Понятие и сущность права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 06:05, контрольная работа

Краткое описание

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.

Содержание

1. Введение
2. Формальное определение права как разновидности социальных норм
3. Основные концепции понимания сущности права
а) Теория естественного права
б) Нормативизм
в) Социологическое направление
4. Социальная ценность и функции права
5. Принципы права
6. Заключение
7. Список использованной литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

теория государства и права.docx

— 44.22 Кб (Скачать файл)
 

 

       Содержание

       1. Введение

       2. Формальное определение права как разновидности социальных норм

       3. Основные концепции понимания сущности права

       а) Теория естественного права

       б) Нормативизм

       в) Социологическое направление

  1. Социальная ценность и функции права
  2. Принципы права
  3. Заключение

       7. Список использованной литературы  и источников 

 

        1. Введение

       Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение  права обусловлено процессом  социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей  к современной, государственно-правовой.

       На  любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные  и общеобязательные для всех его  членов правила и нормы поведения  – нормативный порядок. Без наличия  соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.

       Соблюдение  такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является признаком  и назначением всякой общественной власти. Именно определенная нормативная  организация всего социума и  упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного  насилия. Однако наличие официальной  власти ещё не означает наличие права. Право (оформленное в виде государственной  власти) возникает тогда, когда в  обществе появляются свободные и  несвободные люди. Власть в первобытном  обществе – это власть рода в  целом, а не отдельных его членов. Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода.

       На  смену институтам и нормам родовой  власти приходят право и государство, как всеобщая и необходимая форма  защиты свободы индивидов – субъектов  права и государства и регулятора их взаимоотношений. Право и государство  возникают и развиваются как  две взаимосвязанные части единого  по своей сути способа существования  свободных людей. Под государством понимается такая форма официальной  социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет права и нет государства. Конечно, наличие несвободных людей (объектов права и государства) не является их обязательным признаком. Исторический прогресс права как формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое неравенство не исчезло. Однако природа и сущность права, его основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его существования. 

 

        2. Формальное  определение права  как разновидности  социальных норм 

       Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных  общественных явлений.

       Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, ещё  римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается  одним каким-либо признаком или  значением.

       "Право  – это нормативная форма выражения  свободы, посредством принципа  формального равенства людей  в общественных отношениях".1

       "Право  – это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая  общая мера свободы и равенства,  получающая посредством официального  выражения общеобязательную силу".2

       «Право  как юридическое явление выступает  прежде всего в виде определенной системы социальных норм поведения  людей, т.е. правил, регулирующих отношения  людей между собой: их поведение  в обществе, в семье, во взаимоотношениях с органами государства, а также  в предпринимательских и иных деловых отношений между людьми и организациями.

       К социальным нормам относятся и другие виды норм, поведения людей (обычай, нормы нравственности или морали, религиозные заповеди и обряды, деловые  обыкновения). Однако право занимает среди социальных норм особое место, обусловленное историческими условиями  его возникновения и последующего развития.»1

       Право - это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование общественных отношений.

       Норма указывает на границы, пределы, в  которых тот или иной объект сохраняет  свое качество, способность к функционированию, остается самим собой.

       Социальные  нормы - это правила, регулирующие поведение  людей в обществе. Для них характерно:

  1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя (людей; общественные отношения; поведение людей).
  2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в становлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание;
  3. Нормативность. Она проявляется и в неоднократности действия социальных норм.
  4. Социальные нормы есть меры свободы индивида.
  5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.
  6. Процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентированных порядков реализации, действия социальных норм.
  7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.
  8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества.

       В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разновидности  взаимодействуют в рамках нормативной  системы общества. Политические нормы  выделяются прежде всего по содержанию и сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут содержаться  не только в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и в нормативно-правовых актах. Политические нормы регулируют отношения и деятельность субъектов  политики: народов, наций, классов, отдельных  политиков, граждан и государства  и др.

       Обычаи - это правила поведения, складывающиеся исторически.

       Технико-юридические  нормы - это нормы, которые в качестве диспозиции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в  качестве санкции (охранительной нормы) - юридическую норму. Поэтому их можно  расценивать и как юридические  нормы технического содержания, и  как разновидность технических  норм.

       «Обыденные  представления о праве чаще всего  связаны с определением права  в субъективном смысле – право  как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распоряжаться под защитой государства  без чьего либо вмешательства (право  на труд право на отдых и т. д.).

       Профессиональное  понимание права практикующими  юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право  в объективном смысле), исходящих  от государства или поддерживаемым им в качестве масштаба (средства) решения  юридических дел.

       Доктринальное (научное) понимание права требует  синтетического (интегративного) определения. Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.» 

 

       3. Основные концепции  понимания сущности  права 

       Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условии, которыми объясняется происхождение государства. Безусловно, у разных народов возникновение  права связано с особенностями, однако имеются и общие закономерности.

       В первобытном обществе поведение  людей определялось обычаями, которые  формировались в процессе общения  людей друг с другом, отражали нравственные устои и принципы. С усложнением  социальной структуры общества, появлением разнообразных и противоположных  интересов обычаи уже не могли  обеспечить единообразное поведение, удовлетворить интересы разных социальных групп. Возникла потребность в новом  социальном регуляторе, который бы имел общеобязательную силу. Таким  социальным регулятором явилось  право, создаваемое государством.

