Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
К ПОНЯТИЮ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. 4
ГЛАВА 2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.
12
ГЛАВА 3. АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.
19
3.1 Тоталитарный политический
режим. 19
3.2. Авторитарный политический
режим. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы не вызывает
сомнения. Происходящие в современном
мире и в России экономические, социальные,
политические процессы не могут не
оказывать влияния на политическую
сферу, что, в свою очередь, влечёт эволюцию
такой важной характеристики политической
системы, государственности в целом
как политический режим. В настоящее
время редко можно встретить
какой-либо другой термин, который использовался
бы столь часто, как «политический
режим». Политический режим, получивший
сегодня столь широкое признание
в науке и практике, вместе с
тем продолжает оставаться одним
из тех явлений, которые при ближайшем
рассмотрении оказываются не достаточно
понятыми.
Проблема политического режима
в настоящее время вызывает
немало споров среди юристов,
философов, политологов, социологов.
Ещё большее значение данная
тема приобретает в условиях переходных
состояний, политической нестабильности,
смены политических ориентиров развития.
Это относиться и к современной России.
Многие поворотные события последних
лет в нашей стране наиболее тесным образом
связаны именно с функционированием политического
режима, с системой властных отношений,
развитием демократии, методами и способами
проведения внутренней и внешней политики.
Всё вышесказанное указывает на актуальность
и особую значимость данного исследования,
на необходимость разобраться в функционировании
базовых процессов, составляющих основу
власти, политического режима и государственности
в целом.
Вполне закономерно, что категория
политического режима приобретает
сегодня исключительную актуальность
для юридической науки и практики,
требует серьёзной теоретической
разработки, осмысления. Поэтому тема
исследования обладает исключительной
актуальностью, которая имеет
следующие аспекты:
1) Исторический аспект.
Мировую историю можно представить
как смену различных политических
режимов, их эволюцию и динамику.
2) Общемировой аспект.
Современный мир является совокупностью
различных политических режимов,
что обуславливает необходимость
систематизации этого многообразия.
3) Отечественный аспект.
Наше государство имеет уникальную
историю – страна, только в
20 веке, пережила режим самодержавия,
режим военного коммунизма, сталинский
тоталитарный режим, а сегодня
в России происходит становление
демократического режима.
К вопросам связанным с
институтом политического режима обращались
многие авторы: И.И.Антонович, В,А. Ачкасов,
М.И.Байтин, А.М.Витченко, А.Ш.Головатенко,
Г.А.Горобцов, Л.И. Каска, В.А.Федоров, В.А.
Четвернин, В.Е. Чиркин, А.В. Малько, М.Н.
Марченко, и многие другие
Объектом исследования являются
общественные отношения, связанные
с
реализацией института политического
режима в Российской Федерации
Предмет исследования – нормы
действующего законодательства; доктринальные
источники; судебная практика.
Целью исследования является
комплексный анализ политических режимов
в теории государства и права.
Для этого поставлены задачи:
- Изучить политический
режим как понятие;
- Определить специфику
правового режима, выявить присущие
ему признаки, провести типологизацию
правовых режимов;
- Выяснить особенности
тоталитарного типа политического
режима, раскрыть его признаки;
- Рассмотреть специфику
авторитарного типа политического
режима, его типологические признаки;
Работа состоит из четырёх
глав, раскрывающие основные направления
исследования, введения, заключения и
списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
К ПОНЯТИЮ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.
Политический режим является
также одной из основных категорий
науки о политике. Подобное положение
объясняется особенностью предмета
политологии как науки о соотношении
социальной структуры и политической
системы, об элементах и коммуникативных
связях в политической системе, о
политическом руководстве, о теории
международных отношений и мировой
политике.
В теории государства и
права, где рассматриваемая категория
употребляется весьма часто, под
политическим режимом, в самом общем
смысле, принято понимать совокупность
приемов и методов, при помощи
которых осуществляется политическая
власть. В этом плане сам термин
«политический режим» используется,
главным образом, для характеристики
формы государства и при анализе
основных направлений систематически
осуществляемой государственной деятельности,
в которой раскрывается его сущность
и социальное назначение[1].
