Понятие и сущность права, его основные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное изучение проблемы определения понятия права и его сущности. К задачам данного исследования можно отнести:
• конкретизировать на основе имеющихся определений понятие права;
• показать место и роль права;
• выявить сущность права и назначение;
• изучить функции права.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и основные признаки права
1.1 Основные теории права 5
1.2 Понятие и признаки права 11
Глава 2. Сущность, назначение и функции права. Право и государство
2.1 Сущность права 16
2.2 Право и государство 20
2.3 Назначение и функции права 22
Заключение 30
Список используемой литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа понятие и сущность права его основные признаки Артемов А.А. 16 группа ТГП (1).docx

— 56.53 Кб (Скачать файл)

Уяснение  вопроса о сущности права также, как и уяснение вопроса о понятии права, представляет определенную сложность, поскольку в литературе отсутствует однозначное решение этого вопроса. Кроме того, в ряде современных учебников по теории государства и права этот вопрос или вообще не рассматривается, или подменяется вопросом о понятии права. В этой связи хотелось бы обратить внимание на узловые моменты, связанные с уяснением данного вопроса, и предложить некоторые варианты его решения.

Прежде  всего, нужно отметить, что вопрос о сущности права рассматривается  в юридической науке либо с  классовых, либо с обще-социальных, надклассовых позиций. Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведенную в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчеркивала классовый характер права и сущность права видела именно в этой воле. С точки зрения марксистко-ленинской теории право по своей сути и есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов.

Иного, обще-социального  подхода в понимании сущности права придерживаются так называемые немарксистские теории, к которым  относятся и теория естественного права, и юридический позитивизм, и нормативизм, и социологическая юриспруденция, и многие другие. Они по-разному определяют сущность права – как политическую справедливость, как божественную волю, как общую волю, как меру свободы, как защищенный интерес и т.д. – но ни одна из них не рассматривает право с классовых позиций и не сводит его к возведенной в закон воле того или иного класса.

Преимущественно с обще-социальных позиций характеризует  сущность права и современная  отечественная теория государства  и права, хотя единое понимание сущности права здесь тоже отсутствует. В  частности, одни исследователи сущность права видят в том, что право  – это обеспеченный государственным  принуждением мощный социально-нормативный  регулятор, определитель возможного и  обязательного поведения. По мнению других право по своей сущности - это охраняемая государственным  принуждением нормативная форма  упорядочения и стабилизации общественных отношений. С точки зрения третьих  сущностью права является обусловленная  материальными и социально-культурными  условиями жизнедеятельности общества общая воля, которая выражена в  законе и вследствие этого выступает  в качестве общего масштаба, меры поведения  и деятельности людей. Наконец, четвертые  сущность права видят в том, что  право – это мера свободы (а  также справедливости), гарантированная  государством. Встречаются и другие высказывания относительно сущности права.

Не вдаваясь в анализ тех или иных взглядов на сущность права, необходимо обратить внимание на то, что не бывает сущности права вообще, а есть сущность естественного  права, т.е. права в обще-социальном смысле, и сущность позитивного права, т.е. права в юридическом смысле, есть сущность объективного права и  сущность субъективного права. Это разные сущности, поскольку естественное и позитивное право, объективное и субъективное право – разные явления.

Сущность  права в обще-социальном смысле (сущность естественного права), как представляется, непосредственно выражена в его  понятии. Это социально оправданная, обусловленная общественными потребностями, признанная сообществом людей свобода, возможность определенного поведения. Иными словами, право в обще-социальном смысле с точки зрения его сущности есть свобода поведения. Но это свобода не любого поведения, а поведения, которое оправдано социальными условиями жизни людей, признается и одобряется обществом. Близкой к сущности естественного права, но все же не тождественной ей, можно считать сущность субъективного права. Субъективные права – это, как отмечалось выше, закрепленные в объективном праве или дозволенные им возможности, свобода определенного поведения участников общественных отношений. Поэтому сущность субъективного права тоже составляет свобода, но в отличие от естественного права это не столько социально оправданная свобода, сколько признанная или установленная государством свобода. Государство, регулируя общественные отношения, определяет в своих нормах меру, границы свободы участников этих отношений, одновременно обеспечивая, охраняя эту свободу. Даже тогда, когда государство признаёт естественные права человека и закрепляет их в своих нормах, оно превращает эти права в субъективные, и социально оправданная свобода, составляющая сущность этих естественных прав, превращается в признанную государством свободу. Следовательно, сущность субъективного права будет составлять свобода (мера свободы), которая установлена или признана государством и гарантирована им. Что же касается объективного права, то о нем, в принципе, тоже можно говорить как о свободе, поскольку государство, регулируя общественные отношения, в своих нормах определяет свободу поведения участников общественных отношений. Однако это, как представляется, не выражает сущности объективного права. Ведь государство в своих нормах определяет не только права, т.е. свободу поведения, но и обязанности, которые выступают в качестве требований, предъявляемых государством к участникам общественных отношений, и которые ограничивают их свободу. Кроме того, государство в своих нормах может закреплять и произвол, который никак не согласуется с правом, а является его антиподом. Объективное право – это государственный регулятор общественных отношений. «Его назначение состоит в том, чтобы создавать и поддерживать в обществе определенный порядок, порядок, который необходим в первую очередь государству и тем, чьи интересы оно выражает. Такой порядок создается по воле государства, и эта воля всегда проявляется в нормах позитивного права. Она и будет, на мой взгляд, составлять сущность объективного права».

