Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:24, реферат
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. «Он является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующий на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической социально-политической среде, в частности, в соотношении социально- классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства». Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы буржуазного общества.
Введение с. 2
Глава 1 с. 4
Основные подходы к изучению политических режимов
§ 1.1 Политико-правовой (институциональный) подход
§ 1.2 Социологический подход
§ 1.3 Основные признаки политического режима
Глава 2 с.10
Авторитарный режим
§ 2.1 Основные признаки
§ 2.2 Реформаторские возможности
Глава 3 с.14
Тоталитарный режим
§ 3.1 Основные признаки
§ 3.2 Задачи политической системы
§ 3.3 Система ценностей
§ 3.4 Посттоталитаризм
Глава 4 с.25
Демократия
§ 4.1 Основные концепции
§ 4.2 Основные признаки
§ 4.3 Общие черты перехода от авторитаризма к демократии
Заключение с.35
Список использованных источников и литературы с.37
Carter M., Skidmore M. J. The word of politics. A Concise Introduction,
N. Y., 1984. P. 204)”.8
Итак, политический режим – это есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в рамках политической системы общества и преследуют цель ее стабилизации, опираясь на социальные интересы и используя специфические методы.
В политических режимах сочетаются в определенной пропорции два основных начала организации государственной власти:
1. Принцип авторитарности – односторонние централизованные властные начала: безусловное подчинение, в основе принудительное, властным решением центральных органов, жесткая (нередко жестокая) дисциплина и безоговорочная ответственность подвластных. В общественной жизни действует принцип “разрешено только то, что прямо установлено в законах государства”.
2. Принцип демократизма – характеризуется равноправием властных структур и общества; в организации государственной власти преобладает соглашение сторон в принятии решений, свобода выбора вариантов поведения, взаимная ответственность государства, общества и личности; наличие самоуправления в решении местных вопросов. В основе взаимоотношений общества и государства – дозволения по принципу «разрешено все, что прямо не запрещено законом».
«Сочетание в определенных пропорциях начал авторитарности и демократизма, их модификация характеризует три основных политических режима, определяющих существенные черты современного государства»9.
Глава 2 Авторитарный режим
§ 2.1 Основные признаки
Авторитарный режим – одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящей элитарной группы (хунта, партийная верхушка, военная, бюрократическая, религиозная элиты). Режим характеризуется ликвидацией, либо резким ограничением политических прав и свобод, отказом от демократический процедур и институтов как средств разрешения и регулирования межклассовых и внутриклассовых отношений. При авторитарном режиме исключена деятельность демократических политических партий и общественных организаций. Легализируется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируется разделение властей. Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой социально-политической ролью армия.
Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается ни какой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть – принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах также допускается независимость личности. Короче говоря, государство дифференцированно от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.
В мировом сообществе в 20-ом веке имели место различные виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странах Латинской Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказать монократический (характерен для некоторых стран Африки и отдельных государств Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы.
Авторитарный режим утверждается в условиях кризисной ситуации или на основе не развитой политической и социальной структуры общества. Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса.
Механизм утверждения авторитарных режимов включает в себя как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов и правителей, так и формально-демократические процедуры. Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная легитимность. Непременная духовная база авторитаризма – господствующая идеология. В качестве которой могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий.
В последние десятилетия
авторитарные политические системы
очень часто используют некоторые демократические
институты – выборы, плебисциты и т. п.
– для предания себе респектабельности
в глазах мирового сообщества и собственных
граждан, уклонение от международных санкций.
Так, например, неконкурентные или полуконкурентные
выборы использовались авторитарными
или полуавторитарными режимами в Мексике,
Бразилии, Южной Корее, России,
Казахстане и многих других государствах.