В теории государства и
права термин «политический режим»
может быть
использован в трех основных
аспектах: в качестве понятия, категории
и государственно- правового (а также
политического) института. Как понятие,
политический режим отражает наиболее
общие признаки определенного класса
предметов (явлений, а в данном случае
также методов и отношений) - способа
осуществления власти в конкретных
государствах. Эти признаки, будучи
общими, для всех государств, вместе
с тем специфичны, то есть, они
выделяют политический режим государства,
(как совокупность приемов осуществления
власти) из множества других явлений
государственности (исторического
типа, сущности, содержания, функций
государства и т.д.).
Как категория «политический
режим», хотя и очень близка
к понятию (в основе всяких
категорий лежат наиболее общие
понятия), в то же время обладает
несколько иной характеристикой.
Она фиксирует не только его
(политического режима) существенные
признаки, но и наиболее общие
закономерности и свойства, определенный
тип связей и отношений. Поэтому
категория «политический режим»
- не просто основное
понятие, «а такое понятие,
которое в рамках государствоведения
отражает формы движения социально
– организованной материи (в
данном случае - государства)»[2] Наконец,
политический режим - это не
только понятие, категория, но
и межотраслевой институт. Режим
данного института обеспечивается
наиболее социально значимыми
нормами большинства отраслей
права. Как особый институт
действующего права конкретно
взятой страны политический режим
представляет собой систему внутренне
согласованных юридических норм
различный отраслей права (конституционного,
гражданского, уголовного и т.д.),
регулирующий рассматриваемое явление
в его правовых взаимосвязях.
В реальной жизни, однако, политический
режим не может быть понят
только через призму норм права.
Политический режим формируется
в результате как государственно-
организованных и регулируемых
им действий и процессов, так
и в результате деятельности
оппозиционных данному режиму
сил и движений. «Следовательно,
происходит совмещение нормативной
регуляции социальных отношений,
институтами политической системы,
с общественной саморегуляцией»[3]
классов, слоев,, групп, отдельных
граждан и т.д. В конце концов,
политический режим выступает
в качестве саморегулирующейся
модели функционирования политической
системы общества, построенной в
соответствии с внутренними и
внешними условиями существования
каждого конкретного государства
и направленной на его. защиту,
функционирование и развитие. Правовые
нормы и государственные институты
создают как бы установленные
или санкционированные государством.
нормативно-институциональные рамки
политического режима (строго говоря,
в таком контексте это понятие
сужается до государственного
режима, который является главной
составляющей политического). В научной
литературе сложились две традиции
в осмыслении политических режимов.
Одна из них связана с политико-институциональным
подходом, другая - с социологическим.
В первом случае внимание, главным
образом, уделяется формально-юридическим,
законодательным, процедурным характеристикам
осуществления политической власти, во
втором - ее социальным основаниям и происхождению.
Западные ученые, представляющие
политико-институциональное направление
политического анализа, склонны
к отождествлению понятия «режим»
с понятием «формы правления» или
«государственного строя». «Политический
режим есть система или форма
правления»[4], пишет, например, американский
ученый К. Векстер. Таким образом, политический
режим связывается, прежде всего, с
особенностями разделения государственной
власти и соотношением ее ветвей. Соответственно,
представителями данного направления,
выделяются: режим слияния властей
(абсолютная монархия), режим разделения
властей (президентская республика),
режим сотрудничества властей (парламентская
республика). Однако постепенно понятие
политического режима обрело самостоятельность
и уже в 1968 году известный французский
ученый М. Дюверже отмечал, что вышеназванная
классификация рассматривается
большинством ученых.