 

 

 

 

2.2 Право и государство

 

 

 

Это вопрос о соотношении, взаимодействии права  и государства. Хотя право и государство  – совершенно различные социальные явления, они тем не менее тесно связаны между собой, находятся в неразрывном единстве и определенным образом взаимодействуют друг с другом.

В ряде современных  учебников по теории государства  и права обращается внимание на то, что в вопросе о соотношении  права и государства существует два основных подхода: этатический и естественноправовой. Эти подходы именуют также концепциями – соответственно этатически-тоталитарной и либеральной.

Этатический (государственный) подход исходит из приоритета (примата) государства над правом. С точки зрения этого подхода право есть продукт, результат деятельности государства. Оно всецело зависит от государства, поскольку им устанавливается или санкционируется.

Естественноправовой подход в отличие от этатического наоборот исходит из приоритета (примата) права над государством. Согласно этому подходу право возникает раньше, чем государство, и государственной властью не устанавливается. Более того, государство в своей деятельности должно быть связано правом и подчиняться ему. Несложно заметить, что каждый из этих подходов базируется на определенном понимании права. Поэтому вопрос о соотношении права и государства связан с вопросом о понятии права и решается в зависимости от того, какой смысл вкладывается в это понятие. Если право рассматривать в обще-социальном смысле, то в соотношении с государством оно, безусловно, должно обладать приоритетом. Во-первых, оно возникает до и независимо от государства и, во-вторых, государство в принципе должно его учитывать (и на самом деле учитывает), желая того или не желая. Трудно себе представить, чтобы государство вообще не признавало естественного права и никак не учитывало его в своих нормах. Хочет оно того или нет, но как организация, управляющая обществом, государство вынуждено, хотя бы в минимальной степени, считаться с требованиями естественного права. Иначе будет выглядеть соотношение государства с позитивным правом, т.е. с правом в юридическом смысле. Здесь уже бесспорен примат государства перед правом, ибо позитивное право – продукт деятельности государства. Вместе с тем едва ли правильно абсолютизировать этот примат. Несмотря на то, что нормы позитивного права устанавливаются или санкционируются государством и в них выражается государственная воля, позитивное право не является произвольным творением государства. Государство, как только что было отмечено, все равно вынуждено так или иначе считаться с естественным правом, складывающимся в обществе помимо воли государства. В связи с этим государство не столько творит позитивное право, сколько юридически оформляет то, что уже созрело в обществе в качестве объективных потребностей, хотя не следует отрицать и того, что в позитивном праве могут закрепляться и волюнтаристские установления государства.

Рассматривая  соотношение государства и позитивного  права, важнее обратить внимание на их неразрывную взаимосвязь и невозможность  существования друг без друга, поскольку  как государство не может обойтись без позитивного права, так и позитивное право не может обойтись без государства. Государство не может обойтись без позитивного права прежде всего потому, что при помощи позитивного права оно себя юридически закрепляет и оформляет, так сказать, конституирует. В нормах позитивного права закрепляются форма правления, форма государственного устройства, политический режим, система государственных органов и другие атрибуты государственной власти. Кроме того, государство использует позитивное право в качестве регулятора общественных отношений. С помощью юридических норм государство упорядочивает многие общественные отношения, направляя их развитие в нужное русло и создавая в обществе необходимый порядок.

