Понятие и признаки государства и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных вопросов. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Государство и общество
Понятие и признаки государства и общества…………………………….5
Общество и его особенности……………………………………………..13
ГЛАВА II. Место и роль государства в жизни общества
2.1. Роль государства в политической жизни общества……………………..17
2.2. Роль государства в экономической жизни общества…………….………22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.84 Кб (Скачать файл)

Понятие «общество» следует  отличать от понятий  «государство» (институт управления общественными  процессами, возникший  исторически позже общества)   и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Первое и, пожалуй, самое  важное значение термина «общество» - отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей исторического развития. Этот смысл слова «общество» очень часто не отличают от другого его значения - общества вообще, в котором выражается то общее, что присуще всем конкретным отдельным обществам, независимо от их типа, индивидуальных особенностей, времени существования и т.п. А отличать эти два смысла слово «общества» крайне необходимо для любого обществоведа.8

Структуру общества определяют исходя из разных основополагающих факторов. Если за основу берут уже указанные  факторы – совместный труд, общение, духовность, то выделяют три основные сферы жизни общества: экономическую, социально-политическую (правовую, нравственную), духовно-культурную (религия, наука, искусство).

Природный фактор разделяет  людей по полу, возрасту, расовым  признакам. Социально-территориальный  фактор делит людей на жителей  города и села. Социально-демографический – на мужчин, женщин, детей. Социально-этнический – на род, племя, народность, нацию, этнос.

К признакам общества целесообразно отнести: 1) территорию, то есть географическое пространство, на котором складываются социальные связи, отношения, взаимодействия между людьми;2) устойчивость (самореализацию), то есть способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи. Этому способствует контроль и реализация всей совокупности социальных связей. Они осуществляются с помощью таких институтов, как мораль, нормы, принципы, право, государство, религия, идеология;3) автономность (самодостаточность), то есть способность удовлетворять разнообразные потребности индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения;4)  универсальность, то есть наличие внутреннего механизма, который позволяет включить в сложившуюся систему социальные новообразования, например, общественные объединения, институты. Общество подчиняет их своей логике, заставляет действовать в соответствии с существующими социальными нормами и правилами;5) большую интегрирующую силу, то есть способность включать новые поколения людей в сложившуюся систему общественных связей и отношений, норм и правил поведения;6) развитую культуру, которая удовлетворяет потребности всех социальных слоев;7) политическую независимость, означающую то, что данное общество не является элементом других социальных систем;8) самообеспеченность, то есть платежеспособность, позволяющую той или иной стране своевременно уплачивать свои долги. Причем самообеспеченные страны могут производить не все потребляемые ими товары и услуги;9) заключение браков между представителями данного общества; 10) пополнение общества за счет деторождения или иммиграции; 11) собственное название и свою историю9.

Таким образом, общество представляет собой универсальный способ организации  социального взаимодействия и социальных связей.

Оно обеспечивает удовлетворение основных потребностей граждан, является самодостаточным, саморегулирующимся, самовоспроизводящимся организмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Общество и его особенности

В научной и учебной  литературе дается много определений  и характеристик человеческого  общества, но все они сходятся в  одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в  многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и  общностями. Это сложная саморазвивающаяся  система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями  и интересами. В обществе действуют  прежде всего не биологические, а  социальные законы.

Рассмотрение общества в  качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические  формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых, выявить специфику  главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); в-третьих, четко  определять субъектов социального  общения (личность, семья, нация и  др.).

О том, как, в силу каких  причин и условий возникло общество, в научных представлениях прошлого и настоящего нет однозначного решения. Однако всеми мыслителями, как правило, выделяется обязательный формальный признак  общества — совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей.

Что же придает совокупности индивидов характер общества? Как  подтверждают историческая и социологическая  науки, объединение индивидов в  человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих  интересов общество немыслимо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обстоятельство, что в одном  и том же обществе могут быть интересы не только сходные, но и противоположные друг другу10.

Общество создается на основе взаимных интересов, которые  осуществляются в результате взаимного  сотрудничества его индивидов. Это  позволяет достичь совместными  усилиями тех целей, которые недостижимы  для отдельного человека. К. Маркс, например, кратко определял общество как «продукт взаимодействия людей».

Но не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес — но это не общество. Совокупность индивидов  должна быть заинтересована не только в чем-то, находящемся вне ее, но и должна осознавать, что эта цель достижима только при совместном стремлении к ней. Это означает, что  у совокупности людей должна быть заинтересованность друг в друге, дающая возможность осуществления интересов  каждого.

