Политический и государственно-правовой режим: понятие и соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно, и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….............3
§ 1. Политический и государственно-правовой режим: понятие
и соотношение………………………………………………………….…………5
§ 2. Демократические режимы ………..…………………………………………8
§ 3. Антидемократические режимы…….………………………………………16
§ 4. Государственно-правовой режим современной России……….…………23
Заключение…………………………………..……..………....…………………29
Список использованных источников и литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

гпр.docx

— 70.38 Кб (Скачать файл)

2. С ломкой исторического  уклада жизни общества связано  размывание наличной социально-классовой  структуры, происходит маргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей, «выбитых» из традиционных «гнезд» существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушения.

3. В сфере социальной  психологии и идеологии нарастают  настроения заброшенности и отчаяния, стремление к «восстановлению»  социальной справедливости путем  установления поголовного равенства,  потребительское отношение к  жизни берет верх над этикой  производительного труда. Рождается  образ врага народа, персонифицируемого  в лице какого-либо общественного  института, социальной группы  или нации. Возникает культ  личности вождя, с которым связываются  последние надежды на преодоление  кризиса.

4. В большой степени  возрастает роль исполнительных  органов государственной власти  и основной военной силы - армии,  обращаемой внутрь общества. Особое  значение приобретает бюрократия, без которой невозможно функционирование  – более или менее успешное - исполнительной власти в условиях  нарастающего кризиса и которая  становится источником и хранителем  власти, стоящей над обществом.

5. Наконец, решающим условием  возникновения авторитаризма является  лидер, обладающий авторитетом,  признаваемый большинством нации,  что обеспечивает возможность  бескровного, мирного захвата  власти определенной политической  группировкой. В ином случае неизбежна  гражданская война, решающая спор  между партиями и вождями. Поскольку  режим авторитарной власти появляется  не столько в результате случайного  стечения обстоятельств, но всегда  в той или иной мере выражает  историческую необходимость, постольку он не может оцениваться однозначно. Наряду с авторитарными режимами консервативного (Сулла в Древнем Риме) или откровенно реакционного толка (Гитлер),

были и такие, которые  играли прогрессивную роль в историческом развитии своей страны, например Наполеон Бонапарт, Бисмарк, Петр 1.

Именно так в общих  чертах проходило становление авторитаризма. Но важно учитывать то, что в  каждой стране это могло происходить  по-своему, с присущими только данной стране особенностями. Приведенные  мною выше условия являются общими для всех стран, у которых был  или до сих пор сохранился авторитарный режим правления.

Основные формы тоталитарного  и  авторитарного режимов

Принято   выделять   две   разновидности   тоталитаризма — «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах, а «правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии.

Исторически первой и классической формой «левого» тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Она основывалась на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей:

1) возможность построения  коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов;

2) необходимость отмены  частной собственности и создания  плановой, регулируемой экономики;

3) ведущую роль пролетариата;

4) необходимость диктатуры  пролетариата при переходе к новому обществу;

5) возможность построения коммунизма в каждой стране.17

Социальной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы, и, прежде всего, пролетариат. С точки зрения господствующей идеологии, все другие классы являются менее прогрессивными, а некоторые — даже реакционными. Поэтому политика направлялась на искоренение иных классов. На практике это означало ликвидацию класса собственников и крестьянства. Построение «светлого будущего» предполагало использование мощного аппарата принуждения вплоть до террора.

Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.

И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными для него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивались экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

«Правый» тоталитаризм. Для фашистского режима характерно сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев; официально насаждаемые через СМИ антисемитизм и гонения инакомыслящих; прикрытие антинародной политики лозунгами заботы о благе народа; постоянно проводимая на государственном уровне «охота на ведьм» и на «всех иных» не согласных с политикой фашистских лидеров; повседневная опора правящих кругов на армию, полицию и другие репрессивные органы; непререкаемая власть вождя, возводимого чуть ли не в ранг бога; абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной; диктатура исполнительной власти повсеместно под предлогом проведения «кардинальных реформ», борьбы за «единство нации», за установление демократии, торжество законности и справедливости; паралич и политическая нейтрализация деятельности парламентских структур, замена представительной власти народа властью политиканствующей клики; лишение парламента традиционной компетенции – творить закон.18

Исследователи современных  авторитарных режимов чаще всего  выделяют следующие три группы: однопартийные  системы, военные режимы и режимы личной власти. Главный критерий такого разделения режимов — правящая группировка, ее основные характеристики и способы взаимодействия с обществом.19

Особенность партийных режимов  заключается в осуществлении  монопольной власти какой-либо партией  или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это  однопартийные режимы. Обычно такие  режимы либо устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне (как, например, в послевоенных условиях в странах Восточной Европы, где  были установлены коммунистические режимы с помощью СССР). Но в отдельных  случаях режимы этого типа могут  представлять собой и результат  эволюции легитимного режима.