С другой стороны, позитивное право не может  обойтись без государства. Без него оно не может ни возникнуть, ни функционировать. Нормы позитивного права либо устанавливаются, либо санкционируются  государством. Следовательно, без государства, без государственного участия позитивное право просто не способно возникнуть. Вместе с тем без государства  оно не способно и функционировать, так как государство не только защищает нормы позитивного права, поддерживая их силой своего принуждения, но и в необходимых случаях  обеспечивает и даже организует их реализацию.

 

 

 

 

2.3 Назначение и функции права

 

 

 

Говоря  о понятии и сущности права, нельзя не остановиться и на таких вопросах, как социальное назначение и функции  права. Уяснение этих вопросов позволяет  понять, почему существует право и  какую роль оно играет в общественной жизни. Выше уже не раз отмечалось, что право – это регулятор  общественных отношений. Собственно говоря, в этом и заключается социальное назначение права. Общественная жизнь требует урегулированности и порядка. Без этого общество просто не в состоянии существовать и нормально функционировать.

Урегулированность и порядок на протяжении всей истории человеческого общества поддерживались различными социальными нормами. Сначала это были обычаи. Затем по мере усложнения общественной жизни появляются и другие социальные регуляторы – мораль, корпоративные нормы и т.д. С возникновением государства появляется позитивное право. Государство, придя на смену родоплеменной организации общества и став органом социального управления, перестает довольствоваться теми нормами, которые сложились до его появления. Стремясь подчинить своему влиянию общественную жизнь, оно создает собственный регулятор общественных отношений – позитивное право, вначале приспосабливая для этого отдельные обычаи, а затем устанавливая и собственные правила поведения.

Итак, назначение права (позитивного права) состоит  в том, чтобы определенным образом, как правило в интересах государства, регулировать общественные отношения и создавать необходимый в обществе порядок.

В ряде современных  учебников и учебных пособий  по теории государства и права  можно встретить высказывания о  том, что социальное назначение права  состоит в обеспечении свободы, утверждении в обществе начал  справедливости, в создании необходимых  условий для реализации прав граждан  и нормального существования  гражданского общества в целом. «Ничего  не имея против этого (в принципе так  оно и должно быть), хочу лишь заметить, что такого рода высказывания относятся  по большей части к современным  демократическим правовым системам, а также к праву будущего, которое  со временем станет выразителем и  обеспечителем общечеловеческих идеалов и ценностей. Однако подобные высказывания нельзя распространить на многие правовые системы прошлого, тем более на правовые системы недемократических государств».

Назначение  позитивного права не следует  отождествлять с его ролью  в жизни общества (такое отождествление иногда допускается). Роль позитивного  права не сводится только к регулированию  общественных отношений. Регулирование  общественных отношений – это  главное, что характеризует роль позитивного права в обществе. Вместе с тем позитивное право способно, например, быть критерием оценки поведения людей или являться носителем информации.

Роль  позитивного права в общественной жизни, в том числе и его  социальное назначение, проявляется  в его функциях. Функции права  – это определенные направления  воздействия позитивного права  на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются  сущность позитивного права, его  назначение и роль в общественной жизни. Исходя из этого, можно отметить следующее:

  1. Функции позитивного права – это определенные направления его воздействия на общественные отношения и общество в целом. Каждая функция права представляет собой своеобразный «вектор» воздействия права на общественные отношения или общество в целом. Это может быть как регулирующее, так и какое-либо иное воздействие. В этой связи едва ли можно согласиться с определениями, в которых под функциями права понимаются только основные направления и только регулирующего (юридического) воздействия права на общественные отношения.
  2. Функции позитивного права – это такие направления его воздействия на общественные отношения и общество в целом, в которых так или иначе проявляется сущность права (позитивного). Сущность права как бы является в его функциях, выходит через них из глубины на поверхность. Особенно это касается основных функций права, выражающих его роль как регулятора общественных отношений. Анализируя основные функции той или иной конкретной правовой системы, мы можем выявить сущность позитивного права, составляющего основу этой правовой системы.
  3. Функции позитивного права – это направления его воздействия на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляется также социальное назначение и роль права в общественной жизни. Иными словами, функции права позволяют в развернутом виде раскрыть и охарактеризовать как назначение позитивного права, т.е. его служебную роль, так и роль позитивного права в общественной жизни вообще, т.е. его обще-социальную роль.

Информация о работе Понятие и сущность права, его основные признаки