Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:24, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы о понятии, структуре и видах норма права. Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.
Введение. 3
1. Понятие нормы права. 4
2. Структура правовой нормы.. 13
3. Виды гипотез, диспозиций и санкций. 20
4. Классификация норм права. 26
Заключение. 37
Список используемой литературы.. 39
Таким образом, «норма права как
общее правило поведения
В-шестых, содержание правовой
нормы определяется объективной
природой того вида общественных отношений,
на упорядочение которых она направлена.
Оно формируется под влиянием
социального опыта
Норма права – правовая
реальность даже в том случае, если
она ни разу не применялась для
регулирования фактических
Таким образом, норма права – это общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного.
Норма права является научным,
объективно обоснованным предписанием
– моделью общественного
«Общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы. Общее в праве, в конечном счете, есть отражение того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида, являющихся социальными отношениями».[5]
В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшение содержания норм, укрепление их «истинности»; упорядочение их структуры и системы в целом.
Первый путь характеризуется
тенденцией к все более точному
отражению потребностей общественной
жизни, без чего невозможно обеспечить
возрастание эффективности
Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, являются:
1. Точное отражение в
правовых предписаниях
2. Соответствие норм права
требованиям морали и
3. Соблюдение требований
системности (
4. Учет в процессе
Таким образом, подведем краткие итоги:
а) норма права может
быть определена в качестве исходящего
от государства и охраняемого
им общеобязательного правила
б) правовая норма является общим правилом поведения, т.е. образцом, эталоном поведения людей, их коллективов;
в) правовая норма – правило абстрактного, обобщенного характера, первичный элемент права как системы;
г) правовая норма – государственно-
д) правовая норма – явление широкое, многоплановое и в то же время конкретное по содержанию.
2. СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ
Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно, в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой нрава, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов – предписаний, выполняющих все указанные выше функции.
Глубокое, разностороннее влияние
на структуру нормы права
Выделение правоохранительных
предписаний только отражается на структуре
регулятивных норм, из состава которых
«выводятся» указания на государственно-принудительные
меры обеспечения, но и влечет за собой
формирование самостоятельных
Будучи составной частью более широкой проблемы вопрос о структуре юридической нормы имеет свое вполне самостоятельное значение. Здесь (как и при характеристике видов юридических норм) перед нами микроструктура права. В ней в отличие от макроструктуры – подразделения права на отрасли и институты (система права) – не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В то же время «в структуре нормы и видах норм проявляются те специфические функции, которые выполняют юридические нормы как первичное звено структуры права, – обеспечение конкретизированного, детального, точного и определенного нормативного регулирования общественных отношений».[6] А отсюда в рассматриваемых вопросах большее значение приобретают юридико-техническая сторона, конструктивные моменты организации содержания нормы, т. е. то, что относится к догме права.
Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих ее элементов. Главное в этой типовой схеме – нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах.
Норма-предписание воплощает государственное веление в виде цельного нормативного положения, посвященного конкретному вопросу правового регулирования. Логическая же норма характеризует бытие и связь конкретных предписаний, их государственно-принудительное, нормативно-регулирующее качества.
Внутреннее строение, связь
элементов, образующих структуру нормы,
отличаются инвариантностью, жесткостью,
«неразрушимостью». Причем эти элементы
(гипотеза, диспозиция, санкция) объединены
не на началах иерархической
С внешней стороны (т. е. со стороны внешней формы) нормы-предписания и логические нормы получают языково-логическое, словесно-документальное изложение в тексте нормативного юридического акта: его статьях и иных структурных подразделениях акта.
Главное, что здесь необходимо отметить, это различия между нормой права и статьей нормативного акта. Однако соотношение между нормой и статьей во многом зависит от того, рассматривается ли это соотношение применительно к логической норме или же к норме-предписанию.
Логическая норма, призванная
выразить в основном связи между
специализированными
Норма-предписание, как, правило,
соответствует первичной
Практика законодательства
показывает, что выделение части
нормы-предписания возможно только
путем самостоятельного ее формулирования
в виде особого общего правила (при
этом качество самостоятельного правила
сохраняет и «усеченная» норма)
Однако при характеристике
соотношения нормы-предписания
Чем выше уровень специализации
права, тем более упрощаются правовые
предписания, каждое из которых становится
самостоятельным нормативным
«Структура логической нормы выражается в жесткой, инвариантной связи таких элементов, которые в своем единстве обеспечивают государственно-властное регулирование общественных отношений».[7] Набор элементов логической нормы таков, что он позволяет ей быть «автономным», относительно обособленным регулятором, аккумулирующим все то, что необходимо для юридического опосредования общественных отношений.
В соответствии с этим логическая норма включает в свой состав три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.
а) гипотеза – указание конкретных
фактических жизненных
б) диспозиция – «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а арендатор в случае неисполнения арендодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.
в) санкция – вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции – побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.
Санкция называет поощрительные
или карательные меры (позитивные
или негативные последствия), наступающие
в случае соблюдения или, напротив,
нарушения правила, обозначенного
в диспозиции нормы. Иногда в статье
закона формируется только часть
нормы, а другие ее части следует
обнаруживать в других статьях или
в ином нормативном акте. Отсюда
следует необходимость