 Достаточно массовой  разновидностью авторитарных режимов  являются военные режимы. Они  стали возникать после. Второй мировой войны в развивающихся странах. Это был период освобождения их от колониальной зависимости и формирования национальных государств. Военные оказывались в традиционных обществах наиболее сплоченной и просвещенной социальной группой, способной объединить общество на основе идеи национального самоопределения. Поведение военных после захвата власти было различным. В одних странах они отстраняли от власти коррумпированную гражданскую политическую элиту и проводили политику в интересах национального государства (как, например, в Индонезии, на Тайване). В других случаях сами военные оказывались исполнителями воли более могущественных финансовых групп и государств (так, большинство военных режимов в Латинской Америке финансировалось США).

Режимы личной власти (Индия  при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при Чаушеску) персонализируют  все политические отношения в  глазах общественного мнения. Это  может привести к гражданской  диктатуре, для которой характерна единоличная власть гражданского лица. Обычно такой личностью становится национальный лидер или лидер  «группы по интересам», пришедший  к власти с помощью государственного переворота.

Признаки тоталитарного  и  авторитарного режимов.

Большинство признаков авторитарного  режима схожи с признаками тоталитарного  режима, поэтому я не буду рассматривать их столь развёрнуто. Выделяют следующие, универсальные для авторитаризма характеристики:

                Признаки антидемократических режимов

1. Население не участвует  в формировании и осуществлении  государственной власти;

2. В экономике признаете  господство одной формы государственной  собственности;

3. Необеспеченность политических  прав граждан;

4. Во внешней политике  проявляется агрессия;

5. В управлении преобладают  методы: принуждения, репрессий.

Таким образом, тоталитарный режим – это  политический режим,  при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.  Данный режим возник в XX веке.

Авторитарный режим - политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. Данный режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатуру).

 

 

 

§ 4. ГОСУДАРСТВЕННО – ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Опыт развитых стран свидетельствует  об эффективности демократической  формы правления, которая, несмотря на национальное своеобразие, тем не менее, характеризуется общепризнанными  стандартами, соответствовать которым  предполагают новоявленные демократии. Потребность в демократии возникает  не спонтанно, а в результате рационального  выбора народа и элиты.

Однако путь, ведущий к  построению демократического государства, долог и непредсказуем. Демократия сама по себе не может накормить  народ, обеспечить достойный уровень  жизни, решить большинство социально-экономических  проблем, которые являются наиболее чувствительными для людей. Она  может только создать необходимые  политические институты и практики, при применении которых возможны наименее болезненные для общества пути решения накопившихся задач  в интересах широких социальных слоев.

Анализ эффективного становления  демократических режимов позволяет  утверждать, что демократические  политические институты становятся действительно эффективными лишь в  результате длительного процесса развития и адаптации к условиям и традициям  данного общества, о чем свидетельствует  опыт демократического строительства  в западных странах. Следовательно, современные сложности в становлении  демократических политических институтов в России, объясняются не проблемой  совместимости демократии и ее институтов с национальными традициями и нормами, а тем, что они могут стать эффективными лишь постепенно адаптируясь к политическим реалиям.

Как же происходит становление  демократического режима в России и  можно ли существующий режим называть демократическим?

Россия находится на этапе  перехода к демократии. По мнению одного из реформаторов перестроечной волны  А. Яковлева, проблема России заключается  в том, что она "находится в  состоянии давнего противоборства двух основных тенденций - либерализма  и авторитаризма, определяющих на самом  деле будущее России".20

На основании принятой в 1993 г. новой Конституции в России сложилась президентская республика с действующим двухпалатным парламентом  – Федеральным Собранием, состоящим  из Совета Федерации и Государственной  Думы. Верхняя палата Федерального Собрания – Совет Федерации –  включает в свой состав представителей законодательных и исполнительных органов  субъектов Российской Федерации. В Государственную Думу депутаты избираются по пропорциональной избирательной  системе.

Возможно ли усиление в  России демократических тенденций? В перспективе возможно, в случае успеха реформ, их продуманного и массового  характера. Здоровый государственный  консерватизм, помноженный на гражданский  консенсус, – это те ценности, приоритет  которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.21

Кроме этого гарантией  роста демократизации политического  режима современной России являются свобода слова и печати, наличие  реальной многопартийности и политической оппозиции; выборность органов государственной  власти, включая депутатов, глав городов  и регионов, Президента; изменяющийся менталитет россиян.

Итак, говоря о политическом режиме современной России, нужно  отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а  старое – еще не кануло в Лету. Но идеал политического развития заявлен, это – демократизм и  правовое государство.

Чем политический режим в  России отличается от политических режимов  в других странах?

Политический режим современной  России сродни системам США и Франции. Для таких режимов характерны: сильная исполнительная власть (особенно институт президентства, который фактически формирует правительство) при наличии двухпалатного законодательного собрания – парламента (верхняя палата – Сенат – состоит из выбираемых в регионах глав местной исполнительной власти, а нижняя формируется из депутатов, выбираемых в соответствии с существующей избирательной системой), а также системы независимого судопроизводства во главе с институтом высшей инстанции – Верховным или Конституционным Судом; возможность непосредственного участия граждан в политическом управлении в форме референдума или плебисцита. При сильной власти президента в указанных политических режимах почти неизбежны конфронтация исполнительной и законодательной ветвей власти и обвинения в усилении автократических тенденций.

Информация о работе Политический и государственно-правовой режим: понятие и соотношение