Понятие и принципы нормотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:11, курсовая работа

Краткое описание

Обоснованием актуальности выбранной мною темы является то, что процесс нормотворчества является неотъемлемой частью существования любого общества и государства в целом. Ведь, менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных социальных процессов в рамках правовых норм, совершенствование права и развитие общества. Как отмечал Томас Гоббс: ”Только в государстве и обществе существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков, и таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства и общества в целом“ . Проще говоря, с того самого момента, когда возникла необходимость регулирования отношений между государством и обществом в целом и отдельно в каждом из этих элементов, и возникло нормотворчество.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………

1. Понятие и принципы нормотворчества ……………………………………..
2. Этапы и стадии правотворческого процесса ………………………………..
3. Виды нормотворчества …………………………………………………….....
4. Юридическая техника…………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………

Список использованной литературы и источников…………….......................

Вложенные файлы: 1 файл

ОТП КУРСОВАЯ.docx

— 90.97 Кб (Скачать файл)

- проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь - Министерством юстиции Республики Беларусь, уполномоченным структурным подразделением Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;

- проектов нормативных правовых актов министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов - их юридическими службами, а проектов нормативных правовых актов местных Советов депутатов - юридическими службами соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

По решению нормотворческого органа (должностного лица) проект нормативного правового акта может быть подвергнут иной экспертизе (финансовой, экономической, экологической, криминологической и т.д.), за исключением случаев, когда настоящим Законом предусмотрено проведение экспертизы в обязательном порядке.

Порядок проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов  определяется законодательством Республики Беларусь.

Внесение законопроектов либо их разработка постоянными                            комиссиями Парламента

Тот  государственный  орган  либо  группа  граждан,   которая   внесла предложение о необходимости принятия  нового закона либо внесения  изменений и дополнений в уже действующий закон, они же  и  предлагают  проект  данного закона  или  поправок  в  закон.  Однако  основную  работу   по   разработке законопроекта  выполняет  определенная   постоянная   комиссия   Парламента, которая правомочна, для этой  цели,  приглашать  специалистов  не  только  в области права, но и специалистов иных отраслей общественной жизни.

Хотелось бы в данном вопросе  немного рассказать о постоянных  комиссиях Парламента  Республики Беларусь. Как  правило, они  осуществляют предварительное рассмотрение и подготовку вопросов, относящихся к  ведению Национального собрания Республики Беларусь, ведут  законопроектную работу, осуществляют контроль исполнения законов. Попутно можно отметить, что подобные комиссии существовали еще  в  древности, в частности в Афинском Совете. Постоянные комиссии, как правило,  образуются  на  первой  заседании палат из числа депутатов, которые могут быть членом только  одной  комиссии.

В работе других комиссий депутат  вправе участвовать с правом  совещательного голоса.  На  сегодняшний  день  всего  существует  16  комиссий:  в   Палате представителей – 11, Совете Республики – 5 (комиссия  по  законодательству  и государственному  строительству,  по  экономике,   бюджету,   финансам,   по социальным  вопросам,  по  рыночной  политике,  по  международным  делам   и национальной безопасности). Заседания  комиссий  могут  проводиться   как  в период работы сессии, так и между сессиями палат Парламента.  В  необходимых случаях палаты Парламента  могут  создавать  временные комиссии, например: следственную, ревизионную, конституционную. Они также  избираются  из  числа депутатов,  но  могут  привлекать  к  своей  работе  ученых  и  практических работников. Они также могут проводиться  для  решения  временных  задач  или досрочного роспуска Парламента.

Обсуждение законопроекта  в Парламенте

    В  соответствии с  Конституцией   Республики   Беларусь   первоначально законопроект подлежит рассмотрению в нижней палате Парламента,  то есть  Палате представителей. Рассмотрение законопроекта в  нижней  палате  происходит  по усмотрению самих парламентариев либо  постатейно,  либо  по  разделам,  либо целиком. При  наличии  возражений  на  законопроект,  он  по   решению  депутатов возвращается  в  соответствующую постоянную  комиссию  на  доработку. Это позволяет говорить о так называемом первом и  втором чтении закона. Затем доработанный  постоянной комиссией  законопроект  возвращается  в   Палату Представителей для второго чтения. Второе  чтение  опять  же  по  усмотрению парламентариев может быть постатейным, по разделам либо целиком.

Законопроект принимается Палатой представителей простым  большинством голосов  от ее полного состава (56 голосов депутатов Палаты представителей). После принятия законопроекта нижней палатой Парламента, он передается на рассмотрение в верхнюю палату Парламента, Совет Республики, в  течение  пяти дней, который  должен  рассмотреть  законопроект  в течение не более чем двадцати дней, если иное не предусмотрено   Конституцией.   Если   за законопроект проголосовало большинство от полного состава Совета Республики (33 члена Совета Республики), либо если  в течение двадцати  дней,  а при объявлении законопроекта срочным  - десяти дней со дня внесения  он  не  был рассмотрен  нижней палатой Парламента, закон считается одобренным.