Однако не всякая совокупность взаимодействующих индивидов на базе общих интересов образует общество (коллектив рабочих после выполнения работ по строительству дома может  распасться). Обществом можно назвать  только такую совокупность людей, в  которой индивиды связаны между  собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие  общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его  воспроизводство и саморазвитие.

Общество не произвольное или принудительное объединение  людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одаренного волей  и сознанием. К. Маркс был безусловно прав, говоря, что сущность человека состоит во всей совокупности его  общественных связей.

Человек — первичная клеточка общества. Но общество не есть механический конгломерат индивидов. Это сложное  социальное образование, состоящее из многообразных связей и отношений, складывающихся между членами общества и их различными объединениями.

Для общества как объединения  взаимодействующих индивидов характерен организующий фактор, который определяет границы человеческого поведения  в интересах всего общества. Эту  функцию выполняет само общества через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного  поведения11

В разные периоды исторического  развития общество принимало различные  формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т.е. экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, например, долгое время, было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого  расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменениями экономических  отношений появились социальные общности, группы, классы и т.п., имеющие  свои интересы и особенности.

Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т.е. устойчивых социальных и политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих  необходимые для общества социальные либо политические функции.

Как уже отмечалось, люди — существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь  по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью.

Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род  представлял собой группу (общность)людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал  выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты — племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Место и роль государства в жизни общества

2.1. Роль государства в политической жизни общества

Среди всех институтов общества государство в силу своих специфических  качеств занимает главенствующее положение. Государство и политическая система взаимосвязаны. Прежде всего, термин «политика» ведет происхождение от слова «полис», которым древние греки обозначали свои города – государства. Государство не является единственной организацией политической системы общества (последняя включает также политические партии, политическое сознание, политические отношения и т.д.). Однако государство представляет собойцентральное звено политической системы, является носителем политической власти13.

Роль государства в  политической жизни состоит в  следующем:

Государство представляет общество в целом, государство от имени  общества принимает властные решения, общеобязательные для исполнения. Государство, по сути дела, выступает средством  политической интеграции общества на определенной территории, политической организацией гражданского общества. Государство  в  любой  стране  и на любом  этапе  развития общества выступает  как  самая массовая, самая широкая  организация. Оно объединяет или, по крайней мере, стремится  объединить  вокруг  себя самые  различные слои населения.

В конституциях и других своих основополагающих актах оно  стремится  закрепить  себя   и представиться  непременно  как   государство  всего народа, государство всех  и для всех. 

Это особенно  ярко, неприкрыто  проявляется  в конституциях  таких государств, как Германия,   США,   Франция,   Испания,   Швеция,  Япония  и др.

В Конституции США,  например, это стремление  закрепляется    в  следующей  формуле: «Мы, народ   Соединенных Штатов, в  целях    образования   более совершенного  Союза, утверждения  правосудия, охраны  внутреннего спокойствия, организации  совместной обороны, содействия   общему  благосостоянию  и обеспечения нам  и нашему  потомству  благ  свободы,  утверждаем  и вводим  эту  Конституцию  для  Соединенных  Штатов Америки»14.

В Конституции  Швеции  подобное стремление  государства  выступать в качестве  организации  всего народа  выражается  в  закреплении  положения,  согласно   которому  «вся  государственная  власть  в Швеции  исходит от народа.  Правление шведского  народа основывается на свободном   формировании  мнений  и на   всеобщем   и равном    избирательном    праве.  Правление  осуществляется  посредством  государственного   строя,  основанного на представительной  и парламентской системе,   и  посредством   коммунального  самоуправления»15.

В преамбуле к конституции  Японии подобное стремление проявляется  в декларации: «Мы, японский народ, действуя через посредство наших должным  образом избранных представителей в Парламенте и исполненные решимости  обеспечить для себя и для своих  потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение  свободы для всей нашей страны, исполненные решимости не допустить  ужасов новой войны в результате действий правительства, провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливает настоящую  конституцию»16.

Аналогичные положения, указывающие  на стремление государства выступать  в качестве организации всех и  для всех, в виде института, представляющего  интересы всего народа, содержались  в конституционных актах СССР и других, именовавших себя социалистическими, стран.

Так, ст. 1 конституции СССР 1977 года провозглашала, что «Союз  Советских Социалистических Республик  есть социалистическое общенародное государство,  выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций  и народностей страны». Статья 2 этого же документа закрепляла, что «вся власть в СССР принадлежит народу» и что « народ осуществляет государственную власть через советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР»17.

Информация о работе Понятие и признаки государства и общества