Понятие и принципы нормотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:11, курсовая работа

Краткое описание

Обоснованием актуальности выбранной мною темы является то, что процесс нормотворчества является неотъемлемой частью существования любого общества и государства в целом. Ведь, менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных социальных процессов в рамках правовых норм, совершенствование права и развитие общества. Как отмечал Томас Гоббс: ”Только в государстве и обществе существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков, и таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства и общества в целом“ . Проще говоря, с того самого момента, когда возникла необходимость регулирования отношений между государством и обществом в целом и отдельно в каждом из этих элементов, и возникло нормотворчество.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………

1. Понятие и принципы нормотворчества ……………………………………..
2. Этапы и стадии правотворческого процесса ………………………………..
3. Виды нормотворчества …………………………………………………….....
4. Юридическая техника…………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………

Список использованной литературы и источников…………….......................

Вложенные файлы: 1 файл

ОТП КУРСОВАЯ.docx

— 90.97 Кб (Скачать файл)

Сейчас становится ясно, что без использования качественной теории, без точной научной экспертизы не должен приниматься и  реализовываться  ни  один нормативный правовой акт.

История и практика наших  дней показали, что юридическая наука  в  целом и нормотворчество  в частности должны, основываясь  на   общепризнанных человеческих ценностях  и  идеалах  гуманизма,  выработать  новую  концепцию  совершенствования системы права. Эта концепция в свою очередь  должна  найти свою основу в принципах  правового государства.

В  связи  с  вышесказанным,  одними  из  приоритетных,  первоочередных проблем  в  исследовании  и  совершенствовании  нормотворчества   Республики Беларусь  должны  быть  проблемы  законодательного   закрепления   принципов правового  государства.

 

Использование принципа ”двойных стандартов“ является серьезной  эмпирической проблемой, это выражается, прежде всего, в том, что государственными органами и должностными лицами при  осуществлении правовой политики в  сфере нормативно-правового регулирования  принцип научности нормотворчества  часто только декларируется, а на деле не только к современным научным  исследованиям и новым методикам  подготовки тех или иных видов  нормативных актов, но и к фундаментальным  теоретическим работам нормодатели обращаются крайне редко. Такое положение вещей сказывается, прежде всего, на качестве нормативных актов, которые не могут эффективно регулировать отношения в социуме, поскольку изобилуют коллизиями, неясностями, пробелами.  При этом важность данной проблемы заключается как в осуществляемой политике, так и в низкой квалификации субъектов нормотворчества и субъектов, обеспечивающих различные виды нормотворческого процесса, начиная от законотворчества и заканчивая подготовкой локальных нормативных актов, поскольку нормодатели нередко нарушают, установленные законом, либо исходящие из общей теории права и государства технико-правовые, лингвистических и другие правила, приемы и средства законодательной техники.

Важной проблемой системы  нормативных актов является правовая нестабильность, о чем уже было упомянуто выше, поскольку в отдельные  нормативные акты внесено большое  количество различных изменений  и дополнений, поэтому разобраться  в них не под силу даже опытным  юристам. В связи с этим решить данную проблему могут только высококвалифицированные  нормодатели посредством таких видов систематизации нормативных актов, как кодификация и консолидация, осуществление которых никак не возможно без знаний законодательной техники.

Существует также значительный блок вопросов, связанных с содержательной стороной нормативных актов. На сегодняшний  день продолжают действовать нормативные акты, не соответствующие нормам морали, современным общественным отношениям. Не во всех органах государственной власти осуществлена работа по приведению нормативных актов в соответствие с международными стандартами в области прав и свобод человека и гражданина. Довольно часто в нормативных актах отсутствует механизм выполнения того или иного нормативного документа. Указанные факты говорят о низком уровне правовой культуры разработчиков нормативных актов, а также об отсутствии должного контроля за всеми видами нормотворческого процесса и его результатами, о надобности определения путей и форм его совершенствования, о необходимости повышении качества нормативных документов.

Подводя итоги вышесказанному, хочется сказать о необходимости  сосредоточения системы научно обоснованных знаний о нормотворчестве в рамках отдельной науки. Данная наука и  естественно, учебная дисциплина, займет достойное место в системе  юридических наук, поскольку будет  носить вспомогательный характер по отношению как к общей теории права и государства, так и  к отраслевым наукам (конституционному праву, административному праву, муниципальному праву, трудовому праву).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников:

 

  1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 64 с.
  2. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 года № 361-з (в ред. Закона Республики Беларусь от 02.07.2009 года № 31-з) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 06.07.2009 года № 2/1583.

3.  Васiлевiч, Г.А. Праблемы заканадаучай дзейнасцi у РБ // Весцi АН Беларусi, серыя гуманiтарных навук. – 1993. – № 4.

4. Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. – М., 1996. – 107 с.

5.  Власенко, Н.А. Язык  права. – Иркутск, 1997.

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1991. - 395 с.
  2. Иоффе О.С. Основы авторского права. Авторское право, изобретательское право и право на открытие. – М., 1969.  - 126 с.

8.  Керимов, Д.А. Законодательная  техника. – М., 1997.

9. Коркунов Н.М. Русское  государственное право. Т.2.С.3

10.  Научные основы советского  правотворчества. – М., 1981.

11.  Пономарев А.Я. Психология  творчества. – М., 1976.

  1. Пиголкин А.С. Подготовка проектов нормативных актов.-М.: Юридическая литература, 1968.-167 с.
  2. Тихомиров Ю. А. О правилах законодательной техники //Журнал российского права.-1999, №11, - 110 с.
  3. Усольцева С.В. Теория творчества: правовые аспекты // Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей и студентов юридического института ИГУ (апрель 1999 г.). – Иркутск: Изд-во ЮИ ИГУ, 1999. – 108 с.

15. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. – Казань, 1987. – 199 с.

16. Хилл П. Наука и  искусство проектирования. – М., 1973

17. Явич Л.С. Общая теория  права. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. С. 204; Алексеев С.С. Общая теория  права. В 2 т. – Т. I. – М., 1981. –356 с.

18. Язык закона / Под ред. А. С. Пиголкина.-М.: Юрическая литература, 1990. – 192 с.

19. http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-tomasa-gobsa/

20. http://ru.wikiquote.org/wiki/

21.http://www.fir.bsu.by/chairs/il/studyprocess_il/stukina/stukina_Law_Making_Process. pdf

1 http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-tomasa-gobsa/

2 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. С. 3.

3 http://ru.wikiquote.org/wiki/

4 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1991. С. 395.

5См.: Хилл П. Наука и искусство проектирования. – М., 1973.

6См.: Пономарев А.Я. Психология творчества. – М., 1976.

7 См.: Иоффе О.С. Основы авторского права. Авторское право, изобретательское право и право на открытие. – М., 1969.  С. 3-6.

8 См.: Усольцева С.В. Теория творчества: правовые аспекты // Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей и студентов юридического института ИГУ (апрель 1999 г.). – Иркутск: Изд-во ЮИ ИГУ, 1999.  С. 58.

9 См.: Явич Л.С. Общая теория права. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. С. 204; Алексеев С.С. Общая теория права.          В 2 т. – Т. I. – М., 1981. – С. 306-321.

10 См.: Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. – Казань, 1987.  С. 139.

11 См.: Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. – М., 1996.  С. 7.

12 См.: О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 года   № 361-з (в ред. Закона Республики Беларусь от 02.07.2009 года № 31-з) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 06.07.2009 года № 2/1583. С 34.

13 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября1996 года и 17 октября 2004 года). – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. ст. 7, 8, 21.

14 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 года № 361-з (в ред. Закона Республики Беларусь от 02.07.2009 года № 31-з) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 06.07.2009 года № 2/1583. С.7.

15 См.: Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.2.С.3

16 См.: О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 года    № 361-з (с изм.и доп.). Ст. 7.

17 См.: О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 года      № 361-з (в ред. Закона Республики Беларусь от 02.07.2009 года № 31-з) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 06.07.2009 года № 2/1583. Ст.39.

18 См.: О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 года      № 361-з (в ред. Закона Республики Беларусь от 02.07.2009 года № 31-з) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 06.07.2009 года № 2/1583. Ст.99

19 См.: О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 года      № 361-з (в ред. Закона Республики Беларусь от 02.07.2009 года № 31-з) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 06.07.2009 года № 2/1583. Ст.47.

20 См.: О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 года      № 361-з (в ред. Закона Республики Беларусь от 02.07.2009 года № 31-з) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 06.07.2009 года № 2/1583. Ст.48.

21 См.: О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 года     № 361-з (в ред. Закона Республики Беларусь от 02.07.2009 года № 31-з) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 06.07.2009 года № 2/1583. Ст.79

22 См.: О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 года      № 361-з (в ред. Закона Республики Беларусь от 02.07.2009 года № 31-з) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 06.07.2009 года № 2/1583. Гл.16.

23 См.: О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 года      № 361-з (в ред. Закона Республики Беларусь от 02.07.2009 года № 31-з) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 06.07.2009 года № 2/1583. Ст.65.

24 http://www.fir.bsu.by/chairs/il/studyprocess_il/stukina/stukina_Law_Making_Process.pdf


Информация о работе Понятие и принципы нормотворчества