Политический режим как элемент формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в комплексном и всестороннем теоретическом анализе политического режима применительно к современным условиям и реалиям.
В соответствии с этим были определены и основные аспекты исследования:
- политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти
- легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима
- типология политических режимов
- правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти…………………………………………………………6
Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима………………………………………………………...8
Типология политических режимов………………………………………….15
Демократические режимы……………………………………………16
Недемократические режимы………………………………………...20
3.2.1Тоталитаризм…………………………………………………….20
3.2.2 Авторитаризм…………………………………………………...23
Правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима……………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….........28
Литература………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Политический режим.docx

— 50.02 Кб (Скачать файл)

Этому способствует то, что данная форма характерна для политической власти в государствах с современными демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и экономической систем, отличающихся политической и экономической стабильностью. В качестве примера можно сказать о президентской власти в США.

А вот харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политического лидера все меняется. Есть и другие причины. Данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее становление связано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен — революций, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей "поднять", мобилизовать, повести за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в обществе порядки, преодолеть общественную инерцию. Для выполнения целей, поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие своему лидеру. Относительная (в масштабах истории) кратковременность, основанная на харизме власти, определяется и теми средствами, которыми она пользуется. Это стремление лидера к единоличной власти, всемерное поддержание культа его личности, пресечение всех демократических форм в развитии общества, постоянный поиск "врагов народа", физические расправы и т.д. Очевидно, что рано или поздно все эти проявления харизматической легитимности осознаются народом как проявление далеко не лучшей (из известных цивилизации) формы политической власти. Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти обставляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель. В легитимации политической власти большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации отмечается, что Президент Российской Федерации является ее гарантом и, следовательно, он является гарантом легитимности.

Существенное значение для укрепления доверия к власти со стороны народа имеют такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование традиций. Как пример приверженности традициям и ритуалам можно привести английскую политическую систему. В современной России стала традиционной клятва государственных деятелей на Конституции.

Любая государственная власть ищет поддержки в обществе. Традиционно большинство населения страны добросовестно и сознательно подчиняется требованиям государственной власти в лице государственных органов и должностных лиц. Однако не всегда поддержка политики государственной власти большинством населения есть благо. Необходимо еще, чтобы деятельность государственной власти получила одобрение международного сообщества, не ущемляла права соседних государств, не противоречила морали.

Можно выделить следующие формы легитимации государственной власти:

  1. Признание государственной власти легитимной по происхождению, своему источнику, установлению, передачи.
  2. Одобрение подавляющим большинством населения деятельности субъектов государственной власти.
  3. Принятие Основного Закона и иных важнейших законов страны на референдуме или издаваемых иным путем законов, которые одобряется подавляющей массой населения.
  4. Возможность легализации путем регистрации действующих в рамках законов политических партий и движений, иных институтов гражданского общества.
  5. Признание государства и правительства международным сообществом, принятие государства в международные организации.
  6. Признание и ратификация государством международно–правовых документов по проблемам международной безопасности и защите прав и свобод человека, одобренных большинством стран – членов ООН.

     Все перечисленные признаки легитимности государственной власти можно классифицировать на внутренние и внешние. Это очень важная классификация, которая необходима при анализе государственной власти конкретных государств. Безусловно, главной является внутренняя легитимность, а внешняя – вспомогательным критерием. Причем легитимность не может быть абсолютной, так как в любой есть недовольные властью.

Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.

В качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима можно назвать уровень политического протеста населения, направленного на свержение режима, а также свидетельствующие о недоверии режиму результаты выборов, референдумов, плебисцитов. Эти показатели свидетельствуют о "нижней" границе легитимности, за которой следует распад действующего режима и даже полной смены конституционного порядка. К факторам, определяющим ее "верхнюю" границу, т.е. текущее, динамичное изменение симпатий и антипатий к властям, можно отнести: функциональную перегруженность государства и ограниченность ресурсов властей, резкое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д.

Особенностью кризиса легитимности государственной власти в России, является также утрата национально-государственной идеи, или с тем, что эта идея переставала выполнять присущие ей функции: 1) быть социально-интегрирующим фактором; 2) служить оправданием существующего политического режима и социального порядка; 3) формулировать консолидирующие цели общества.

В целом же урегулирование кризисов легитимности должно строиться с учетом конкретных причин снижения поддержки политического режима в целом или его конкретного института, а также типа и источника поддержки. В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций можно назвать следующие:

- проведение разъяснительной  работы относительно своих целей;

- усиление роли  правовых методов достижения  целей и постоянного обновления  законодательства;

- уравновешенность  ветвей власти;

- соблюдение правил  политической игры без ущемления  интересов участвующих в ней  сил;

- организация контроля  со стороны организованной общественности  за различными уровнями государственной  власти;

- укрепление демократических  ценностей в обществе;

- преодоление правового  нигилизма населения и т.д.

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типология политических режимов

     В современном  мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются  друг от друга. Античный философ  Аристотель дает два критерия, по которым можно провести  классификацию:

- по тому, в чьих руках  находится власть;

- по тому, как эта власть  используется.

     Одна из  достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов, основанная на этих критериях, и широко применяемая сегодня - деление их на демократические и антидемократические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Демократические режимы

     Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

     Демократический  режим - характеризуется высокой  степенью политической свободы  человека, реальным осуществлением  его прав, позволяющим ему оказывать  влияние на государственное управление  обществом. Политическая элита, как  правило, довольно узка, но она  опирается на широкую социальную  базу.

     Характерные  черты демократического режима:

  1. Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.
  2. Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.
  3. Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
  4. Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

     В зависимости  от того, как народ участвует  в управлении, кто и как непосредственно  выполняет властные функции, демократия  делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

     При прямой  демократии все граждане сами  непосредственно участвуют в  подготовке, обсуждении и принятии  решений. Такая система может  иметь практический смысл только  при относительно небольшом числе  людей, например, в общинных или  племенных советах или в местных  органах профсоюзов, где все члены  могут собраться в одном помещении  для обсуждения вопросов и  принятия решения путем консенсуса  или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

     Важным каналом  участия граждан в осуществлении  власти является плебисцитарная  демократия. Различие между ней  и прямой демократией состоит  в том, что прямая демократия  предполагает участие граждан  на всех важнейших стадиях  процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений  и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

     Третьей, наиболее  распространенной в современном  обществе формой политического  участия является представительная  демократия. Её суть - граждане избирают  в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их  интересы в  принятии политических  решений, в принятии законов и  проведении в жизнь социальных  и других программ. Процедуры  выборов могут быть самыми  разнообразными, но каковы бы  они не были, выборные лица  в представительной демократии  занимают свои посты от имени  народа и подотчетны народу  во всех своих действиях.

     Демократические  государства различны, но все  они имеют общие объединяющие  черты:

  1. Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном;
  2. Правительство основано на согласии управляемых;
  3. Правило большинства и правило меньшинства – признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства
  4. Гарантии основных прав человека;
  5. Свободные и честные выборы;
  6. Равенство перед законом;
  7. Справедливое судопроизводство;
  8. Конституционное ограничение правительства;
  9. Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм;
  10. Ценности сотрудничества и компромисса.

Информация о работе Политический режим как элемент формы государства