В отечественной научной
литературе также обозначилось несколько
сходных точек зрения по поводу отождествления
политического режима с другим, обычно
более широким, а иногда и разноплановым
явлением. Так, Г.Н. Манов выдвинул точку
зрения, согласно которой политический
режим является тождественным понятию
формы государства в целом. Форма
правления и форма государственного
устройства выступают в качестве
его элементов или составных
частей[5]. Аналогичную точку зрения
обосновывал и Б.А. Стародубский.
Он пишет: «Чаще всего политический
режим служит синонимом государственного
строя»[6]. Сторонники социологического
- направления анализа политических,
режимов уделяют первостепенное
внимание осмыслению тех связей между
обществом и государством, между
индивидом и властью, которые
сложились реально и не обязательно
в соответствии с предписаниями
правовых норм. Практически все представители
данного направления сходятся на
том, что режимы не могут эволюционировать
только путем изменения определяющих
их содержание юридических норм. Примером
социологического подхода к анализу
политического режима, может служить
его определение, предложенное профессором
парижского Института политических
наук Ж.- Л. Кермонном: «Под политическим
режимом понимается совокупность элементов
идеологического, институционального
и социологического порядка, способствующих
формированию и функционированию политической
власти данной страны на определенный
период»[7]. Режим, таким образом, предстает
как значительно более сложная
организация, нежели совокупность юридических
механизмов. Положительный момент данной
формулировки заключается в следующем.
Политический режим предстает
функциональной характеристикой политической
системы в целом, во всем многообразии,
ее элементов; выступает динамичной
и эволюционизирующей ее характеристикой
и позволяет осуществить классификацию
политических режимов на основании
объективных критериев. В современной
отечественной научной литературе
существуют множество определений
политического режима.
- «политический режим
есть совокупность определенных
структур власти, которые функционируют
в рамках политической системы
общества и преследуют цель
ее стабилизации, опираясь на
социальные интересы и используя
специфические методы»[8],
- «политический режим
- совокупность характерных для
определенного типа
государств политический
отношений, применяемых властью
средств и методов,
сложившихся отношений государственной
власти и общества, господствующих
форм идеологии, социальных и классовых
взаимоотношений, состояния политической
культуры »[9],
- «политический режим
представляет собой способ функционирования
политической системы общества,
определяющий характер политической
жизни в государстве»[10],
- «политический режим
можно рассматривать как выражающую
сущность политики государства
тактику правящих классов или
кругов, воплощенную в реально
функционирующей системе государственного
управления, в значительной степени
определяющую основные условия
существования человека»[11].
Нам представляется, что для
определения понятия политического
режима
методологически оправданным
будет выявление его общих
признаков. Поэтому, исходя из проведенного
анализа вышеназванных основных
концепций политического режима,
попытаемся выделить его основные характерные
черты:
1. Политический режим недостаточно
связывать лишь с формой государства
или формой правления. Режим
близок по своему содержанию
политической системе, отражает
ее динамический аспект. Любой
политический режим должен решать
проблемы взаимоотношений, складывающихся
между государством и гражданским
обществом, между властью и
индивидом. Ведь именно структуры
гражданского общества, плюрализм
в общественной жизни, права
и свободы человека являются
ключевыми в характеристике типа
и особенностей режима в той
или иной стране.
2. Политический режим обеспечивает
не только динамизм, но и определенную
стабилизацию политической системы,
приводя составляющие ее структурные
элементы в упорядоченное состояние
и взаимодействие, обеспечивая их взаимосвязь
и координацию. «И эта задача также решается
им успешно лишь в том случае, если политико-правовые
механизмы создаются с учетом устройства
и особенностей развития социальных структур»[12].
3. Любой политический режим
в своем существовании обращается
к тем или иным методам, приемам,
способам осуществления власти.
Режимы существенно отличаются
друг от друга, именно, в зависимости
от того какие методы (насильственные
или ненасильственные) используются
ими в достижении поставленных
целей. Поэтому следует подчеркнуть,
что каждый режим обладает
специфическими, особыми методами
реализации политической власти.