Введение
Актуальность настоящей работы
вызвана тем, что вопрос о функциях государства
на любом этапе развития является одним
из важнейших в теории государства. Это
связано с тем, что в функциях проявляется
сущность государства, его социальное
назначение.
Под функциями государства
понимают основные направления его деятельности,
вытекающие из его сущности и роли в общественной
жизни. В отличие от задач государства,
которые могут носить временный, локальный
характер, функции государства имеют постоянный
характер и общесоциальную направленность,
хотя в различные исторические эпохи они
могли быть направлены и на узкокорпоративные
цели. Если в Древнем мире или Средневековье
государство активно осуществляло такие
классовые функции, как подавление сопротивления
рабов и крепостных крестьян, обеспечение
условий для их эксплуатации, то функции
современных развитых демократических
государств направлены на осуществление
общесоциальных проблем, связанных с защитой
прав и свобод личности, поддержанием
общественного порядка, обеспечением
мира и безопасности и т.д.
В советской юридической науке
был выработан взгляд на проблему государства,
служивший в течение нескольких десятилетий
идеологическим оправданием тоталитарного
режима. Положение изменилось в связи
с официальным признанием необходимости
формирования в нашей стране правового
государства.
Согласно современным представлениям
о сущности государства данный институт
представляет собой распространенную
на определенную территорию форму организации
совместной жизни людей в целях обеспечения
социально-экономических и политических
интересов общества. Указанные задачи
могут быть решены исключительно путем
реализации соответствующих функций государства.
В свою очередь, функции государства являются
основными направлениями его деятельности,
определяемыми задачами, стоящими перед
государством, а также его ролью и местом
в обществе.
Кроме того, вопросы функций
государства остаются и в настоящее время
дискуссионными. В научной литературе
встречаются во многом противоположные
точки зрения по этому вопросу, встречаются
и критические отзывы о вышедших учебниках
и научных трудов.
Вопросы функций государства
были рассмотрены в трудах различных исследователей.
Среди них хотелось бы выделить М.И. Байтина,
С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, В.М. Корельского,
В.В. Лазарева, Л.А. Морозову, М.Н. Марченко
и др.
Цель моей работы
– наиболее полно раскрыть
понятие «функции
государства» с учетом
специфики российского государства.
Достижение
таковой цели возможно при выполнении
следующих задач:
- раскрыть понятия функций
государства, позиции различных учёных
в определении функций государства;
- раскрыть сущность функций
государства с учетом изменения
самого государства;
- характеризовать классификацию
функций государства;
- изучить формы и механизмы
реализации функций государства.
По своей структуре работа
состоит из введения, трёх глав, заключения
и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и признаки
функций государства
Государство возникает
в том обществе, в котором необходимо
решать какие-либо задачи, требующие
сложной организации человеческих
взаимоотношений. Процесс решения
поставленных перед государством
основных задач называется его
функционированием.
В переводе с латинского языка
слово "функция" (functio) означает "совершение",
"исполнение". В философском плане
оно рассматривается как "внешнее проявление
свойств какого-либо объекта в данной
системе отношений". В общесоциологическом
смысле оно понимается как совокупность
обычных или же специфических действий
отдельных лиц или органов, обусловленных
их природой или необходимостью выживания;
как наличие у отдельного лица или группы
лиц специфических обязанностей, выполнение
которых им предписывается в процессе
выполнения ими служебной деятельности
(функция врача и т.п.). В данном случае
функция воспринимается как служебная,
профессиональная или любая иная потребность
или обязанность действовать в соответствии
с существующими правовыми и моральными
установками и в соответствующей манере.
В юридической литературе функция трактуется
как действие, деятельность, обязанность,
назначение, направление деятельности.
Наиболее распространенный
в отечественной науке подход отождествляет
функции государства с основными направлениями
его деятельности, обусловленными сущностью
и содержанием государства, а также стоящими
перед ним на том или ином этапе развития
целями, задачами и его социальным назначением.
Такого определения придерживались
советские правоведы (М.И. Байтин, Н.В. Черноголовкин,
В.Б. Коженовский и др.), а вслед за ними
и значительное число современных исследователей
государства (А.А. Адыев, С.В. Бабаев, А.Н.
Васенина, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, Н.И.
Матузов и А.В. Малько, Л.И. Спиридонов,
А.В. Сим, Ю.Г. Просвирнин, Е.В. Рябова, И.С.
