Понятие и принципы нормотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:11, курсовая работа

Краткое описание

Обоснованием актуальности выбранной мною темы является то, что процесс нормотворчества является неотъемлемой частью существования любого общества и государства в целом. Ведь, менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных социальных процессов в рамках правовых норм, совершенствование права и развитие общества. Как отмечал Томас Гоббс: ”Только в государстве и обществе существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков, и таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства и общества в целом“ . Проще говоря, с того самого момента, когда возникла необходимость регулирования отношений между государством и обществом в целом и отдельно в каждом из этих элементов, и возникло нормотворчество.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………

1. Понятие и принципы нормотворчества ……………………………………..
2. Этапы и стадии правотворческого процесса ………………………………..
3. Виды нормотворчества …………………………………………………….....
4. Юридическая техника…………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………

Список использованной литературы и источников…………….......................

Вложенные файлы: 1 файл

ОТП КУРСОВАЯ.docx

— 90.97 Кб (Скачать файл)

Начиная с конца XIX – начала XX столетий исследования по юридической  технике бурно развиваются, чему способствовали как повышение  значения парламентов в системе государственной  власти большинства европейских  государств и, как следствие, интенсификация законотворчества,  так  и  распространение  философских  идей  позитивизма,  а  позднее - неопозитивизма с их повышенным вниманием к проблемам  точности языка.      В настоящее  время как  отечественная,  так  и  зарубежная  юридическая  наука  насчитывает  большое  количество исследований в области юридической  техники.

Выделяют элементы юридической  техники, под которыми понимают её методы, правила, приёмы и средства.

Методы  юридической  техники – наиболее  общие требования,  предъявляемые юридической наукой  и практикой к процессу  создания  законов и иных  нормативных правовых актов.  К  их  числу  относятся,  во-первых,  методы-принципы,  определяющие  содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и так далее),  во-вторых,  общенаучные  методы  познания (анализ  и  синтез,  индукция  и  дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование  и другие) и в-третьих, частные научные методы, к которым относятся  как  методы  юридической  науки,  так  и  методы  тех  наук,  которые  изучают  предмет регулирования создаваемого нормативного акта.

Правила юридической  техники – конкретные требования,  предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки  законопроекта (или иного акта)  решаются  вопросы точности  и адекватности  его текстуальной  формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности,  то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:

-  языковые (правила  ясности,  точности,  нейтральности,  экономичности  юридических текстов,  однозначности  используемых  в  тексте  терминов,  совершенства  синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и другие);

- логические (правила тождества  интерпретации тождественных   объектов, структурирования текста  правового акта, пересекаемости  правовых нормативов и так  далее);

- гносеологические (правила  отражения социального явления   адекватными лингвистическими  средствами,  точности  определения  предмета  регулирования  правового   акта, познание контекста разрабатываемого  акта).

Можно выделить следующие  правила юридической техники (они  носят рекомендательный характер, но, тем не менее, являются общепризнанными  правилами):

1. Законопроект должен содержать лишь один предмет регулирования, отражаемый, как правило, в наименовании законопроекта.

2. Логическая последовательность изложения текста акта. Вначале требуется изложение норм материального права, затем процессуальных норм; сначала общих, а после – конкретизирующих. Следует избегать ненужных повторений правовых предписаний.

3. Максимальная краткость и компактность изложения нормативного материала. Закон не может предусмотреть все конкретные ситуации, поэтому он не должен носить излишне детализированный характер. В то же время краткость и лаконичность изложения текста не должна приводить к использованию чересчур общих и абстрактных формулировок. Нельзя допускать возможности двойного толкования некоторых статей и норм.

4. Использование специального языка законопроекта, терминов и дефиниций. При разработке законопроекта предпочтительно ориентироваться на тот круг лиц, которые будут использовать данный закон в своей повседневной практике.

В литературе чаще всего  выделяют следующие виды юридической  техники:

1) законодательная (нормотворческая,  законотворческая  техника);

2) правоприменительная (правореализационная или техника  индивидуальных  правовых  актов);

3) интерпретационная   или  техника  актов  официального  толкования;

4) техника  систематизации  и  учета  нормативных   правовых  актов; 

5) техника  обнародования  (опубликования)  нормативных   правовых  актов. 