Если Совет Республики одобряет законопроект, то законопроект становится законом. В случае  если Совет Республики отклоняет  законопроект,   то создается согласительная комиссия на  паритетной  основе  из состава обеих палат, которая должна выработать согласованный текст,   преодолевающий разногласия  между  палатами. Текст  этого законопроекта, выработанный согласительной  комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

Если комиссия не смогла  выполнить  свою  задачу,  то  Президент либо по его поручению Правительство направляют законопроект в Палату представителей, которая должна принять окончательное решение, но уже  двумя третьими от полного состава нижней палаты (75 голосов депутатов).

Принятие закона

Законопроект становится законом, за исключением случаев предусмотренных  Конституцией,  после  принятия  Палатой  представителей   и одобрения Советом Республики. После всего  сказанного,  закон  передается  в десятидневный срок Президенту, который должен  рассмотреть его  в  течение двух недель  с  момента  получения.   Президент  его  подписывает,  если он согласен с текстом закона.  Если  по  истечении  двух  недель  Президент  не возвратил закон в Парламент, то закон считается  подписанным.  В случае не подписания Президентом закона, он  должен в течение четырнадцати  дней  с момента представления ему закона, возвратить его в Палату представителей со своими возражениями, которая  должна  рассмотреть  закон  с   возражениями Президента не позднее тридцати  дней и принять решение  квалифицированным большинством   голосов   от   своего   полного   состава.   Затем   повторно рассмотренный закон в течение  пяти  дней  направляется  Совету  Республики, который должен рассмотреть его повторно  не  позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен квалифицированным  большинством  голосов от полного состава Совета Республики (43 члена Совета Республики). Затем закон  направляется  вторично  на   подпись   Президенту,   который   должен рассмотреть его в десятидневный срок. В не зависимости  от  того  будет  или нет, в этот срок, закон подписан Президентом,  он  вступает  в  юридическую силу. Если закон не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии, то он не считается подписанным и не вступает в силу. В таком же порядке палатами  рассматриваются  возражения   Президента   на   отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до  вынесения соответствующего  решения  Палатой  представителей  и Советом Республики закон подписывается Президентом и  вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента. Заседания палат являются открытыми. Если этого требуют  интересы государства,  палаты  могут  принять  решение  большинством  голосов  от  их полного  состава  о   проведении   закрытого   заседания.   Президент,   его представители, Премьер-министр и члены  Правительства  могут  выступать  вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько они этого  требуют во время заседаний (в том числе и закрытых). Также необходимо отметить, что для вопросов депутатов Палаты представителей и членов  Совета  Республики  и ответов Правительства резервируется одно заседание в месяц21.

Официальное опубликование  и вступление в силу                             законодательных актов

Порядок официального опубликования  законодательных актов:

-  Декреты  Президента  Республики  Беларусь  и  законы   Республики   Беларусь подлежат официальному  опубликованию. Под официальным                             опубликованием  понимается  доведение   их   до всеобщего  сведения  путем  воспроизводства  текста  законов  и  декретов  в издании Национального реестра правовых актов республики Беларусь.

Официальное опубликование  законов и  декретов  осуществляется  на  том государственном  языке,  на  котором   они   приняты.   Датой   официального опубликования считается день выхода в свет официального издания,  в  котором помещен текст декрета или закона. Не подлежат опубликованию  законодательные акты или их отдельные  положения,  содержащие  государственные  секреты  или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

В  случае  разновременного  опубликования  законодательного   акта   в нескольких   официальных   изданиях    дата    официального    опубликования законодательного акта и срок вступления его  в  силу  определяется  по  дате первоначального опубликования.

Законодательные  акты  публикуются  с   указанием   их   обязательных реквизитов: наименование органа, принявшего законодательный акт, вида  этого законодательного акта, даты его принятия  (издания),  порядкового  номера  и названия.

Официальное опубликование  законодательных  актов  в  неполном  изложении  не допускается, за исключением  случаев  опубликования  законодательных  актов, содержащих отдельные положения, не подлежащие опубликованию.

Срок и условия  официального опубликования законодательных  актов

     Декреты Президента  Республики Беларусь и законы  Республики  Беларусь после подписания  Президентом Республики Беларусь, в  том  числе  в   случаях, когда в соответствии  с  Конституцией  Республики  Беларусь  закон  считается  подписанным, подлежат немедленному  и обязательному    официальному  опубликованию22.