       Право было необходимо для установления и  поддержания единого для всего  населения общественного порядка, единых отношений собственности, развития всех сфер общественной жизни.

       Основные  отличия права от правил поведения  первобытного общества заключаются  в следующем:

       а) право создается государством, обычаи первобытного общества формируются  в процессе их многократного применения, в ходе общественной практики;

       б) право выражает государственную  волю, обычай первобытного общества - волю всех членов родовой общины;

       в) право гарантируется государственным  принуждением, обычай - общественным осуждением;

       г) право приобретает официально-документальную форму, записывается, обычай имеет устный характер.

       Сущность  и содержание права обусловлены  материальными условиями жизни  общества, уровнем его социального, политического, духовного и культурного  развития, историческими и национальными  традициями. Право закрепляет в нормах сложившиеся общественные отношения, обеспечивая тем самым их стабильность и устойчивость. Круг общественных отношений, регулируемых правом, не остается неизменным. В процессе развития общества он может расширяться или сужаться, когда отдельные отношения включаются в сферу правового регулирования, либо исключаются из неё. Примером расширения сферы действия права являются отношения  в области экологии. Пренебрежительное  и варварское отношение человека к природе вызвали необходимость  её правовой защиты, принятия ряда правовых актов, регламентирующих вопросы рационального  использования и защиты окружающей среды.

       С развитием общества и государства  изменяются не только пределы воздействия  права на общественные отношения, но и его содержание. Так, право в  период существования СССР предусматривало  такое основание прекращения  гражданства как лишение гражданства. Лишение гражданства означало утрату человеком советского гражданства  без его согласия по инициативе государственного органа. Сегодня по Российскому праву  никто не может быть лишен своего гражданства.

       право нормативизм свобода равенство

       а) Теория естественного  права 

       Существует  несколько теории происхождения  права. Естественно - правовая теория сформировалась в период буржуазных революции XVII- XVIII вв. и была направлена против феодальных представлений о праве и государстве. Представителями школы естественного права являются Г. Гроции, Ж. - Ж. Руссо, Д. Локк, А.Н. Радищев.

       Основные  положения: наряду с правом, созданным  государством существует высшее естественное право, свойственное человеку от природы; естественное право служит критерием  оценки права, созданного государством. Все, что противоречит праву естественному, не должно считаться правом; основу права составляют такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство; основными идеями естественного  права провозглашались право  частной собственности, право на жизнь, личную свободу, стремление к  счастью, равенство.

       Идеи  и основные положения естественного  права нашли свое отражение в  конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции России прямо указывается  на то, что “основные права и  свободы человека неотчуждаемы и  принадлежат каждому от рождения”1 (ст. 17, п. 2).

       Тем самым подчеркивается, что они  “не даруются и не устанавливаются  “свыше” каким бы то ни было государственным  или иным органом, а возникают  и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих, причин.

       Естественно-правовой подход понимает право как данное человеку изначально (богом, разумом, природой вещей) идеальное право, которое  выражает объективные ценности и  требования человеческого бытия, и  является безусловным источником и  абсолютным критерием всех человеческих установлений, включая позитивное право  и государство. Важно заметить, что  всем естественно-правовым концепциям права, в той или иной мере, присущ принцип противопоставления идеального "естественного", права человеческому "искусственному" праву.

       Исторически естественно-правовые концепции были первыми, их истоки тянутся к ранним мифологическим и религиозным воззрениям на земные порядки, формы устройства общественной жизни людей. Они появились еще во времена формирования первобытных человеческих сообществ. Согласно ним все правила и установления, действующие в отношениях между людьми, восходят к сверхчеловеческому, божественному источнику и должны быть земным воплощением естественного (т.е. божественного) порядка справедливости. Например, у древних греков выражение такого порядка воплощено в богине справедливости Фемиде (образ которой и сегодня символизирует право). Исследования представлений о праве в Древней Греции развивались в целом в русле поисков объективных основ полиса.

       Так философ Гераклит, рассматривал полис  и его законы как отражение  космического порядка, нечто общее, одинаково божественное и разумное по их истокам и смыслу. Справедливость состоит в том, чтобы следовать  божественному порядку. К концепции  Гераклита восходят те естественно-правовые доктрины, которые под правом понимают норму всеобщего разума, подлежащую выражению в позитивном законе. У  Демокрита в развернутом виде встречается характеристика закона и государства как вторичного по отношению к "природе", соответствие ей Демокрит рассматривал как критерий справедливости. В дальнейшем многие философы четко противопоставляют  искусственному закону полиса право  по природе как разумное начало. Причем некоторые, например, Калликл, утверждали аристократическую концепцию права, по которой законы устанавливают  слабые в своих интересах, а естественное право состоит в господстве сильных  над слабыми. Другие, например, Алкидам  обосновывали идею естественного равенства  и свободы всех людей (включая  и рабов). Они утверждали, что у  всех людей естественные потребности, неравенство же проистекает из человеческих законов.

Информация о работе Понятие и сущность права