Политический и государственно-правовой режим: понятие и соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно, и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….............3
§ 1. Политический и государственно-правовой режим: понятие
и соотношение………………………………………………………….…………5
§ 2. Демократические режимы ………..…………………………………………8
§ 3. Антидемократические режимы…….………………………………………16
§ 4. Государственно-правовой режим современной России……….…………23
Заключение…………………………………..……..………....…………………29
Список использованных источников и литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

гпр.docx

— 70.38 Кб (Скачать файл)

 

                                      СОДЕРЖАНИЕ   

 

Введение………………………………………………………………..….............3

§ 1. Политический и государственно-правовой режим: понятие 

и соотношение………………………………………………………….…………5

§ 2. Демократические режимы ………..…………………………………………8

§ 3. Антидемократические режимы…….………………………………………16

§ 4. Государственно-правовой режим современной России……….…………23

Заключение…………………………………..……..………....…………………29

Список использованных источников и литературы…………………………...31                                                               

   
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования. Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно, и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Объект  и предмет исследования. Объектом данного исследования выступают различные виды политических режимов.

Предметом исследования является анализ политических режимов – их основных признаков и характеристик.

Цель и задачи исследования. Цель данной курсовой: осветить формы политических режимов, их достоинства и недостатки, определить политический режим современной России.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие  задачи:

- исследовать соотношение  понятий:  политический и государственно-правовой  режим:

- рассмотреть происхождение,  формы политических  режимов,  их признаки;

- Проанализировать государственно-правовой  режим Российской Федерации.

 

Структура работы

 Работа  состоит из ведения, четырех  параграфов, заключения и списка  использованных источников и  литературы.

 

§ 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ

Государство и право –  сложнейшие, взаимосвязанные явления. В своей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с этими  понятиями. Сами того не замечаем, но каждый день мы осуществляем наши права, обязанности, свободы и это все является примером взаимодействия граждан с  государством и правом. Но думаю, не каждый из нас задумывался, о том  какова природа  государства и  права, каковы причины их возникновения  и существования.

Характеризуя любое государство  важно учитывать форму его  правления. По мысли известного русского юриста и философа И.А. Ильина, форма  правления государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема  », безразличная к жизни народа, а  строй жизни, живая организация  власти народа. «Необходимо, чтобы народ  понимал свой жизненный строй, чтобы  он умел – именно «так» - организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».1

В настоящее время под  формой государства понимают организацию  государственной власти и ее устройство. 2 Главными составляющими формы государства являются: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима.

С формой государства тесно  связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или  иной страны исключительно велико.  Данный термин появился в научном  обороте в 60-е гг. XX века, и  в  течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических  споров.

Мнения ученых разделились  на две точки зрения: одни считают, что  политический режим должен  рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.3 

Так, к примеру, в Конституционном  праве данный термин называется устаревшей категорией, а на смену ему предлагается использовать термин «государственный режим».4

Что бы лучше разобраться  в данных понятиях выделим несколько уровней, по которым необходимо проводить исследование их соотношения.

Во-первых, это структурно-содержательное различие между анализируемыми явлениями.

Во-вторых, различие на  уровне их функционального назначения.

Более отчетливо соотношение  политического и государственного режима прослеживается при исследовании структуры данных явлений.

В составе политического  режима можно выделить следующие  элементы:

  1. Совокупность методов, средств, способов управления, использующихся органами государства и их должностными лицами для осуществления государственной власти.
  2. Методы, средства и способы непосредственного участия населения в осуществлении государственной власти.
  3. Совокупность методов, средств и способов воздействия, использующихся международным сообществом (зарубежными государствами, международными правительственными организациями) в отношении конкретного государства, общества. 
  4. Совокупность методов, средств, способов управления, использующихся в политически автономных социальных общностях (нация, народ, племя и т. д.) для осуществления политической власти. 
  5. Совокупность методов, средств и способов осуществления политической власти на территориях с негосударственным статусом. 
  6. Совокупность методов, средств и способов воздействия, при помощи которых некоторые негосударственные политические организации осуществляют политическое управление обществом.
  7. Совокупность методов, средств и способов осуществления местного самоуправления. 5