Штин и др.).
Итак, функции государства –
это основные направления деятельности
государства, в которых раскрываются его
социальная сущность и назначение в обществе.
Функции государства характеризуются
следующими признаками:
- функции государства носят динамичный
характер, то есть предназначены для применения
в течение определенного времени;
- функции государства отражают его сущность.
Само содержание функций учитывает и отражает
интересы соответствующего общества либо
его отдельных слоёв. Поэтому через анализ
функций государства можно определить
его тип: является ли государство рабовладельческим,
феодальным, капиталистическим, социалистическим,
демократическим и т.п. - понятие «функции
государства» относятся к числу управленческих
категорий;
- функции государства носят объективный
характер, то есть обуславливаются факторами
внешней среды (потребностями общества,
международной политической обстановкой,
уровнем развития технологий, способом
общественного производства и пр.);
- функции государства подвижны. С ходом
истории, в процессе эволюции государства
изменяется набор его функций, модифицируется
их содержание; - каждая функция государства
имеет свой объект воздействия, которым
является конкретная сфера общественных
отношений (экономика, безопасность, экология
и пр.);
- каждая функция государства имеет своё
содержание, которое показывает, что именно
делает государство в определённом направлении,
как воздействует на конкретную сферу
общественных отношений.
Особенностью функций государства
является их формально-юридическое закрепление,
а их осуществление происходит в специальных
организационных формах: правотворческой,
правоприменительной, правоисполнительной,
правоохранительной и организационной.
Глава 2. Классификация функций государства
2.1 Критерии классификации
Государство выполняет большое
количество различных функций, поэтому
целесообразно их классифицировать по
определённым критериям.
По мнению ряда авторов, наиболее
общими критериями отграничения одной
функции от другой являются сфера общественных
отношений, в которых та или иная функция
реализуется, а также организационное
и юридическое содержание государственной
функции.
Одной из главных классификаций
является деление функций на внутренние
и внешние.
К внутренним функциям современного
государства относятся:
- экономическое регулирование
национальной экономики;
- социальная:
- экологическая;
- охрана прав и свобод
граждан, включая охрану правопорядка,
борьбу с преступностью и поддержание
режима конституционной законности;
- внутриполитическая (обеспечение
народовластия и государственного
суверенитета политическими средствами
и методами);
- идеологическая (пропаганда
определённых идей, ценностей, воспитание
в духе официальной идеологии и т.д.);
- информационная;
- налогообложения.
К внешним функциям современного
государства относятся:
- внешнеэкономическая;
- оборона страны, включая
обеспечение мира и поддержание
мирового порядка;
- международное представительство,
включая сотрудничество с другими
странами в решении глобальных
проблем, сотрудничества с международными
организациями;
- внешнеполитическая.
Функции государства подразделяются
также на основные (главные) и неосновные
(второстепенные). Основные функции –
это важнейшие направления деятельности
государства по выполнению основных стратегических
задач и целей. Основные государственные
функции осуществляются всеми звеньями
государственного аппарата и относятся
к деятельности государства в целом, носят
комплексный характер. Неосновные функции
осуществляются в различных сферах жизни
государства и группируются по различным
основаниям.
Данная классификация в достаточной
степени условна, так как нельзя однозначно
говорить о приоритете одной функции над
другой, они реализуются в комплексе и
имеют важное значение.
В юридической науке советского
периода, а также в ряде современных научных
трудов функции государства подразделяются
на классовые и общесоциальные.
Под классовыми функциями понимаются
функции непосредственного государственного
воздействия на общество. В частности,
классовыми следует считать экономическую,
военную функции и др. Общесоциальными
функциями считаются экологическая, социальная
и т.д. Одни учёные (М. И. Байтин) утверждают,
что чем большее количество общесоциальных
функций реализует государство, тем более
значительна роль государства как социального
регулятора, средства достижения общественного
компромисса. Другие авторы (М. Н. Марченко
и др.) полагают, что круг общесоциальных
функций очень невелик, они ограничиваются
только рациональным природопользованием,
внедрением новых технологий. Третьи авторы
(В. М. Сырых) отмечают, что классовый подход
к определению государственных функций
неприменим, что представляется вполне
справедливым в свете их многообразия
и постоянного изменения.
