Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 21:26, курсовая работа
В данной курсовой работе мною будут рассмотрены понятия власти и государства, характерные признаки и типология государства и государственной власти. Также будет показана зависимость формы государства и психологии власти. Например, если видеть в государстве орудие насилия и подавления, то и в политике нужно видеть средство насилия и подавления, ввиду органичной связи государства и политики.
Рассмотрение в моей курсовой работе понятия общества - как совокупности общественных отношений позволило изучить исторические подходы к сущности государства, выявить специфику главных сфер общественной жизни. Но главной целью данной курсовой работы является постановка вопроса взаимоотношений государства, государственной власти и гражданского общества в общем смысле и конкретно в России.
Введение...............................................................................................3
1. Соотношение понятий – политическая власть и государство….4
1.1. Понятие политической власти ................................................4
1.2. Понятие государства.................................................................8
1.3. Государство, государственная власть
и гражданское общество: соотношение понятий.…………..10
2. Признаки государства ......................................................................12
2.1. Основные подходы к определению признаков государства .12
2.2 Признаки государства в реальной правовой системе………..13
3. Основные подходы к сущности государства ……………………..15
3.1. Социальное назначение государства…………….……………15
3.2. Основные подходы к сущности государства…………………17
4. Типология государства …………………………………………….20
Заключение ......................................................................................…..24
Литература.............................................................................
Государство можно определить как “особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающую волю и интересы господствующего класса или всего народа”2.
Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными. Государство изменяется вместе с изменением общества, политической формой организации которого оно является. Мы можем говорить об особенностях государственного механизма рабовладельческого, феодального, буржуазного общества и др. Это один подход к классификации государств; существуют и другие (см. раздел 4 данной курсовой работы).
В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно разделить на внешние и внутренние.
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства в пределах данной страны. Они характеризуют внутреннюю политику государства. К внутренним функциям относятся охранительные и регулятивные.
Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений. В этих целях государство обеспечивает правопорядок в обществе, равную защиту всем формам собственности, прав и свобод граждан, а также охрану окружающей природной Среды и так далее.
Осуществление регулятивных
функций предполагает роль
Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами. К числу внешних функций относятся: взаимовыгодное международное сотрудничество, обеспечение обороны государства от нападения из вне и другие. “Внешнеполитическая деятельность РФ основывается на признании и уважении государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и других методов давления, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права”1.
Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
1.3. Государство,
государственная власть и
соотношение понятий.
Государство и государственная власть находятся в тесной взаимосвязи. И эта взаимосвязь не сводится к тому, что государственная власть выступает одним из существенных признаков, отличающих государство от других социальных структур человеческого общества, негосударственных организаций, религиозных, профессиональных, партийных.
В широком, философском плане взаимосвязь государства и государственной власти можно рассматривать как соотношение формы и содержания. “Государство олицетворяет материальную силу государственной власти, которая не может осуществляться без соответствующего государственного механизма. Поэтому органы государства выступают основными орудиями власти, материальным ее выражением. Государственный орган, являясь основным структурным элементом государственного механизма, составной частью государственного аппарата, выступает в то же время в качестве официального выразителя государственной власти”1.
В правовом государстве система государственной власти основана на принципе разделения властей, на верховенстве права. Верховенство права означает, что государственные органы связаны правом, то есть действуют в строгом соответствии с Конституцией, законами, в рамках своей компетенции, в пределах тех государственно-властных полномочий, которыми они наделяются для выполнения стоящих перед ними задач. Власть подчинена праву.
В демократическом государстве государственная власть исходит от народа. Именно народ признается единственным источником государственной власти. Но выразителем воли народа, непосредственным как бы носителем государственной власти выступает государство как официальный представитель всего общества. Народ вправе и сам, непосредственно выражать свою государственную волю, осуществлять принадлежащую ему власть, например, путем референдума, то есть всенародного голосования по какому-либо вопросу государственной или общественной жизни.