Структура государственного режима ограничена по сравнению с  политическим режимом и включает лишь элементы, характеризующие реализацию функций государства. К ним можно  отнести: методы, средства и способы  осуществления государственной  власти органами государства и их должностными лицам; «инструменты»  осуществления непосредственного  участия населения в осуществлении  государственной власти; методы, использующиеся международным сообществом в  отношении конкретного государства.6

Можно отметить, что функциональные особенности государственного и  политического режима и их формы  внешнего выражения должны быть охарактеризованы аналогичным образом. Основная функция  государственного режима – предоставление властвующему субъекту методов, средств, способов и иных инструментов для  осуществления государственной  власти, должна рассматриваться как  элемент и частный случай функции  политического режима – предоставить властвующему субъекту инструменты  для осуществления политической власти.

Таким образом, политический режим — это методы осуществления  политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое  складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом  или антидемократизмом.7

Теперь перейдем к понятию  государственный режим. Государственный  режим это совокупность используемых государством способов и средств осуществления государственной власти. Как элемент формы государства государственный режим представляет собой совокупность способов, средств, которые использует государство для достижения своих целей.

Исходя  из определений  политического и государственного режима, мы видим, что у этих понятий  есть общие черты. Но они не являются тождественными.

Государственный режим —  важнейшая составная часть политического  режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие  более широкое, поскольку оно  включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы  деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов).8

 

 

 

                  § 2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Как известно, политический режим является одним из важнейших  составных формы государства. Выделятся  несколько видов политических режимов, потому что  ту или иную разновидность  политического режима оказывает  влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных  органов и юридические формы  их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Теория государства и  права в зависимости от тех  или иных критериев выделяет виды политико-правовых режимов, которые  применялись в многовековой истории  государственности.

Наиболее принятой классификацией режимов является разделение их на две большие категории, а именно: на  демократические и недемократические (т.е.  авторитарные и тоталитарные).

Теперь более подробно рассмотрим происхождение, сущность, эволюцию демократии.

Происхождение понятия демократии, её развитие

Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического  режима - демократия. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово  было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики».

Как известно, он насчитывает  шесть видов государственного устройства; три из них рассматриваются им как правильные, три – как неправильные, т.е. как извращения первых трех. К  неправильному виду Аристотель относит  демократию. 

В четвертой книге «Политики» - описываются 4 вида демократии:  

  1. «Этот вид – такой, при котором занятие должностей обусловлено, хотя бы и невысоким имущественным цензом»;
  2. «Только те, кто может иметь досуг».  То есть люди достаточно состоятельные. В такого рода демократии, властвуют законы;
  3. «Тот, при котором всякий, лишь бы он был гражданином, пользуется правом занимать должности, властвует же опять-таки закон». Но на самом деле в управлении участвуют не все, а те, у кого есть досуг. Способ принятия решений и управления в таких демократиях следующий: граждане «совещаются все вместе, но сходятся только для избрания должностных лиц» и для решения наиболее важных вопросов, «касающихся законодательства, войны, мира и принятия отчетов»; остальными делами управляют должностные лица;
  4. Крайняя демократия. В последнем типе демократии воля народной массы не сдерживается никакими укорененными в прошлом общими правилами или законами; такая демократия напоминает тиранию, а в роли тирана выступает народ.9

Но почему, же все-таки Аристотель относит демократию к неправильному форме?  По мнению философа, тирания, олигархия и демократия - неправильные формы политического устройства, потому что там власть - будь то одно лицо, меньшинство или большинство - служит лишь своим интересам. Но это не единственный минус. Как мне кажется, дело еще и в том, что если учитывать тот факт что у граждан греческих полисов-государств был низкий уровень культуры, который позволял правителям манипулировать подобным «народовластием», вследствие чего режимы демократии были недолговечен и переходил в охлократию (власть толпы),  а потом порождали тиранию.

Следующий этап развития концепции  демократии начинается с Великой  Французской революции, когда демократия стала рассматриваться как направление  общественной мысли, которое формирует  цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Становление концепции демократии связано с потребностью обоснования  нового характера отношений между  правителями и подданными, вызванного появлением институтов гражданского общества, а также требований автономии  и социального равенства индивидов.

Информация о работе Политический и государственно-правовой режим: понятие и соотношение