Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:42, реферат
В истории каждого государства можно выделить определенные периоды (этапы), возникающие и прекращающиеся в каждом из них в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. Нельзя сказать, что каждое государство было когда-то, например, рабовладельческим, поскольку возникновение и смена этапов происходит в связи с целым комплексом причин, которые для каждого государства своеобразны и связаны с историческими событиями, традициями, расположением на планете и т.д.
Констатируя тот факт, что современное буржуазное государство является сложным политическим организмом, учитывающим реалии временного развития, сглаживающим противоречия между различными социальными группами и слоями, классами общества (государе венное регулирование экономики, установление минимального уровня заработной платы, проведение социальных программ, осуществление пенсионного обеспечения), подчеркнем, что все это осуществляется в интересах имеющего политическую власть многочисленного слоя собственников, частных предпринимателей.
Согласно формационной теории - это
высший и последний исторический
тип государства. Это организация
политической власти трудящихся во главе
с рабочим классом, важнейшая
организационная форма
1) Экономическую базу соц.
2) Социалистическое государство
с момента своего рождения
становится орудием
3) Социалистическое государство
имеет более широкую
Исходя из данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества- рабочего класса.
Социалистическое
государство и право
Если все предыдущие государства были основаны на частной собственности, то экономическую основу социалистического государства составляет общественная собственность в различных ее формах дает возможность ликвидировать эксплуатацию человека человеком устранить причины, ее порождающие.
Модель
социализма 30-50-х годов базировалась
на полном огосударствлении основных
средств производства, вмешательстве
государства во все сферы общественной
жизни, административно-командной
Современная модель социализма реально ставит человека с его потребностями и интересами в центр всей общественной жизни, освобождает его от патерналистской политики государства, допускает разнообразие форм собственности, утверждает трудовой характер присвоения, гарантирует социальную справедливость в распределительных отношениях, социальную защищенность малоимущих через государственные и общественные фонды, устанавливает экономические методы хозяйствования при демократизации планирования, отдает предпочтение регулирующей роли рынка, развитию науки и культуры, обеспечивает формирование правового государства.
Перечисленные идеи совпадают с общечеловеческими ценностями, реализация которых может осуществляться, как представляется, в различных государственных формах, что дает основание не противопоставлять их, а находить как общее в реализации этих ценностей, так и особенное. Современное цивилизованное государство — это институт, направленный на организацию нормальной жизни и развития общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами.
В силу этого
под типом государства и права
понимаются взятые в единстве наиболее
общие черты различных
Исходя из основных исторических типов
государств, формационная теория утверждает,
что в рамках одного и того же
исторического типа государства, как
правило, существуют его разновидности.
Их возникновение при одинаковой
экономической и классовой
Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.
Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.
Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.
В развитии цивилизации проходят несколько этапов.
Первый этап – это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.).
Второй этап – это особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
Третий этап – это современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
а) Место
государства в первичной
Существуют различные
Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации де6лятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.
Первичные цивилизации принимают
государственно-страновой, хотя нередко
и имперский характер. Обычно к
ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую,
ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую,
сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую
и др. Их анализ показывает огромную
роль государства как объединяющей
и организующей силы, не определяемой,
а определяющей социальные и экономические
структуры. Отличительной особенностью
этих обществ было соединение государства
с религией в политико-религиозном
комплексе, где государство –
более чем государство. Религия
же прямо включает в себя обожествленного
правителя, т.е. государство в культе
вождя, фараона, раджи, микадо и т.д.
В первичных восточных
Вторичные цивилизации – это
западноевропейская, восточноевропейская,
североамериканская, латиноамериканская,
буддийская и др. В них проявилось
отчетливое различие между государственной
властью и культурно-
Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.
Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999