Отличительной чертой таких выборов является
ограниченная или лишь видимая (когда
все кандидаты угодны властям) конкурентность,
полная или частичная контролируемость
властями их официальных итогов. При этом
у властей существует много способов обеспечить
себе формальную победу: монополия на
СМИ, отсеивание неугодных лиц еще на стадии
выдвижения кандидатов, прямая фальсификация
бюллетеней или результатов голосования
и т.п.
В период после второй мировой войны и, особенно, в последние десятилетия авторитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально, на переход к демократии.
§ 2.2 Реформаторские возможности
В конце 80-х начале 90-х гг. значительно возрос научный и политический интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических государств мира. Попытки многих из них, в том числе России, быстро ввести демократию без наличия для нее общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные последствия. Авторитаризм иногда определяется как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. «К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции политического выражения общественных интересов».10
В то же время авторитарная политическая
система имеет и свои достоинства, которые
особо ощутимы в экстремальных ситуациях.
Авторитарная власть обладает высокой
способностью обеспечивать политическую
стабильность и общественный порядок,
мобилизовывать общественные ресурсы
на решение определенных задач, преодолевать
сопротивление политических противников.
Все это делает ее достаточно эффективным
средством проведения радикальных общественных
реформ.
В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов сильной власти и ее подконтрольности гражданам – важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества.
Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы – демократия.
Глава 3 Тоталитарный режим
§ 3.1 Основные признаки
Крайняя форма авторитарного режима - тоталитаризм. Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государств.
Существенные признаки тоталитаризма
выявляются при сравнении его с авторитарным
режимом. Главное заключается не в том,
насколько часто практикуется здесь прямое
насилие (террор). Иные авторитарные системы
им также не пренебрегают. Не может служить
достаточным критерием однопартийность,
поскольку она встречается и при авторитаризме.
Суть различий прежде всего - в отношениях
государства с обществом. Если при авторитаризме
сохраняется определенная автономность
общества по отношению к государству,
то в условиях тоталитаризма она игнорируется,
отвергается.
Государство
стремится к глобальному господству над
всеми сферами общественной жизни. Устраняется
из социально-политической жизни плюрализм.
Насильственно демонстрируются социально-классовые
барьеры. Власть претендует представлять
некий всеобщий «сверхинтерес» населения,
в котором исчезают, обезличиваются социально
групповые, классовые, этнические, профессиональные
и региональные интересы. Утверждается
тотальное отчуждение индивида от власти.
Следовательно, тоталитаризм принудительным
образом снимает проблемы гражданское
общество - государство, народ - политическая
власть. Государство полностью идентифицирует
себя с обществом, лишая его своих социальных
функций саморегуляции и саморазвития.
Отсюда особенности организации тоталитарной
системы государственной власти: глобальная
централизация публичной власти во главе
с диктатором; господство репрессивных
аппаратов; упразднение представительных
органов власти; монополия правящей партии
и интеграция ее и всех других общественно
политический организаций не посредственно
в систему государственной власти и превращение
последних в своеобразные приводные ремни»
(средство) тоталитарной диктатуры. Легитимация
власти основывается на прямом насилии,
государственной идеологии и личной приверженности
граждан вождю, политическому лидеру (харйзме)
Правдам свобода личности фактически
отсутствуют. Весьма важным признаком
тоталитаризма является его социальная
база и обусловленная ею специфика властвующих
элит. По мнению многих исследователей
марксистской и других ориентации, тоталитарные
режимы возникают на базе антагонизма
средних классов и даже широких масс по
отношению к господствующей ранее олигархии.
Так, Л. Троцкий отмечал, что фашистское
движение в Италии было стихийным движением
широких масс. С. Бауэр подчеркивал мелкобуржуазную
природу фашизма. Некоторые другие исследователи
видели в фашизме попытку «придать реакции
и консерватизму народный и плебейский
характер».11 Следовательно, тоталитарная власть - это
своеобразная диктатура большинства,
хотя в конечном счете она выражает интересы
кучки эксплуататоров народа. Соответственно
властные структуры формируются из кругов,
чуждых по своему происхождению, умонастроениям
и целям старой касты аристократического,
военного и буржуазного руководства, а
также экономической элиты.