2.2 Содержание внешних
функций государства
Государство является главным
субъектом политико-правовых отношений
и на международной арене выступает представителем
не просто населения, проживающего на
определённой территории, но и общества,
объединяющего конкретных личностей в
социальную среду. В связи с этим, функции
государства имеют особое значение как
для самого государства, так и для общества.
Внешние функции государства
зависят от факторов географического,
экономического, исторического и иного
характера. Они меняются под влиянием
изменений геополитической обстановки
в мире, факторов объединения и распада
различных государств, изменения территориальной
организации населения. Одни функции полностью
уходят в прошлое, другие трансформируются,
третьи возникают вновь.
С развалом Советского Союза
и образованием на его основе независимых
государств изменились и внешние функции
Российской Федерации. Россия приобрела
статус суверенного и независимого государства,
что повлекло приобретение самостоятельных
государственных функций. Основные внешние
функции России совпадают с внешними функциями
большинства государств мира.
Оборона страны. С развалом
СССР ушли в прошлое времена «холодной
войны», ядерной конфронтации и ряд других
проблем внешнеполитического характера.
Но необходимость обороны страны не отпадает
ни при каких обстоятельствах. «Однополярный»
мир, образовавшийся на исходе ХХ в., требует
от России большого внимания к проблемам
обеспечения обороноспособности страны.
Произошло расширение НАТО на восток,
эта международная военизированная организация
вплотную приблизилась к границам России.
Для обеспечения функции обороны в России
функционируют Вооружённые силы. Они существуют
для отражения агрессии, направленной
против Российской Федерации, защиты целостности
и неприкосновенности территории РФ, а
также для выполнения задач по обеспечению
международной безопасности.
Правовой основой функции обеспечения
обороны страны является Конституция
РФ, федеральные законы «Об обороне», «О
воинской обязанности и военной службе»,
«О статусе военнослужащих» и др. Федеральный
закон «Об обороне» является базовым нормативным
актом, определяющим основы организации
и обеспечения обороны страны. В нём определяется
порядок применения специальных средств
для обеспечения обороны страны, ответственность
за нарушение законодательства РФ в сфере
обороны. [2]
Обеспечение мира и международной
безопасности. Для реального обеспечения
обороны страны и государственной безопасности
недостаточно иметь боеспособные Вооружённые
силы в пределах территории России. Необходимо
активно учавствовать в деятельности
по обеспечению международной безопасности.
Данная функция осуществляется в нескольких
направлениях. Главное направление –
недопущение глобальной мировой войны.
Другим не менее важным направлением
является активное участие в деятельности
международных организаций. Основная
задача в этом процессе – укрепление ООН.
ООН в силу исторических традиций – самый
всеохватывающий институт международного
сотрудничества и международной безопасности.
Помимо ООН, Россия активно участвует
в деятельности Совета Европы и других
организаций.
Для обеспечения реализации
данной функции России предоставляет
свои Вооружённые силы в качестве миротворческих
контингентов для участия в урегулировании
международных конфликтов по решению
Совета Безопасности ООН и в соответствии
с межгосударственными соглашениями.
Правовой основой этого служит Федеральный
закон «О порядке предоставления Российской
Федерацией военного и гражданского персонала
для участия в деятельности по поддержанию
или восстановлению международного мира
и безопасности». [3] В настоящее время
Россия участвует в миротворческих операциях
на территории Грузии, Таджикистана и
в ряде других стран.
Внешнеэкономическая функция.
Большинство государств не может существовать
изолированно от остального мирового
сообщества. Это обусловлено тем, что каждое
из государств нуждается в определённых
товарах либо услугах, которые производят
другие страны, либо производство которых
хотя и возможно в одной стране, но в условиях
международного разделения труда более
экономически целесообразно в другой.
Основными видами деятельности
государства в области экономики являются:
- таможенная политика;
- участие в международных
экономических союзах;
- стимулирование отечественных
транснациональных корпораций;
- торговля товарами и
услугами.
Таможенная политика позволяет
государству регулировать оборот национальных
и заграничных товаров. Если правительство
считает, что импорт определённого товара
нежелателен, то его ввоз ограничивается
таможенными барьерами. В настоящее время
считается, что национальная российская
экономика получает значительные доходы
от подакцизных товаров, к которым относится,
в частности, алкоголь. Аналогичен и механизм
регулирования вывоза товаров из страны.
В настоящее время Российской Федерации
выгодно стимулировать вывоз готовых
товаров из страны и ограничивать вывоз
некоторых видов сырья, в частности, леса.