Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать систему конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, их понятие, классификацию и содержание. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- дать понятие конституционных прав и свобод;
- провести классификацию прав и свобод;
- проанализировать содержание и виды прав и свобод;
- выявить проблемы гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения, вторгаться во внутренний мир человека.

Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательною ареста, от нарушения прав человека при аресте.

Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24).

Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Важное место в числе прав и свобод личности занимает свобода передвижения.

В ч. 1 ст. 27 Конституции указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В настоящее время, когда успехи цивилизации достигли высокого уровня, свобода передвижения является не только естественной потребностью человека, но и необходимым условием достижения других социальных благ, таких как право на труд, отдых и др. А в условиях социальной напряженности возможность смены места жительства является иногда единственным способом сохранить одно из важнейших прав человека - право на жизнь, обеспечить достойное его существование.

Помимо естественного характера к признакам прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободный выезд и беспрепятственное возвращение граждан относится их субъективный характер.

Такой концепции придерживается Н.А. Лимонова, под правом на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, понимает конституционно закрепленную и гарантированную государством реальную, постоянную и неотчуждаемую совокупность правомочий любого индивида совершать конкретные действия по реализации права, требовать от государства, всех юридических и физических лиц исполнения обязанностей по соблюдению указанного права, а также обращаться за государственной или общественной защитой в случае нарушения ими этих обязанностей.

К личным правам и свободам относится право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).

Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий.

Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями самой свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.

 

§3. Политические права и свободы

 

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30—33 Конституции) связаны, как правило, с обладанием гражданством (ст. 30, 31, 33).

Естественный характер прав и свобод гражданина обусловлен тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.

В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма касается и политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).

Рассматриваемое право осуществляется гражданами в различных формах как непосредственно, так и через представителей.

Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Действующее законодательство о референдуме и выборах обеспечивает широкие гарантии реализации этих прав граждан.

Референдум — форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования.

В Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации" подробно определен порядок реализации инициативы. По сравнению с ранее действующим законодательством этот порядок стал значительно более сложным, что обусловлено необходимостью выявить реальную поддержку данной инициативы достаточно широкими слоями граждан страны.

Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие вопроса референдума требованиям, предусмотренным в Законе, и принимает соответствующее решение. Решение ЦИК РФ о несоответствии закону вопроса референдума может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней — своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.

Эффективность реализации названных политических прав связана с активностью, инициативой граждан, зависящих, в свою очередь, от уровня их политической и правовой культуры. Повышение этого уровня на современном этапе имеет первостепенное значение.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32, ч. 4) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" определены виды федеральной государственной службы: гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба, государственная гражданская служба субъектов Федерации.

Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право — важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих социальных и общественно-политических проблем.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

Важной вехой в развитии системы общественных объединений явились отмена ст. 6 Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы советского общества, и признание принципа многопартийности.

Многие общественные объединения принимают участие в общественно-политической жизни страны, в защите законных прав и свобод граждан. Свою роль в этой защите играют многочисленные неправительственные правозащитные организации (НПО), объединения инвалидов, чернобыльцев, защиты прав потребителей, пенсионеров, защитников природы, окружающей среды, женские, молодежные, детские, объединения солдатских матерей и другие.

Особое место в системе общественных объединений, как и вообще в политической системе любого демократического государства, занимают политические партии. Они создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных кампаниях, вовлечены непосредственно в решение государственных проблем.

Важным принципом любого правового демократического государства является многопартийность, отрицание установления какой-либо идеологии в качестве господствующей.

Так, на август 2004 г. существовали 44 партии, имеющие право принимать участие в выборах. Численность созданных партий, как правило, незначительна, слаба социальная база. Такая ситуация в целом закономерна.

Для формирования партий требуются длительное время, многократная "обкатка" их программ и организационных структур в процессе избирательных кампаний, многолетняя работа по вовлечению в свои ряды широких слоев населения, достаточно высокий уровень политической культуры и политической активности граждан.

В последнее время проявилась тенденция воздействовать на нормализацию партийного строительства законодательным путем: увеличена необходимая численность членов партии, чтобы быть зарегистрированной в таком качестве; ужесточены требования к наличию региональных отделений партии, повышен процент голосов, поданных за партию и необходимых для ее участия в распределении мандатов ("заградительный барьер"); только за партиями закреплено право выдвигать списки кандидатов при выборах в Государственную Думу, которая формируется теперь только по пропорциональному принципу (нет депутатов-одномандатников); введено государственное финансирование партий). Эти и другие меры получили отражение в изменениях Федерального закона "О политических партиях", принятого 11 июля 2001 г. и действующего в ред. от 21 июля 2005 г.

Закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В Законе детально урегулирован порядок создания политической партии.

Государство оказывает поддержку политических партий, обеспечивает им равные условия доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, в предоставлении помещений, средств связи, участия в избирательных кампаниях и др.

Важной формой государственной поддержки политических партий является их государственное финансирование из средств федерального бюджета.

На государственное финансирование имеют право только те партии, за список кандидатов которых на выборах депутатов Государственной Думы проголосовали не менее 3% избирателей. Вместе с тем за партией закреплено право отказаться от государственного финансирования.

Важнейшим назначением политических партий является участие в выборах. Одной из массовых форм общественных объединений являются профессиональные союзы. Порядок их создания, основные права, гарантии этих прав, их защита, ответственность профсоюзов определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. от 9 мая 2005 г.).

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.

 

§4 Экономические, социальные и культурные права и свободы

 

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют экономические, социальные и культурные права и свободы к ним относятся: свобода предпринимательской деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи; право социального обеспечения; право на жилище; право на охрану здоровья; на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; право пользования учреждениями культуры (ст. ст. 34-44). Многие из них закреплялись в предшествующих конституциях. Но отличие действующей Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых прав и свобод, но и в иной трактовке их содержания.

Информация о работе Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданин