Понятие и сущность конституционного права Российской Федерации как отрасли российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является комплексное обоснование ведущей роли конституционного права как отрасли российского права.
Выше обозначенная цель предопределила выдвижение следующих задач: 1) определить понятие и выявить сущность конституционного права Российской Федерации как отрасли российского права; 2) проанализировать специфику конституционного права Российской Федерации как ведущей отрасли права; 3) сделать собственные выводы.
Методы исследования: изучение теоретического материала; комплексный анализ монографических и учебных изданий, публикаций журнальной периодики; анализ полученных данных, их логическая интерпретация, теоретическое обобщение, формулирование положений и выводов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Конституционному праву.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Например, нормы главы 7 Конституции РФ, закрепляющие основы организации и деятельности судебной власти, лежат в основе таких отраслей права, как уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное.

Истоками  других отраслей права также служат нормы Конституции. Таким образом, все без исключения отрасли права своими корнями уходят в Конституцию РФ, исходят от нее, базируются на ее нормах, развивают их, при этом всегда должны соответствовать предписаниям, содержащимся в диспозициях конституционных норм. Ведь нормы Конституции РФ — это не просто нормы права, а нормы Основного Закона государства, который имеет высшую юридическую силу: законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ)19.

Таким образом, конституционное право России является основой всей правовой системы страны, дающей начало, жизнь всем другим отраслям права. Все это ставит конституционное право не в один ряд со всеми отраслями права, входящими в систему российского права, а в особое положение в системе права.

Конституционное право — не просто отрасль, а ведущая  отрасль российского права. Но при этом необходимо заметить, что «ведущая», «основополагающая» роль конституционного права распространяется не на всю отрасль конституционного права, а, прежде всего, на нормы Конституции — Основного Закона страны.

Что же касается норм, которые  содержатся в других источниках конституционного права (федеральные законы, регламенты палат Федерального Собрания, указы Президента РФ, акты Правительства РФ и др.), то они, занимая свою нишу в иерархии источников права, никакой ведущей, базовой роли не играют.

В качестве примера таких  «рядовых» норм конституционного права  можно привести нормы Регламента Государственной Думы РФ. Не несут на себе печать «ведущих» абсолютное большинство норм конституционного права, которые содержатся в федеральных законах и регламентируют достаточно обстоятельно, проникая во все «поры», федеративное устройство России, организацию и деятельность органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов, Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. В этих сферах нормы конституционного права, проникая во все «поры», регламентируют многие конкретные, частные общественные отношения20.

Следует отметить, что  существует тенденция отпочкования от конституционного права таких отраслей права, как федеративное право, парламентское право, конституционное правосудие, право общественных объединений, и других (президентское право). Если эта тенденция сохранится и завершится признанием новых отраслей права в качестве самостоятельных, то в конституционном праве значительно сократится удельный вес «обычных», «рядовых» правовых норм, т.к. они перейдут в парламентское и другие новые отрасли права, и значительно возрастет удельный вес исходных, основополагающих норм, которые служат базой для развития других отраслей права. В этом случае почти все нормы конституционного права станут исходными, базовыми, основополагающими и для новых отраслей права — федеративного, парламентского, президентского, права общественных объединений, церковного права.

По нашему убеждению, в этом случае роль конституционного права не только не снизится, а возрастет как отрасль права, составляющая основу всей правовой системы страны. От этого процесса «отпочкования» выигрывают и новые отрасли права — они станут более эффективными. К ним возрастет внимание правовой науки и законодательной практики.

Таким образом, определяя место конституционного права РФ в системе российского права, можно сделать следующий вывод: конституционное право занимает ведущее место в системе российского права, потому что:

1) его нормы  закрепляют основополагающие принципы  устройства общества и государства, принципы демократического, федеративного, правового, социального государства, являются теми задачами, которые государство обязано реализовать и которые, хоть и медленно, но постепенно претворяются в жизнь, преобразуя общество и государство;

2) нормы конституционного  права выступают в качестве  исходных начал для всех других отраслей российского права;

3) нормы Конституции,  как основного источника конституционного права, обладают высшей юридической силой.

Резюмируя все вышеизложенное в данной главе, можно сделать  следующие выводы:

1. Сущность природы  конституционного права, как и  всего российского права в  целом, состоит в социальном  плюрализме;

2. Социально-регулятивная роль этой отрасли права состоит в том, чтобы не допустить насильственного захвата власти каким-либо экономически сильным или социально активным классом, группой или слоем населения, злоупотреблений средствами массовой информации со стороны разного рода экстремистов, пропаганды насилия, войны, аморальных идей;

3. Роль социального регулятора крайне сложна, поскольку конституционное право строится на принципах равноправия всех людей, закрепления их свободы независимо от классов и социальных слоев. Но именно эта роль присуща конституционному праву, заложена в его основные принципы и нормы;

4. «Конституционное право» — термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права в системе национального права, т.е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории России; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки;

5. Конституционное право как отрасль права — это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечивающих правовыми средствами условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами;

6. Конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях «личность — коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) — общество — государство»;

7. Конституционное право занимает ведущее место в системе российского права, потому что: 1) его нормы закрепляют основополагающие принципы устройства общества и государства, принципы демократического, федеративного, правового, социального государства, являются теми задачами, которые государство обязано реализовать и которые, хоть и медленно, но постепенно претворяются в жизнь, преобразуя общество и государство; 2) нормы конституционного права выступают в качестве исходных начал для всех других отраслей российского права; 3) нормы Конституции, как основного источника конституционного права, обладают высшей юридической силой.

 

Глава 2. Специфика конституционного права Российской Федерации как ведущей отрасли права

2.1. Предмет и метод конституционного права как отрасли права

Основные, определяющие критерии любой отрасли права  — самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Уяснение вопроса о  предмете отрасли права является необходимой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойственных ее нормам и институтам, специфики правового регулирования. Кроме того, без знания предмета каждой отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Надо четко уяснить, нормы какой отрасли подлежат применению в каждом конкретном случае.

Предметом конституционного права являются те общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права. Из сформулированного выше понятия  конституционного права следует, что нормы этой отрасли права регулируют общественные отношения, возникающие, во-первых, по поводу установления правового статуса таких субъектов социальной деятельности, как: а) личность; б) гражданское общество и его основные структурные элементы; в) государство и его органы; и, во-вторых, в связи с взаимодействием этих субъектов в самых различных сочетаниях при выполнении своих функций21.

Круг таких социальных отношений достаточно широк. И в  зависимости от характера этих отношений они могут регулироваться нормами соответствующих отраслей права (административного, финансового и др.). В чем же специфика тех общественных отношений, которые составляют предмет регулирования норм конституционного права? Особенность этих общественных отношений, прежде всего, в том, что они охватывают все, повторяем, все сферы деятельности (организационную, экономическую, политическую, социальную и др.) личности, общества и государства, которые регулируются нормами российского права. Видимо, в связи с этой особенностью и появилась в юридической литературе концепция о совпадении предмета конституционного права и предмета всего российского (национального) права.

Вот что пишет по этому  поводу А.Н. Кокотов: «Совокупный предмет  всех отраслей национального права является предметом и конституционно-правового регулирования, на который конституционное право воздействует с помощью своих специфических средств. Предмет конституционного права и предмет национального права принципиально совпадают. Конституционное право работает везде, где работает национальное право. По крайней мере, конституционное право в силу своей общеправовой и общесоциальной специализации тяготеет к отождествлению собственного предмета правового регулирования с предметом регулирования национального права»22. Развивая эту мысль, А.Н. Кокотов видит своеобразие конституционного права в его «проникновении во все «поры» национального права, в задании общего поля и режима функционирования всех его отраслей и субъектов»23.

Можно ли согласиться с  таким пониманием предмета конституционного права? В самом деле, есть ли основания для отождествления предмета конституционного права и предмета всего российского права? На наш взгляд, нет, и вот почему.

А.Н. Кокотов утверждает, что нормы конституционного права  «работают везде, где работает национальное право» и что они проникают во все «поры» национального права. Разве это так? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем несколько примеров. Регламентируя отношения собственности, национальное право, а точнее его отрасль, именуемая гражданским правом, регулирует порядок заключения договоров купли-продажи, пересдачи имущества в аренду, сроки исполнения имущественных обязательств и т. д. Однако, разве в этой сфере общественных отношений нормы конституционного права «работают»? Разве они проникают в эти «поры» гражданского права? Нет.

Для другого примера  возьмем налоговые отношения. Нормы  российского права, а точнее налогового, регулируют виды налогов, размер и порядок их уплаты, устанавливают санкции для тех, кто нарушает сроки уплаты, и т.д. Однако, разве все эти отношения, все эти «поры» регулируются нормами конституционного права? Разве по этим частностям, в сфере этих конкретных налоговых отношений «работают» нормы конституционного права? Конечно, нет. Если обратиться к нормам конституционного права, то они действительно не обходят молчанием ни вопросы собственности, ни вопросы налогообложения. Более того, они не просто касаются вопросов собственности или налогообложения. Нормы конституционного права закрепляют главные, основополагающие общественные отношения в сфере собственности и налогообложения. Так, по поводу собственности в Конституции РФ записано: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8). Кроме того, в ч. 1 той же ст. 8 закреплено: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

Таким образом, предметом  конституционного права являются не все общественные отношения, связанные с собственностью, а главные, базовые. То же самое можно сказать и о налоговых отношениях. Если предметом налогового права являются все налоговые общественные отношения, то предметом конституционного права являются не все налоговые отношения, а лишь базовые, определяющие. Они закреплены в ст. 57 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Следовательно, предмет конституционного права и предмет российского (национального) права не совпадают, не являются тождественными и равновеликими. Более того, если сравнивать их по кругу регулируемых нормами права общественных отношений, то необходимо признать, что предмет конституционного права является лишь частью предмета всего российского права. Но если предметы других отраслей права (гражданского, уголовного и др.) самостоятельны, независимы друг от друга, то предмет конституционного права, регулируемые им общественные отношения, существуют не отдельно, не изолированно от общественных отношений, регулируемых другими отраслями права, а являются для всех них исходными, базовыми, главными. И в этом вторая особенность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права24.

Из приведенных выше примеров по поводу социальных отношений налогообложения можно сделать такой вывод: все правовые налоговые отношения регулируются нормами отраслевого, в данном случае, налогового права, а исходные, главные общественные отношения в сфере налогов являются предметом конституционного права. Такая же закономерная связь существует между исходными общественными отношениями, закрепленными нормами конституционного права, и общественными отношениями, регулируемыми другими отраслями российского права (административного, уголовного, финансового, гражданского и др.).

Следовательно, предметом  конституционного права являются те общественные отношения, которые служат основой для тех общественных отношений, которые регулируются нормами всех других отраслей российского права. Но при этом следует иметь в виду, что при традиционном подходе к определению содержания конституционного права, охвату регулируемых им общественных отношений, не все общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, являются базовыми. Так, правовые отношения, которые возникают в процессе организации федеративного устройства государства, в процессе организации и деятельности органов законодательной власти, Конституционного Суда РФ, общественных объединений, в том числе политических партий, а также церкви, регулируются нормами конституционного права. Но далеко не все эти отношения можно характеризовать как фундаментальные, базовые, хотя они и регулируются нормами конституционного права.

Информация о работе Понятие и сущность конституционного права Российской Федерации как отрасли российского права