“Государство и государственная власть оказывают свое упорядочивающее, регулирующее действие практически на все основные сферы жизни человеческого общества”2. Но общество не может быть сведено лишь к государственным формам его организации. Наряду с государственными структурами в обществе существуют и иные формы объединения и совместной деятельности людей, которые оказывают не менее важное влияние на их жизнь. Речь идет о гражданском обществе, которое включает “организацию и деятельность общественных организаций, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных объединений, а также сферу экономики (собственность, труд, предпринимательство), сферу воспитания, образования, науки и культуры, семью как первичную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации”1.
Таким образом, совокупность общественных отношений и институтов, охватываемых понятием гражданского общества, определяют во многом важнейшие основы жизнедеятельности человека в обществе и государстве, служат удовлетворению его разнообразных потребностей. При этом надо иметь в виду, что "гражданское" не просто прилагательное, к термину "общество". Оно возможно лишь тогда, когда складываются отношения, предполагающие активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей: экономической, политической, духовной.
Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Например, правотворческая деятельность государства, работа органов народного представительства тесно взаимосвязаны с деятельностью политических партий, общественных организаций граждан. Можно заключить, что нормальная и эффективная работа государственного механизма, всей организации политической власти общества невозможна без развитого гражданского общества, выступающего своеобразным посредником, важным звеном между личностью и государством. “Гражданское общество выступает той социальной средой, где реализуется большинство прав и свобод граждан и их объединений”2. Демократическое, правовое государство служит интересам личности и общества. Поэтому гражданское общество предполагает тесное сбалансированное взаимодействие государственное и негосударственных организаций.
2. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1. Подходы к определению
Общие основные признаки государства позволяют прежде всего вскрыть отличия любой государственной организации общества от его негосударственных объединений, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой “определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции”1.
Марксистский взгляд на признаки государства, отличающие второе от организации общественной власти в родовом строе, изложен Энгельсом в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”2. В главе “Варварство и цивилизация” автор выделяет общие признаки, которые присущи цивилизованному обществу:
Если определять государство с точки зрения социологии, то выделяют следующие признаки государства:
Все представители различных научных направлений формально не противоречат друг другу. Однако, государство в реальной действительности – это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних ступенях развития, поэтому целесообразно выделить те признаки государства, которые имеют место в наше время.
Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство, в отличие от догосударственной организации власти, характеризуется единой территорией, проживающим на ней населением, властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории. В то же время, как отмечает В.В. Кокошкин2, каждый из характерных признаков государства представляет сам сложное понятие и требует самостоятельного исследования. Поэтому ограничусь лишь перечислением и кратким описанием основных признаков государства, принятых в реальной действительности.
Признаками государства являются:
1. Наличие особой публичной
2. Территориальная организация
населения. Государственная власть
осуществляется в рамках
3. Государственный суверенитет, т.е.
“верховенство и независимость
государственной власти от
4. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Деятельность всех государственных органов основана на нормах права. Государство - единственная организация, которая осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.
5. Государственная организация с необходимостью предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке.
Таковы наиболее общие признаки государства как специфической организации
общества. Сами по себе, они не дают полного
представления о сущности и социальном
назначении государства в его историческом
развитии. Но с совершенствованием общества,
самого человека меняется и государство,
его общие признаки наполняются новым,
перекликающимся со старым, но более рациональным
содержанием.
3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
3.1. Социальное назначение
Сущность государства как общественного явления представляет собой “многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы”1.
Государство возникает как классовая организация политической власти. Это положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Анализ определенных экономических и социальных закономерностей возникновения и функционирования государства преимущественно с классовых позиций позволил дать “универсальное” определение сущности государства – государство есть “лишь организация, которую создает себе буржуазное общество для охраны общих внешних условий капиталистического способа производства”2. Однако, качественные изменения в жизни общества привели к изменению сущности государства. Возникновение советского государства, а потом ряда других государств после второй мировой войны уже не вкладывалось в вышеприведенную формулировку. Это позволило сделать вывод, что “ развитие государства – сложный диалектико-логический процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых в конечном счете начинают преобладать прогрессивные.”3