право на объединение 22
4.3. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование 29
4.4. Право на обращение 32
Заключение 35
Список литературы 36
Могут вводиться ограничения в создании политических партий. Например, запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности и разжигание расовой, национальной, социальной розни и др.
2. Эволюция политических прав и свобод в России
В России процесс становления и развития института прав и свобод человека и гражданина был длительным, сложным и противоречивым. Россия была последним из европейских государств, отменившим крепостное право (лишь в 1861 г.). На рубеже XIX – ХХ вв. Россия не имела прочных буржуазно-демократических традиций в утверждении и развитии идей прав и свобод человека. Конечно, в России были сторонники и представители естественно правовой доктрины, но либеральные ценности прав и свобод человека не отражались должным образом в политико-правовой системе государства.
В советский период права человека, хотя и получили правовое закрепление, многие из них не были наполнены реальным содержанием, абсолютизировались коллективные права в ущерб индивидуальным. Более того, в истории России были периоды чрезвычайного законодательства и антиконституционной практики массовых репрессий. Авторитарно-бюрократическая политическая система государства того периода вела к ограничению и даже попранию политических и личных свобод (в первые десятилетия советской власти само понятие «права человека» было исключено из политической и юридической терминологии как буржуазное и чуждое социалистическому образу жизни). Теория естественных прав человека категорически отвергалась.
Конституционные нормы о правах и обязанностях личности (появившиеся в текстах основных законов России начиная с Конституции 1937 года) в условиях антидемократических режимов вплоть до начала 90-х гг. носили сугубо декларативный характер. Ситуация стала меняться лишь в конце 80-х гг. XX столетия, с началом так называемой перестройки.
22 ноября 1991 российским парламентом принимается Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая последняя повлекла за собой полное обновление раздела II Конституции РФ 1978 года «Государство и личность». С этого началось приведение конституционного законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Последовал отказ в этой сфере от принципов, присущих тоталитарному государству. Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека и гражданина.
Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Действующая Конституция России закрепляет права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными нормами и международными стандартами. В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность прав и свобод во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
В российском законодательстве такая последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978г. в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой политические и личные права отодвигались как второстепенные на последнее место1.
Принятие Конституции РФ явилось новым этапом в развитии конституционного законодательства, регулирующего права человека и гражданина. Начал развиваться интенсивно процесс обновления уже принятых законов и появления новых, особенно это коснулось правовой регламентации личных и политических прав.
Если и говорить о победах реформ в современной России, то в большей мере они связаны с «прорывом» в установлении и частичном осуществлении политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.
Однако современное
состояние регулирования прав человека
и гражданина в России далеко от
идеала. Сохраняется много проблем.
Отсутствует федеральное
Новой тенденцией в развитии законодательства о правах человека стало активное влияние на эти правоотношения возрастающей угрозы терроризма, борьбы с организованной преступностью. Для решения этой проблемы необходимо найти баланс между соблюдением основных прав человека и эффективной работой правоохранительных органов. Меры по усилению борьбы с терроризмом не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина, как личные, так и политические1.
3. Система политических прав и свобод в современной России, их нормативное закрепление
Важное место в общей
системе конституционных прав и
свобод человека и гражданина в Российской
Федерации принадлежит
Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому первому поколению прав человека, которые получили название «негативных». Они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями (XVII-XVIII вв.) и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека1.
Политические права
и свободы выступают как
В Конституции РФ политическим правам посвящены ст. 31–33. Политические права и свободы также закреплены и в международных правовых стандартах в области прав человека.
В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицирован СССР в 1973 г.). В нем дается детализированный перечень прав человека и гражданина, а, кроме того, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте. Статьями Пакта защищаются такие политические права, как право на свободу мысли, совести и религии, право на свободное выражение своего мнения. Пактом признается право на мирные собрания и на свободу ассоциаций.
Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. (Россия ратифицировала 30 марта 1998 г.). Конвенция закрепляет такие политические права, как свободу мысли, свободу выражения мнений; свободу информации; свободу собраний и объединений; свободу ассоциаций и право создавать профсоюзы; право на свободные выборы и др.
К конституционным политическим правам и свободам относятся:
• право на объединение (ст. 30 Конституции РФ, гл. 4 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.);
• свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций (ст. 31 Конституции РФ, Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г.»О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», ст. 149 УК РФ и др.);
• право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ, Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», процессуальное законодательство и др.);
• право обращений («право петиции») — ст. 33 Конституции РФ;
• свобода информации и средств массовой информации (ч. 4, 5 ст. 29 Конституции РФ, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» и др.)1;
Систему конституционных прав вслед за делением власти народа на два направления (государственная власть и негосударственная власть) следует разделить на:
а) конституционные политические
права, дающие возможность участия
в осуществлении
б) конституционные политические
права, дающие возможность участия
в осуществлении негосударствен
4. Характеристика
механизма реализации
4.1. Право участвовать в управлении делами государства
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции). Это право вытекает из принципа народовластия, провозглашенного в ст.3 Конституции РФ.
В общем виде это право сформулировано в ст.32 Конституции РФ, в которой установлено, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Референдум — форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования1. Законодательство различает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Федерации и местный референдум (в муниципальных образованиях). За исключением особых случаев, инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит гражданам. В Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» подробно определен порядок реализации инициативы. По сравнению с ранее действующим законодательством этот порядок стал значительно более сложным, что обусловлено необходимостью выявить реальную поддержку данной инициативы достаточно широкими слоями граждан страны.
До настоящего времени состоялись три референдума Российской федерации: 17 марта 1991 г. — об учреждении поста Президента в Российской Федерации; 25 апреля 1993 г. — о доверии Президенту Б. Н. Ельцину; об одобрении его социально-экономической политики; о досрочном переизбрании Президента; о досрочном переизбрании Съезда народных депутатов; 12 декабря 1993 г. — об одобрении проекта Конституции РФ.
Референдумы субъектов
Федерации и муниципальных
Референдумы в Российской Федерации по своему характеру различаются на виды: консультативный и императивный; обязательный и факультативный; конституционный и законодательный. Так, на федеральном уровне обязательным является референдум по решению конституционного собрания о вынесении на всенародное голосование проекта новой конституции. На региональном уровне обязательным является референдум в субъектах Федерации, объединяющихся в новый субъект Федерации. В некоторых республиках предусмотрен консультативный референдум, предшествующий принятию или изменению Конституции.
При проведении выборов, как и при референдуме, гражданам обеспечиваются все возможности для активного участия во всех стадиях их подготовки, свободного проведения предвыборной агитации, осуществления контроля за ходом избирательной кампании, право обжалования в суд нарушений законодательства о выборах. Особое значение имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот Закон направлен именно на установление тех общих гарантий прав участников референдума и избирательных прав граждан, которые должны быть обеспечены при прямых выборах всех органов государственной власти и при проведении Референдумов всех видов и всех уровней.