В качестве самостоятельных  видов юридической техники иногда также рассматриваются: техника  судебной речи, нотариальной деятельности, следственных  действий  и  так далее.  И  хотя  все направления  юридической  деятельности,  в  совокупности  образующие  юридическую  технику, имеют  огромное значение, особая роль, как уже говорилось ранее, принадлежит законотворчеству и, соответственно, - законодательной технике, используемой при разработке законодательных актов. Именно этот вид юридической техники имеет наибольший научный и практический интерес.

Важно, чтобы каждый юридический  документ имел свои реквизиты, то есть такие внешние обозначения, которые  бы отражали предмет регулирования, сферу действия и другие параметры, облегчающие  оперативный  поиск  и  использование  нужной  правовой  информации.  Речь  идет, прежде  всего,  о  форме  акта (закон,  указ,  постановление  и  так далее);  его  наименовании (закон  о ветеранах,  закон  об  акционерных  обществах  и  тому подобное);  территориальном  масштабе  действия (федеральный  закон,  закон  субъекта  Республики Беларусь),  решение  органа  муниципального  образования;  месте  и времени  принятия,  подписания,  регистрационном  номере,  а  также  о  должностных  лицах, подписавших эти документы. Употребление этих на первый взгляд несложных обозначений имеет свое своеобразие и различные варианты написания.

Что  касается группы правил, приемов и  других  элементов  юридической  техники, относящихся  к структуре, языку, логике изложения, то тут на первое место выходят  требования о непротиворечивом  изложении  нормативного  материала, его полноте, ясности, понятности, взаимосвязи  с уже  действующими правовыми  предписаниями в рамках соответствующих   институтов,  отраслей  и  всего  законодательства  в  целом. 

Логическую  схему  построения нормативных правовых актов и  прежде всего законов можно свести к трем наиболее значимым частям:  общей,  основной и заключительной. Структурными элементами текста акта  выступают разделы, главы, статьи, пункты. В основной части находят отражение  компетенция органов государственной  власти, права и  обязанности  субъектов права, порядок осуществления деятельности в рамках  регулируемых отношений, меры ответственности и другие вопросы.

В заключительной части (заключительных и (или) переходных  положениях) устанавливаются  порядок  и  сроки  вступления  акта  в  силу,  предстоящие  изменения  в законодательстве и  некоторые другие вопросы.

Сейчас большинство принимаемых  законов имеют более или менее  стройную логическую структуру.  Однако  все  еще  немало  законодательных  актов, где, например,  фигурирует  такая формальная запись об ответственности  за нарушение устанавливаемых предписаний, как запись ”в соответствии с действующим  законодательством“.

Отдельную и довольно обширную тему в рамках юридической техники  составляет язык законодательных  актов. Его  характерными  чертами  являются  безличность, нейтральность, точность, конкретность, простота и  лаконичность.  Язык закона, других правовых документов строг, стандартен, официален. Отметим, что образцом блестящей лаконичности и афористичности, но одновременно непревзойденной точности и глубины  мысли до сих пор является язык законов Древнего Рима. Сегодня во многих странах установлены  нормативные  предписания по формулированию текстов  законов,  использованию определенного  словарного арсенала в юридических  конструкциях.  Характерным  примером  в  этом  отношении  может  служить  ”Справочник по нормотворческой  технике“ Германии.

Основные требования к  стилю и языку нормативных  правовых актов выражаются, в  частности,  в  необходимости  использования  в  тексте  закона  терминов  с  четким  и  строго очерченным  смыслом,  употребления  слов  и  выражений в прямом и непосредственном их значении, отказа от  неоправданных  неологизмов, не устоявшихся терминов, жаргонизмов, перебора с иностранной лексикой. Общее правило в правотворчестве здесь сводится к тому, что использование  иностранных  терминов  допустимо  в  тех  случаях,  когда  они  понятны  и  когда отсутствует соответствующий термин в русском языке. Важным элементом юридической техники является юридическая терминология - словесное обозначение государственно-правовых понятий.

Она имеет своеобразную классификацию  и состоит из определенных  подвидов: общеупотребительная терминология, специальная юридическая  терминология и специальная неюридическая  терминология.

Кроме того, в составе  юридической техники выделяют специальные средства или нетипичные нормативные построения и предписания. К ним относят: правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, юридические конструкции, правовые символы. Нетипичные нормативные предписания, так же как и нормы права, выполняют регулирующее назначение.