Следующий, существеннейший признак тоталитарного режима лежит в сфере идеологии. По своей при роде этот режим чужд идеологическому плюрализму и базируется на единой, человеконенавистнической идеологической системе, возведенной в ранг государственной идеи. Только в ее рамках допускается постановка вопроса о духовном самовыражений личности, которая в действительности превращается в средство для обеспечения могущества диктаторского государства. Коллективная, идентичность, упраздняющая индивидуальность как воплощение потребностей, интересов и способностей личности, ее инициативы и ответственности перед собой и обществом, - один из принципов тоталитаризма.
Наконец, было бы ошибкой не отметить явно выраженную агрессивность тоталитарных, режимов по отношению к другим государствам мирового сообщества, проявляющуюся в стремлении к насильственному порабощению их народов.
При тоталитарном режиме других подсистем
фактически не существует.
Политическая система поглотила и духовную,
и социальную, и даже экономико- хозяйственную
подсистемы. Автономно существующего
гражданского общества при тоталитаризме
нет, общество почти полностью подчинено
и поглощено тоталитарным государством.
(Точнее говоря, и общество и государство
поглощены монопольно правящей партией.)
Все сферы жизни общества фактически слиты.
Важнейшей характеристикой тоталитаризма
является ориентация на тотальное единство
всех без исключения сфер социальной жизни.
Тоталитаризм стремится к слиянию частного
и публичного, семьи, общества и государства,
вождя, партии и масс. И государство, и
гражданское общество поглощаются правящей
партией, духовная культура (литература,
искусство, философия, этика и даже наука)
— тоталитарной идеологией и т.д.
Важнейшим инструментом
превращения общества в бесструктурную
массу атомизированных индивидов является
террор, распыляющий не только все социальные,
но и референтные группы (т.е. те группы
людей, нормы и ценности которых выступают
для индивида эталоном и в которых он может
найти защиту и поддержку; к ним относятся
семья, религиозная община, нация и др.).
В результате разрушения горизонтальных
связей между людьми каждый человек остается
один на один с партией-государством, которая
является теперь единственной референтной
группой. Любые групповые образования
подлежат распылению, поскольку они потенциально
ограничивают господство единственной
партии, ставят предел ее власти над обществом.
"Тоталитарное правление всегда превращает
классы в массы", — отмечала Х. Арендт.
Политическое пространство (сфера действия
политики, власти и ее идеология) распространяется
на все общество, под политический контроль
ставится любое проявление человеческой
активности. Каких-либо границ политического
пространства при тоталитарном режиме
практически нет, ибо не существует пределов
действия политики. "Безапелляционное
командование (правящей верхушки — Лат.)
распространяется в одинаковой мере на
концентрационные лагеря, агрономию и
музыку"12, — писал Л. Троцкий о сталинском тоталитаризме.
Словно подтверждая его слова, один из
ближайших сотрудников Сталина Л. Каганович
заявлял: "ЦК находил время руководить
вопросами не только международной политики,
вопросами обороны, хозяйственного строительства,
но и одновременно заниматься такими вопросами,
как учебники, как библиотеки, как художественная
литература, театры, кино, такими вопросами,
как производство граммофонов, качество
мыла и т.п."13. А нацистский теоретик В. Штапель так
характеризовал претензии "фюрерского
государства": "Если раньше частная
сфера мало-помалу поглощала государство,
то теперь государство без оглядки вторгается
во все частные отношения и ставит себе
на службу все стороны жизни: экономику,
профессию, семью, союзы. Развитие экономики
определяется государством.
Государство оказывает
влияние на выбор профессии. Семья подчинена
государству в вопросе расовой гигиены.
Союзы унифицируются государством.
Тотальное включение всех сторон жизни
в государственную деятельность имеет
активизирующий смысл: оно служит наращиванию
немецкой мощи".