Также  следует  отметить,   что   законодательные   акты   могут   быть опубликованы в изданиях,  не  являющихся  официальными,  также  доведены  до всеобщего  сведения  по  телевидению  и  радио,  переданы  посредством  иных способов  распространения  информации.  Законодательные  акты   могут   быть опубликованы в неполном изложении с пометкой ”Извлечение“.  Опубликование законодательных актов в изданиях, не являющихся  официальными,  является  неофициальным.

Вступление в  силу законодательных актов

Декреты Президента Республики Беларусь  и  законы  Республики  Беларусь вступают в силу с момента:

•  указанного в самом законодательном акте;

• через десять дней после  официального опубликования законодательного акта.

Официальными  изданиями  для  законов  являются: издание  Национального реестра правовых актов Республики Беларусь;  ”Народная газета“ (на русском языке); газета ”Звязда“ (на белорусском языке).

      Для   декретов  Президента  официальными  изданиями  являются:  издание  Национального реестра правовых  актов Республики Беларусь; газета  ”Советская Белоруссия“.

Некоторые законодательные  акты (кодексы) вводятся  в  действие  специальными законами.

Законодательные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей  граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.  При  этом,  как правило, законодательные  акты публикуются после включения  их в  Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь23.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 . Виды нормотворчества

 

Нормотворческая деятельность государств осуществляется в различных  видах и формах. В каждой стране существуют свои особенности этой деятельности, которые проявляются в наличии  у того или иного государства  особенных видов нормотворчества, в существовании различной процедуры  принятия и вступления нормативных  правовых актов в силу, в установлении особого порядка законодательного закрепления нормотворческой деятельности государственных органов и другого.

Таким образом, нормотворчество по субъекту делится на следующие виды:

-    нормотворчество народа путем референдума;

- нормотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;

- нормотворчество негосударственных организаций в случае   делегирования им специальных полномочий.

Следует  иметь  в  виду,  что  кроме  классификации  нормотворчества   по субъектам  возможна  классификация  и  по   другим   основаниям. Так, по содержанию нормотворческой  деятельности  нормотворчество  делится  наследующие виды:

-  подготовка, экспертиза  и принятие нормативных правовых  актов;

- изменение и дополнение  нормативных правовых актов;

-  отмена нормативных  правовых актов.

По юридической силе и  по субъектам можно выделить пять основных видов нормотворчества: законотворчество, подзаконное нормотворчество, локальное нормотворчество местного самоуправления (муниципальное право), прямое непосредственное нормотворчество, договорное нормотворчество.

Среди всех видов нормотворчества как особый вид выделяется законотворчество, что обусловлено высшей юридической силой таких нормативно-правовых актов, как закон. Законотворчество - это деятельность по подготовке, обсуждению и принятию законов. Закон - нормативно-правовой акт высшей юридической силы, отличается определенной стабильностью, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, принятый высшим представительным органом законодательной власти (парламентом) в особом процедурном порядке.

Законом регулируются вопросы, имеющие важное государственное  значение: вопросы конституционного строя; принципы организации, порядок  формирования и деятельности высших и местных органов государственной  власти и самоуправления; основные права, свободы и обязанности  граждан, гарантии их обеспечения; основные условия создания и деятельности общественных и политических организаций; решение вопросов принятия и изменения  бюджета; налогообложения; установление основных положений регулирования  экономики; основные вопросы обороны, международных отношений и тому подобное.

Таким образом, следует помнить, что акцент в нормотворческой деятельности делается именно на законах и вопросах их подготовки, так как именно законы являются основополагающими актами, своего рода ”ядром“, нашей системы права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Юридическая техника

 

 Юридическая техника  – это совокупность правил  разработки, оформления, публикации  и систематизации нормативных  правовых актов. 

Таким образом, под юридической  техникой понимается совокупность  методов,  средств  и  приемов,  используемых  в соответствии  с  принятыми  правилами  при  выработке  и  систематизации  нормативно-правовых актов  для обеспечения  их совершенства.

Считается, что авторство  термина ”юридическая техника“ принадлежит  немецкому правоведу  Рудольфу  фон  Иерингу (1818-1892), который назвал  так свою небольшую работу, предваряющую его фундаментальный труд ”Дух  римского права на различных ступенях его развития“.

Тем не менее, фактически, исследования по юридической технике, то есть искусству  написания законов и иных правовых документов, восходят ещё к античным авторам, в частности, Платону  и  Аристотелю. Немалая  заслуга  в  разработке понятия, позже названного юридической техникой, принадлежит    Ф. Бэкону, Т. Гоббсу, Дж. Локку, Ш.-Л. Монтескье, а также другим мыслителям Нового времени и Просвещения. Большую  роль сыграли и труды основоположника  английского утилитаризма И. Бентама. В России соображения технико-юридического характера высказывались Петром I в ряде его указов, Екатериной II в её Наказе Уложенной комиссии, М. М. Сперанским.

Информация о работе Понятие и принципы нормотворчества