Нетипичные  нормативные  предписания - это  предписания,  в  которых  отсутствуют свойства нормы права. Они не содержат (чаще всего) известных элементов нормы  права и имеют как бы ”дополнительный  характер“ по отношению ко всему  праву.

Правовые  презумпции - это  предположения  о  наличии  или  отсутствии  определенных фактов,  которые  подтверждаются  или  опровергаются  в  процессе  доказывания.  Классическим вариантом  является  презумпция  невиновности.  Различают  общеправовые,  межотраслевые  и  отраслевые  презумпции.  К  общеправовым  презумпциям,  многие  из  которых  одновременно являются  принципами  права,  относят:  истинность  и  целесообразность  норм  права; правосубъектность  лиц  и  организаций,  вступающих  в  правовые  отношения; добропорядочность  граждан; знание  законов  субъектами  права  и  другие. Межотраслевые  презумпции:  презумпция отцовства; презумпция  равенства  доли  имущества  каждого  из  супругов  при  разделе  его  и  другие. Примером  отраслевой  презумпции  служит  презумпция  о  значительном  повышении  степени общественной опасности  деяния при его совершении группой  лиц. 

Правовые фикции - сформулированные в законодательстве положения о  несуществующих фактах, которые признаются существующими, а потому имеющими определенные юридические последствия. Применение фикций  имеет  длительную  историю - они  использовались  еще  в практике римского права. Общеизвестен пример, когда при одновременной смерти родителей и детей в результате кораблекрушения или сражения применялось правило: если вместе с  родителями погибали несовершеннолетние дети,  то пережившими предполагались родители; если же погибали родители и их совершеннолетние дети, то пережившими предполагались дети. Классическим примером фикции в гражданском праве является начало исчисления срока для признания гражданина умершим или безвестно отсутствующим. Применяя этот прием юридической техники, законодатель дисциплинирует участников гражданского процесса, добивается четкой организации судопроизводства, своевременного разрешения дел в судах.

Правовые  аксиомы - это  положения, которые  не  требуют  доказательств  в  юридическом  процессе. Они так же, как и  неопровержимые презумпции,  взаимосвязаны  и  очень  схожи с принципами  права, хотя и не тождественны  с  ними. В отечественной юридической науке этот термин появился сравнительно недавно, хотя многие аксиомы были известны с глубокой древности: никто не может быть судьей в собственном деле; никто не может передавать другому  больше прав, чем имел бы сам; никто не обязан сам себя обвинять; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; закон обратной силы не имеет и так далее.

Юридические конструкции - идеальные  модели, схемы, шаблоны структурного построения прав,  обязанностей,  ответственности и  иных  элементов,  используемых  законодателем  для  формулирования правовых норм.  Юридические  конструкции - результат  многовековых  усилий науки  и  практики. Они  упрощают  процесс правового регулирования, делают его более четким, ясным, определенным. Например, в сфере гражданского права - это договор, право собственности; в уголовном праве - состав преступления, невменяемость и другие.

Правовой символ - создаваемый  или санкционируемый государством  условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое или  слышимое образование, которому придается политико-правовой смысл, используемый для передачи правовой информации адресату (Государственный флаг,  Государственный  гимн,  Государственный  герб, сигналы светофора при регулировании дорожного движения, дорожные знаки, логотипы и так далее)24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Возрастание  роли  права   и   правового   регулирования   потребовало качественного улучшения  законодательной деятельности.

Правовое  государство   не   может   не   придавать   особого   значения   и систематизации права, его упорядоченности, согласованности  и непротиворечивости всех его частей. Правовая система должна  быть  чуткой  к процессам общественной жизни.

Правовое государство  предполагает также и стабильность законодательства. Без  этого  право  теряет  свой  авторитет.  Частая  смена правовых  форм  -  свидетельство   того,   что  не  найдены рациональные законодательные решения. Не способствует авторитету права  множественность  правовых актов,  регулирующих тот  или иной вопрос. Правильным  является утверждение, что законы, которые  часто меняются, перестают работать. Частая смена законов говорит  о том, что правовая сторона  решаемой  проблемы недостаточно проработана. Можно  сделать  и  другой  вывод  законодатель  не придал должного значения закону,  как  социальному  регулятору общественных отношений.

Информация о работе Понятие и принципы нормотворчества